Н.И. АСТАШИНА,
учитель биологии Воротынской СШ,
п. Воротынец, Нижегородская обл.
Творческие задания на уроках биологии
и экологии
Как средство развития индивидуальных
способностей учащихся
Успехи наших детей во многом зависят
от того, насколько применяемые методы обучения
соответствуют их способностям и в какой степени
учитываются их индивидуальные особенности
восприятия, обработки и усвоения информации при
использовании определенных подходов к обучению.
В предлагаемом нами методе
учитываются различия функций полушарий
головного мозга.
Как правило, одно из полушарий
является веду-щим, т.е. определяющим тот или иной
способ познания и творчества. У людей с
доминированием правого полушария наблюдается
способность к целостному, одновременному
восприятию сложных явлений и объектов,
непосредствено-чувственное восприятие,
синтетический склад ума, развиты художественные
способности и т.д. У «левополушарных» людей
наблюдается способность к последовательному,
ступенчато-му познанию, аналитический склад ума,
развито словесно-логическое мышление.
Использование на уроках приемов,
способствующих развитию не только логического,
но и образного мышления, позволяет вовлечь в
активную познавательную деятельность учащихся с
разными типами восприятия, и таким образом
способствуя более успешному решению учебных
задач.
На разных уроках используются
различные приемы, формы и методы обучения в
соответствии с содержанием учебного материала и
учебными задачами.
На мой взгляд, к ниболее удачным из
таких приемов организации учебной деятельности
можно отнести следующие.
I. Использование материалов СМИ на
уроках экологии и биологии по темам, связанным с
изучением современных экологических проблем
Материалы СМИ используются как
источник информации, как материал для
организации самостоятельной исследовательской
работы, наконец, как средство для формирования
экологической культуры школьников. Газетные
публикации удобны для формирования у школьников
навыков логического и критического мышления:
статьи, как правило, имеют небольшой объем и
написаны простым языком. На первых уроках газеты
и статьи подбирает учитель, но в дальнейшем
ученики могут самостоятельно выбирать издания и
материалы.
На уроке экологии по теме
«Экологические проблемы России» можно
предложить учащимся творческое домашнее
задание: найти в газетах статью, отражающую
экологическую проблему любого уровня, и
выполнить с ней работу по следующему плану.
1. Внимательно прочитайте статью.
2. Кратко сформулируйте проблему, о которой идет
речь в статье.
3. Определите масштаб проблемы (глобальный,
региональный, местный).
4. В чем автор статьи видит причину проблемы, ее
опасность? Какие предлагает пути решения?
5. Предложите ваши собственные пути решения
данной проблемы.
В тетрадях запишите краткий отчет о
проделанной работе, обязательно указав вначале
название газеты, ее номер, дату выхода, автора и
название статьи.
Творческое задание либо проверяется
учителем (с обязательными комментариями), либо на
следующем уроке учащиеся выступают с устным
отчетом о выполнении задания.
Обычно, в первый раз работая с
материалами СМИ, учащиеся испытывают
затруднения с анализом материала, часто их
отчеты сводятся к подробному пересказу статьи.
Но в дальнейшем, набираясь опыта такой работы, с
подобными заданиями они справляются успешно и
выполняют их с удовольствием.
Подобные задания можно использовать в
11-м классе для подготовки и проведения
семинарского занятия по теме: «Значение
экологических знаний в жизни человека».
II. Использование творческих заданий на
уроках биологии на этапе проверки знаний
Для проверки знаний предлагаются
небольшие тексты (возможно, сказки) с
биологическими ошибками. В ходе выполнения таких
заданий решается сразу несколько дидактических
задач:
– проверка знания фактического
материала;
– развитие образного мышления;
– осознание возможности практического
использования биологических знаний в жизненных
ситуациях;
– нравственное воспитание.
Так, например, на обобщающем уроке по
теме: «Скелет» в качестве одного из заданий
учащимся можно предложить найти ошибки в тексте
«Весело живем».
ВЕСЕЛО ЖИВЕМ
Сейчас я расскажу вам небольшую
историю, которая случилась с ребятами одного из
классов нашей школы. В школу они ходили, только
чтобы повеселиться. Веселились они и на уроках, и
на переменах. На уроках они любили рассказывать
веселые истории учителям и друг другу. Вот какой
веселый рассказ я услышал однажды на уроке
биологии. Выходит ученик к доске отвечать
домашнее задание и говорит:
– Я вчера в одной книжке прочитал, что
у каждого человека скелет состоит из 200 костей и
даже больше. И причем у всех людей – и у взрослых,
и у самых маленьких. Вот умора! Неграмотный
человек книжку написал. Ведь у маленького
человечка костей-то должно быть меньше, чем у
большого. С возрастом число костей у человека
увеличивается. Надо же – книжку с ошибками
напечатали, вот смех-то!
А в другой раз учитель учеников
насмешил – притащил в класс скелет.
Вот уж детки позабавились, уж они с ним
и так и эдак поиграли – и руки, и ноги от скелета к
себе прилаживали, даже челюсть оторвали! А для
чего же еще учитель скелет-то приносил?!
Поиграли ученики со скелетом и совсем
развеселились. Друг за другом стали бегать – в
общем, догонялки устроили. Тут уж им в классе
тесно стало, в коридор они выбежали и давай друг
за другом по этажам гонять. Весело! И так они
разбегались, что один ученик не удержался и со
всего разбегу в стену врезался. Тут все от смеха и
вовсе за животы схватились. Этот мальчишка
сначала тоже со всеми смеялся, а потом что-то
перестал. Губы скривил, глаза слезами
наполнились. Поглядели ребятишки да и сами
попритихли: рука у него как-то странно
изогнулась, кисть вся распухла, покраснела.
– Ты чего, друг? – спрашивают товарищи
мальчика.
– Больно очень. Я сильно об стенку ударился.
– Ну, до свадьбы заживет! Не дрейфь, иди в класс.
Садись на свое место, да смотри, руку свою никому
не показывай, а не то попадет от учителя!
Одна девочка пожалела мальчика и
говорит:
– На тебе шоколадку, съешь ее, может, и
пройдет рука-то. А на следующей переменке мы еще
повеселимся.
III. Использование творческих заданий на
этапе изучения нового материала
Использование различных творческих
заданий на этапе изучения нового материала
позволяет решить несколько дидактических задач:
– стимулирует познавательную
активность;
– способствует развитию логического и образного
мышления;
– способствует лучшему усвоению нового
материала;
– способствует реализации индивидуальных
способностей детей;
– позволяет реализовать воспитательные
возможности темы.
В 8-м классе, после изучения строения и
функ-ций органов дыхательной системы, перед
проведением урока о влиянии курения на организм
человека учащимся можно предложить опережающее
домашнее задание: самостоятельно прочитать в
учебнике материал об истории табакокурения,
составе табачного дыма и его действии на
организм (Сонин Н.И., Сапин М.Р.. Биоло-
гия. – М.: Дрофа, 2002 г., с. 145) и, опираясь на данный
материал, придумать маленькую сказку под
названием «Дымокур, его друзья и враги» по
следующему плану.
1. Как Дымокур на свет появился?
2. Любимые занятия Дымокура (или в чем вред
курения для организма человека).
3. Друзья и враги Дымокура.
4. Дымокур мне друг или враг (ваше отношение к
курению)?
Кроме материала учебника учащимся
предлагается изучить дополнительную литературу
о влиянии курения на организм человека. Желающие
могут подготовить иллюстрации к сказке. Эту
работу можно выполнять как индивидуально, так и в
группах. Использование такого приема на уроке
«Влияние курения на организм человека»
позволяет ненавязчиво формировать
отрицательное отношение к курению.
IV. Использование краеведческого
материала для организации
мини-исследовательских работ
Использование местного материала на
уроках биологии и экологии позволяет применять
личный опыт учащихся для изучения нового
материала.
Организация урока-исследования
предполагает:
– большую степень самостоятельности
учащихся в приобретении новых знаний;
– наличие у учащихся сформированных навыков
работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого
материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой
группы.
Данная форма организации учебной
деятельности позволяет решать следующие задачи:
– развитие навыков самостоятельного
добывания информации, умения работать с
различными источниками информации;
– развитие навыков работы в группе: совместное
обсуждение вопросов, принятие общего решения;
– развитие познавательной активности;
а также способствует решению
воспитательных задач темы.
Так, например, при изучении темы:
«Естественные экосистемы России» в 9-м классе (Миркин
Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.:
«Устойчивый мир», 1999) урок «Пресноводные
экосистемы» можно провести в форме исследования.
Класс делится на группы, каждая из которых
получает задание для выполнения своей части
исследования.
Результаты работы каждой группы
обобщаются в конце урока.
Задание для 1-й группы:
«Гидробиология».
Изучите материал § 39 и заполните схему,
вписав видовые названия организмов каждой из
упомянутых групп. Найдите эти виды среди
гербарных экземпляров и рисунков. Подготовьте
краткое сообщение по вашей теме для класса. Новые
термины объясните.
Задание для 2-й группы: «Водные
экосистемы особо охраняемых природных
территорий Воротынского района».
Найдите в книге «Особо охраняемые
природные территории Нижегородской области» на
с. 31–33 описание водных экосистем нашего района,
относящихся к этой категории. Прочитайте
материал о них, найдите их на карте Воротынского
района, подготовьте сообщение о них для класса.
Как вы думаете, почему им присвоен такой статус?
Задание для 3-й группы: «Редкие
животные и растения водоемов Нижегородской
области».
Изучите материалы книги «Редкие
животные Нижегородской области» на с. 37–50,
рассмотрите плакаты «Животные Красной книги
Нижегородской области» и «Растения Красной
книги Нижегородской области». Подготовьте
краткий рассказ об этих животных и растениях для
всего класса. Как вы думаете, почему они попали в
Красную книгу?
Задание для 4-й группы: «Чайка – птица
2006 года».
Союз охраны птиц России объявил чайку
птицей 2006 г. Это название целой группы птиц, жизнь
которых связана с пресноводными экосистемами.
Используя материалы книги «Позвоночные животные
Нижегородской области», подготовьте краткий
рассказ о чайках, встречающихся в нашей области.
Задание для 5-й группы: «Анализ
публикаций в СМИ по проблемам, связанным с
пресноводными экосистемами».
Изучите предложенные статьи из газеты
«Берегиня», подготовьте их краткий обзор. Какие
регионы нашей страны они затрагивают?
Задание для 6-й группы:
«Стратегическое планирование».
Обсудите в группе вопросы о роли
пресноводных экосистем в биосфере и их
использовании человеком. Прослушайте
выступления учащихся из других групп,
подготовьте свои предложения о рациональном
использовании пресноводных экосистем.
Таким образом, используя
разнообразные подходы формы и методы обучения,
учитель имеет возможность развивать
индивидуальные особенности учеников,
стимулировать их познавательную активность и, в
конечном итоге, повышать результативность
обучения.
Схема
|