Е.Г. БУЛЫГА,
учитель биологии и экологии,
МОУ Федоровская СОШ № 2,
Тюменская обл.
Задачи по генетике
Использование генетических задач
повышенного уровня сложности при изучении
раздела «Основы генетики и селекции»
Целью изучения биологии на профильном
уровне в старшей школе является развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учеников, освоение ими
системы биологических знаний на высоком уровне.
При изучении раздела «Основы генетики
и селекции» эта цель может быть реализована
через формирование у учеников умений и навыков
решения генетических задач различного уровня
сложности.
Кроме задач, составленных с учетом
взаимодействий аллельных генов, которые
обусловливают доминантное, рецессивное
наследование признаков, явление неполного
доминирования, целесообразно вводить анализ
наследования признаков, являющихся следствием
взаимодействия неаллельных генов. Решение
подобных задач способствует пониманию того, что
генотип – это целостная в функциональном плане
система взаимодействующих генов.
Наиболее способным ученикам можно
поручить самостоятельно составить подобные
задачи. Использование заданий такого уровня
сложности предполагает усвоение стереотипных
вариантов наследования признаков и способствует
реализации еще одной важной цели профильного
биологического образования воспитание
убежденности в познаваемости живой природы.
Промежуточное наследование цвета у
ночной красавицы
Взаимодействие неаллельных генов
Комплементарное взаимодействие.
Комплиментарность (взаимодополняющее действие
генов) – явление, когда признак развивается
только при взаимном действии двух доминантных
неаллельных генов, каждый из которых в
отдельности не вызывает развития признака.
Пример № 1. Наследование окраски
околоцветника у душистого горошка:
А – синтез бесцветного
пропигмента;
а – отсутствие пропигмента;
В – синтез фермента, превращающего
пропигмент в пурпурный пигмент;
b – отсутствие фермента;
AАbb – белый околоцветник;
аaBB – белый околоцветник;
А-В- – пурпурный околоцветник.
Пример № 2. Наследование окраски у
мышей.
Аллельный ген А контролирует
синтез черного пигмента у мышей;
а – отсутствие пигмента;
В – ген, обеспечивающий скопление пигмента
преимущественно в основании и на конце волоса;
b – равномерное распределение пигмента;
А-В – серая окраска шерсти у мышей (агути);
А-bb – черная окраска шерсти;
ааВ- – белая шерсть;
ааbb – белая шерсть.
Пример № 1. Наследование окраски
плодов у некоторых тыкв:
В – желтая окраска;
b – зеленая окраска;
А – подавляет проявление окраски;
а – не препятствует проявлению окраски;
В-А- – белая окраска плодов;
bbA- – белая окраска плодов;
В-аа – желтая окраска плодов;
bbaa – зеленая окраска плодов.
Пример № 2. Наследование окраски
оперения у кур:
А – черная окраска;
А – белая окраска;
I – ген, подавляющий проявление окраски;
i – ген, не препятствующий проявлению
окраски;
А-I- – белая окраска;Ъ
ааI- – белая окраска;
А-ii – черная окраска.
При эпистазе модулирующее действие
заключается в подавлении одними генами функции
других генов. Гены, оказывающие такой эффект,
называются ингибиторами, или супрессорами.
Гены, усиливающие функции других генов,
называются интенсификаторами.
Полимерия – явление, когда
несколько неаллельных доминантных генов
отвечают за сходное воздействие на развитие
одного и того же признака. Чем больше таких генов
присутствует в генотипе, тем ярче проявляется
признак. Такие гены называются множественными,
полимерными, или полигенными и
обозначаются одной буквой латинского алфавита с
цифровыми индексами.
Пример. Наследование окраски зерен
у пшеницы:
А1А1 А2А2 –
красные зерна;
любые три доминантных аллеля – светло-красные
зерна;
любые два доминантных аллеля – розовые зерна;
любой один доминантный аллель – светло-розовые
зерна;
а1а1 а2а2 – белые
зерна.
Пример. Ген, отвечающий за развитие
укороченных ног у кур, определяет развитие
укороченного клюва.
Задачи
№ 1. Каким будет генотипическое и
фенотипическое расщепление в первом поколении
гибридов при скрещивании растений душистого
горошка, имеющих генотип: ааВВ и АаВb; ААbb
и АаВb?
№ 2. Каким будет потомство от
скрещивания мышей агути, имеющих генотип АаВb,
между собой? Какое фенотипическое и
генотипическое расщепление вы ожидаете получить
в анализирующем скрещивании, если предполагаете,
что исследуемая особь, имеющая серую окраску,
является гомозиготной по двум генам?
Гетерозиготной по двум генам?
№ 3. Желтые тыквы, имеющие генотип Вbаа,
размножаются самоопылением. Какое
генотипическое и фенотипическое расщепление вы
ожидаете получить у гибридов F1?
Какие результаты вы ожидаете получить
при скрещивании зеленых и белых
дигетерозиготных тыкв?
№ 4. Какие результаты
анализирующего скрещивания вы ожидаете
получить, если исследуете генотип растений
пшеницы, имеющих розовые зерновки?
№ 5. Доминантный ген, вызывающий развитие
укороченных ног у кур, одновременно вызывает
укорочение клюва. У гомозиготных цыплят клюв так
мал, что они гибнут из-за невозможности пробить
скорлупу и выйти из яйца. Каковы будут генотипы и
фенотипы 600 цыплят, полученных от скрещивания
между собой гетерозиготных птиц с укороченными
ногами? Сколько цыплят при этом погибнут, не
вылупившись из яиц?
Литература
Богоявленский Ю.К., Улиссова Т.Н.,
Яровая И.М., Ярыгин В.Н. Биология. – М.:
«Медицина», 1999
Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов
В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь
генетических терминов. – М.: Вузовская книга, 2001
Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н.,
Синельщикова В.В. Биология. – М.: Высшая школа,
1999
|