П.Н. БЕРДИКОВА,
учитель биологии
МОУ «Хандыгская СОШ»,
Республика Саха (Якутия)
Основы медицины
Элективный курс для учащихся 9–11-х
классов
Предлагаемый элективный курс может
поддержать и углубить знания учащихся по
биологии (анатомии), валеологии. Он предназначен
для учащихся 9–11-х классов медико-биологического
профиля или естественного цикла. Изучение этого
поможет проверить целесообразность выбора
профиля дальнейшего обучения и будущей
профессии выпускника.
Курс опирается на знания и умения,
полученные учащимися при изучении анатомии,
валеологии. В процессе обучения учащиеся получат
информацию по основам медицины: уход за больными;
источники инфекции; профилактические прививки;
первая медицинская помощь; общие нормы
санитарной гигиены; применение лекарственных и
средств и др.
Задачи курса
1. Формирование умения и навыков
комплексного осмысления знаний, полученных на
уроках биологии. 2. Формирование знаний о
санитарно-гигиенических требованиях в труде,
быту.
3. Освоение приемов первой медицинской помощи.
Основные требования к знаниям и
умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
– организацию медицинской службы;
– классификацию инфекционных болезней;
– правила ухода за больными;
– правила проведения лечебных процедур;
– особенности работы младшего и среднего
медицинского персонала;
– правила оказания первой медицинской помощи;
– правила выписки и хранения лекарств;
– правила хранения медицинских препаратов, и
применения.
Учащиеся должны уметь:
– практически применять знания в
жизни;
– ухаживать за больными терапевтическими,
хирургическими, новорожденными, инфекционными;
– оказывать доврачебную помощь;
– иметь представление о выписке и хранении
лекарств;
– использовать средства дезинфекции;
– применять средства личной гигиены;
– транспортировать больных.
Элективный курс рассчитан на 68 (34) часа.
Резервное время – 6 (3) часов.
Учащиеся, прослушавшие элективный
курс, сдают зачет, им выдаются сертификаты.
Программа курса
Тема 1. «Введение» – 2 ч.
Тема 2. «Общие сведения по
медицинскому обслужива-нию» –5 ч (3 ч).
Урок 1. Наблюдение за больными.
Урок 2. Лечебные и диагностические
процедуры.
Урок 3. Клинические анализы.
Экскурсия в больницу, в клиническую
лабораторию.
Тема 3. «Рецепты. Общие сведения о
выписке рецептов» – 9 ч (4 ч).
Урок 1. Что такое рецепты. Правила
выписки
Уроки 2–6. Лекарственные препараты,
часто применяемые при:
а) ОРВИ;
б) ангине;
в) мышечных болях;
г) заболеваниях сердца;
д) заболеваниях желудка, печени;
е) головных болях;
ж) глазных болезнях;
з) кожных заболеваниях;
и) болезнях ушей, носа;
к) гнойничковых заболеваниях.
Экскурсия в больницу, в кабинет
терапии. Приглашение школьного фельдшера.
Тема 4. «Лечебное питание
больных» – 9 ч (4 ч).
Урок 1. При язвенных болезнях.
Урок 2. При болезни печени.
Урок 3. При гастритах.
Урок 4. При детских болезнях.
Урок 5. Хирургических больных.
Урок 6. Питание беременных.
Урок 7. При аллергических болезнях.
Урок 8. Совместимость и калорийность
продуктов.
Практикум 1. Составление диет.
Практикум 2. Расчет суточного
потребления калорий.
Тема 5. «Уход за больными» – 9 ч
(4 ч).
Урок 1. Уход за терапевтическими
больными.
Урок 2. Уход за инфекционными
больными.
Урок 3. Уход за хирургическими
больными.
Урок 4. Уход за новорожденными детьми.
Урок 5. Уход за больными детьми.
Урок 6. Уход за здоровыми детьми.
Урок 7. Уход за лор- и
офтальмологическими больными.
Урок 8. Уход за тяжелыми больными.
Экскурсии в больницу: в отделение
терапии, в детское отделение.
Тема 6. «Опасные инфекции» – 8 ч
(4 ч).
Урок 1. Общие сведения об инфекциях.
Урок 2. Источники заражения и пути
передачи инфекции.
Урок 3. Инкубационный период при
некоторых инфекционных заболеваниях.
Урок 4. Сроки изоляции больных и
средства или методы защиты лиц, обращающихся с
ними.
Урок 5. Способы и сроки взятия
материалов (анализов) для лабораторных
исследований.
Урок 6. Гельминтология.
Приглашение врача-инфекциониста и
фельдшера школы.
Тема 7. «Венерические
заболевания» – 3 ч.
Урок 1. Кожные заболевания.
Урок 2. Аллергические пробы.
Урок 3. Заболевания, передающиеся
половым путем:
а) СПИД;
б) сифилис;
в) гонорея, трихомонеллез.
Приглашение врачей дерматолога и
венеролога.
Тема 8. «Общая иммунизация
населения» – 2 ч.
Приглашение детских врачей
Тема 9. «Общие сведения о работе
медицинского персонала» – 4 ч.
Урок 1. Медсестра стоматологического
кабинета.
Урок 2. Медсестра хирургического
кабинета.
Урок 3. Медсестра рентгеновского
кабинета.
Урок 4. Медсестра детского отделения.
Экскурсия в рентгеновский кабинет.
Приглашение врачей-специалистов.
Тема 10. «Доврачебная помощь, или
Это должен знать каждый» – 10 ч (5 ч).
Практикум:
травмы и несчастные случаи;
классификация ран и их осложнения;
виды кровотечений;
наложение стерильных повязок на
голову, грудь, живот, конечности;
синдром длительного сдавливания при
закрытых повреждениях;
переломы;
ожоги и травматический шок;
внезапное прекращение сердечной
деятельности и дыхания;
обморожение, тепловые удары;
укусы змей, насекомых;
гигиена больного и ее значение при
лечении;
лечебные процедуры (ингаляции,
компрессы, горчичники, обтирания, аппликации,
грелки с горячей водой, льдом, градусники) ;
применение лекарств, дозировка,
хранение;
транспортировка больных.
|