Н.А. АНТОНЮК,
Владимирская обл.
Земледелие XXI века
Программа элективного курса
Мы не получаем землю в наследство от
родителей, мы берем ее в долг у наших детей и
внуков.
Девиз эколога-земледельца
Пояснительная записка
В июле 2000 г. в г. Суздале прошел III съезд
Докучаевского общества почвоведов Российской
Академии наук. На съезде было подчеркнуто, что
«если продолжать хозяйствовать на земле теми же
методами, что и сейчас, то через пару десятков лет
наши земли могут оказаться бесплодными и
пустынными». Почвенный покров – это не только
сельскохозяйственный ресурс, но и фундамент
всего живого на Земле.
Большинство земель территории нашего
села неплодородные или малоплодородные.
Возникла необходимость внедрения
эколого-биологической системы земледелия,
которая позволит земледельцам села возродить
плодородие почвы и получить чистую пищевую и
кормовую продукцию.
Программа элективного курса
«Земледелие XXI века» призвана помочь школьникам
сделать правильный выбор научно обоснованных
решений по экологическому земледелию и
предоставляет возможность им лично участвовать
в восстановлении плодородия почв своих
приусадебных участков.
Главная цель курса – воспитание
экологической культуры подростков на основе
теоретических знаний, наблюдений и практических
действий.
Программа нацелена на решение следующих
задач:
– содействовать становлению у
школьников знаний о способах создания системы
экологического земледелия;
– формировать экологический способ мышления,
мотивировать необходимость перехода на
биологическое (органическое) земледелие;
– выращивать на землях, удобренных биогумусом,
более высокие урожаи экологически чистой
сельскохозяйственной продукции.
Содержание и структура курса
построены в соответствии с логикой
экологического воспитания. Программа рассчитана
на 24 ч (2 ч в неделю) во втором полугодии и включает
в себя следующие разделы.
1. Введение (1 ч).
2. Почвы приусадебных участков села (6 ч).
3. Культурные растения и плодородие почв (4 ч).
4. Дождевые черви и экология земледелия (11 ч).
5. Подведение итогов работы курса (2 ч).
Расширение программы до 36 часов
возможно за счет проведения исследовательских
работ следующего направления:
– зависимость скорости роста и
плодовитости червей от характера
перерабатываемого субстрата;
– проведение опытов на приусадебном участке или
на учебном опытном участке с целью выяснения
влияния биогумуса и/или гуминовых препаратов на
развитие и урожайность сельскохозяйственных
культур, на обильность цветения и/или окраску
декоративных цветов.
Программа предусматривает основные
формы и методы работы: экологические
исследования, практические и самостоятельные
работы, наблюдения, практическая деятельность в
природе, моделирование, мозговой штурм.
Основное содержание программы
Тема 1. «Введение». Предмет,
содержание и задачи элективного курса. Методы
экологических исследований. Техника
безопасности и пожарной безопасности при
проведении исследовательских работ и
практической деятельности в природе. Почва –
основное богатство России. Выявление актуальных
проблем сельского хозяйства и поиск решения
методом мозгового штурма.
Тема 2. «Почва приусадебных
участков села» (6 ч). Характеристика почв
различных типов (глинистая, суглинистая,
супесчаная, песчаная), общие физические свойства
почвы (механический состав, структура, влажность,
кислотность, засоленность). Антропогенное
воздействие на почву.
Практические работы.
1. Оценка экологического состояния
почвы по ее составу.
2. Оценка экологического состояния почвы на
основе определения общих физических свойств.
3. Самостоятельные работы «Мой приусадебный
участок». Консультации по выполнению и обработке
результатов.
А. Определение антропогенных
нарушений.
Б. Определение плодородия почвы по степени
заселенности участка дождевыми червями (метод
почвенных раскопок).
В. Обследование почвы на зараженность
проволочником.
Тема 3. «Культурные растения и
плодородие почв». Зеленые удобрения-сидераты,
их экологическая роль и способы использования.
Севооборот – сердцевина экологии земледелия.
Моделирование наиболее рациональных схем
севооборота. Решение экологических задач.
Практическая деятельность на учебном опытном
участке. Смешанные посевы и посадки.
Тема 4. «Дождевые черви и экология
земледелия». Исключительная роль дождевых
червей как почвенных животных (Ч.Дарвин).
Разведение дождевых червей и производство
биогумуса в нашей стране. Технологические черви
и особенности их жизнедеятельности.
Культивирование дождевых червей в лабораторных
условиях и на садовом участке. Условия
сохранения червей в почве.
Исследовательские работы.
1. Изучение реакции дождевого червя на
различные раздражители с целью выяснения правил
ухода за этими домашними животными.
2. Выяснение роли дождевых червей в
почвообразовательном процессе (наблюдения в
течение 1 месяца).
3. Влияние дождевых червей на рост и развитие
растений.
4. Влияние биогумуса и «Гумистар» на обильность
цветения комнатных растений.
Практическая деятельность в природе.
1. Заготовка «диких» дождевых червей.
2. Культивирование (размножение) дождевых червей
на приусадебных участках (в течение лета).
3. Компостирование органических остатков.
Тема 5. «Подведение итогов
работы». анкетирование и тестирование.
Ожидаемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
– технику безопасности при работе в
лабораториях и полевых условиях;
– основные направления системы биологического
земледелия;
– особенности культивирования дождевых червей;
– определение понятий: севооборот, ротация,
предшественник, чистый пар, пропашные культуры.
Учащиеся должны уметь:
– давать оценку экологического
состояния почвы;
– написать схему 4-польного севооборота, схему
севооборота для следующего года, перечислить
хороших предшественников;
– культивировать дождевых червей с целью
повышения плодородия почвы;
– выращивать на землях, удобренных биогумусом,
более высокие урожаи экологически чистой
сельскохозяйственной продукции;
– пропагандировать новые знания и внедрение
технологий органических систем земледелия.
Литература
1. Алексеев С.В. и др. Практикум по
экологии – М.: АО МДС, 1996.
2. Игонин А.М. Биогумус на садовом
участке / «Биология». Приложение к газете «Первое
сентября» № 29, 2000, с.10
3. Игонин А.М. Дождевые черви. –
Ковров: ООО НПА «МАШТЕКСТ», 2002.
4. Миркин Б.М. Экология земледелия /
«Биология в школе», № 3, 1993.
5. Сорокина Н.В. Растениеводство. /
«Биология». Приложение к газете «Первое
сентября», № 18, 22–23, 1998.
|