Спортивное питание и здоровье

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

В.Н. ПЛАТОВА

Спортивное питание и здоровье

Изучение темы: «Опорно-двигательная система» является прекрасным способом и поводом к развитию познавательного интереса к анатомии и физиологии человеческого организма у ребят, увлекающихся спортом. Особенно такими его видами, как культуризм (атлетизм), бодибилдинг, силовые виды спорта, легкая атлетика и др.

Современный спорт предъявляет достаточно высокие требова-ния к физической подготовленности спортсменов. Тренировочные нагрузки в последние годы возросли практически во всех видах спорта. Тренировки и соревнования сопровождаются эмоциональным и физическим перенапряжением, что часто приводит к разного рода нарушениям в организме – от обычных болевых ощущений в мышцах до развития серьезных иммунодефицитных состояний.

Спортсмен, достигший определенных результатов в своем виде спорта, но которому не хватает всего чуть-чуть, чтобы победить, начинает задаваться вопросом: что делать? К тому же в его окружении часто муссируются слухи, что «лидеры что-то используют». В итоге он оказывается перед выбором: использовать или нет разрешенные фармакологические препараты или пищевые добавки для повышения эффективности тренировочного процесса, а может решиться на использование допинг-препаратов? В любом случае на выбор спортсмена должны повлиять полученные им сведения о всех плюсах и минусах применяемых препаратов, а также приобретенный им определенный багаж знаний из области биологии и медицины.

В любом виде спорта не обойтись без сильных или выносливых мышц, а для этого нужны белки и углеводы, витамины и минеральные вещества. На рынке спортивного питания для атлета имеется множество пищевых добавок, а фирмы-производители рекламируют чудодейственную силу своих продуктов. Однако там, где делаются большие деньги, велика вероятность и преувеличения эффекта. Спортсмен обычно «покупается» на рекламе в стиле «исповедь чемпиона», часто этикетка и продукция не имеют ничего общего, произволители и торговцы могут некорректно ссылаться на результаты исследований ученых, преувеличивая эффективность продукта или давая неправдивую информацию о дозировке входящих в него компонентов. Имя производителея дает, конечно, определенные гарантии качества, но это не решает всех проблем.

В этой статье мы постараемся описать основные компоненты сбалансированных композитных составов, существующих на рынке спортивного питания, и дать характеристику их влияния на функции организма и работо-способность. Но начать следует с физиологии мышц и возрастных особенностей организма.

I. Возрастные особенности развития организма

Формирование человеческого организма продолжается после рождения и заканчивается к 22–25 годам. В периоды роста и развития организма увеличиваетя масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела. Одновременно происходит развитие функций органов и систем. Каждый период характеризуется своими особенностями. Согласно схеме, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.), различают несколько периодов развития человека (табл. 1).

Таблица 1. Возрастные периоды онтогенетического развития

Основное название

Другие названия

Возраст

Внутриутробное развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез)

Эмбриональный период

Развитие эмбриона

0–3 мес.

Фетальный период

Развитие плода

3–9 мес.

Внеутробное развитие (постнатальный онтогенез)

Период новорожденности, или
Грудной возраст

Неонатальный период

От рождения до 4 нед.
4 нед. – 1 год

Раннее детство

Ясельный возраст

1–3 года

Первое детство

Дошкольный возраст

4–7 лет

Второе детство

Отрочество, младший школьный возраст

Мальчики 8–12 лет,
девочки 8–11 лет

Подростковый возраст

Пубертатный период,
старший школьный возраст

Мальчики 13–16 лет,
девочки 12–15 лет

Юношеский возраст

Юность

16–20 лет

Зрелый возраст – I период

Зрелость

Мужчины 22–38 лет,
женщины 21–35 лет

Зрелый возраст – II период

Зрелость

Мужчины 36–60 лет,
женщины 36–55 лет

Пожилой возраст

 

61–79 лет

Старческий возраст

 

75–90 лет

Долгожители

 

90 лет и старше

В этой схеме учтены не только морфофизиологические особенности человека, но и социальные факторы, ориентированные на систему детских учреждений, связанных с обучением детей и уходом взрослого человека на пенсию.

Рост и развитие организма включают процессы, развития взрослого индивидуума из оплодотворенной яйцеклетки. Рост – это увеличение размеров тела и его частей; под термином «развитие» понимают различные функциональные изменения, происходящие вследствие роста и совершенствования строения органов. Увеличение массы и поверхности тела обусловлено развитием тканей (клеток и межклеточного вещества), органов и отдельных частей тела. Одновременно развиваются функции органов и систем. Рост и развитие – это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма. В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека. Так, например, повышается активность пищеварительных ферментов, со-вершенствуются органы чувств и нервная система, развиваются защитные механизмы против инфекции и др.

Рост организма, его органов и систем с момента рождения до наступления зрелости протекает гетерохронно (от греч. heteros – другой, chronos – время), т.е. неравномерно: периоды ускорения роста чередуются с его замедлением. Быстрее растут и развиваются те органы или системы органов, которые более необходимы для существования организма на данном этапе развития. Так, у новорожденного к моменту рождения сформирована система питания жидкой пищей (молоком). В то же время развитие функциональных систем, в которых в данный момент жизни нет необходимости, задерживается: например, развитие функциональной системы питания твердой пищей. Таким образом, в процессе роста и развития физиологические функции адаптируются к особенностям существования организма, т.е. происходит его индивидуальная адаптация к условиям окружающей среды.

Достижение зрелости – продолжительный процесс. Среди высших млекопитающих у человека самое продолжительное детство, в течение которого происходит развитие мозга и становление психических функций – речи, мышления, сознания. Для их нормального развития необходимо общение с другими людьми. На развитие ребенка оказывают влияние питание, уход, климатогеографические факторы, семья, школа, двор, в котором он живет, окружающие его предметы, люди (дети и взрослые), жизненные события и т.п.

Положительное влияние на рост и развитие организма оказывает и явление гетерозиса (от греч. heteroioises – превращение), или «гибридной мощности», которое проявляется в большей длине тела, ускоренном развитии, болшей продолжительности жизни и длительности репродуктивного периода, в большей устойчивости по отношению к инфекциям. Известно, что гетерозис особенно часто встречается у людей, родители которых относятся к разным национальностям и находились до брака в географическом разобщении.

При родственных браках часто возникает противоположное явление: дети слабо развиты физически, подвержены инфекционным заболеваниям, часто проявляются наследственные нарушения, характерна малая продолжительность жизни.

Учитывая возможности задержки в развитии или часто встречающееся, особенно в последние десятилетия, опережающее развитие, необходимо определять и учитывать биологический возраст человека. Биологический возраст называют возрастом развития. Он отражает рост, развитие, созревание, старение организма и определяется его структурными, функциональными и приспособительными особенностями.

Биологический возраст можно определить по ряду показателей морфологической зрелости:

– степени развития вторичных половых признаков;
– скелетной зрелости (порядок и сроки окостенения скелета);
– зубной зрелости (сроки прорезывания молочных и коренных зубов).

При оценке биологического возраста учитывают также физиологические и биохимические показатели (уровни основного и других видов обмена веществ, особенности сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной и других систем) и уровень психического развития индивида.

Показатели физического развития

К показателям физического развития относят длину и вес тела, обхваты (окружности) головы и грудной клетки. Их называют антропометрическими показателями. Для каждого возрастного этапа характерна их определенная величина.

На протяжении всего периода внутриутробного развития, а также детского возраста развитие организма идет неравномерно. Верхняя часть тела опережает в росте и развитии нижнюю, а центральные части (голова и туловище) развиваются быстрее периферических отделов (конечностей). В период полового созревания конечности растут быстрее головы и туловища (рис. 1).

Рис. 1. Физическое развитие ребенка

Рис. 1. Физическое развитие ребенка идет в двух направлениях: от головы к нижним конечностям – верхние части тела развиваются раньше нижних; участки тела, расположенные ближе к центру, развиваются раньше периферических участков

Возрастные изменения длины тела. Наиболее интенсивны рост и развитие человека в первый год жизни. Средняя длина тела новорожденных девочек составляет 52,2 см, мальчиков – 52,6 см; за первый год жизни она увеличивается на 25 см. На втором году жизни она возрастает на 10–15 см, на третьем году жизни – на 8 см. Затем до 6 лет ежегодная прибавка длины тела составляет 4–5 см.

Увеличение длины тела в 6–7-летнем возрасте на 8–10 см пролучило название полуростового (или I ростового) скачка. В период полового созревания (11–14 лет) происходит ростовой (II ростовой), или пубертатный, скачок. Длина тела при этом возрастает в течение первого года сразу на 11–12 см, а в последний год на 6–7 см. Во время роста изменяются пропорции тела, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и туловища. У новрожденного это соотношение 1 : 4, в то время как у взрослого 1 : 8 (рис. 2).

Рис. 2. Изменение пропорций тела с возрастом у девочек и мальчиков и ростовые скачки у девочек и мальчиков

Рис. 2. Изменение пропорций тела с возрастом у девочек и мальчиков и ростовые скачки у девочек и мальчиков

Увеличение длины тела и веса в течение каждого года происходит циклично. Так возрастание длины тела наиболее интенсивно идет в летние месяцы, в то время как увеличение веса в основном приходится на осенний период.

Возрастные изменения веса тела. Вес тела новорожденных девочек составляет в среднем 3,4 кг, мальчиков – 3,5 кг. Сразу после рождения вес новорожденного уменьшается примерно на 200 г, а затем начинает интенсивно возрастать: за первый месяц жизни он увеличивается на 600 г, за второй и третий – на 800 г, а в каждый следующий (до одного года) ежемесячное увеличение на 50 г меньше, чем в предыдущий месяц. Первоначальный вес тела ребенка к 4–4,5 мес. примерно удваивается, а к году утраивается и составляет 10,3 кг для мальчиков и 9,8 кг для девочек. За первый год жизни увеличение составляет 6–7 кг, за второй 2–3 кг, в последующие три года 1,5–2,0 кг, а на 6-м и 7-м годах жизни оно вновь возрастает. Пик скорости увеличения веса тела у девочек приходится на 13 лет (5,0–5,5 кг в год), а у мальчиков – на 15 лет (5,5–6,5 кг в год).

Окружность (обхват) грудной клетки у новорожденного составляет 34–36 см. За первый год увеличение составляет 11–13 см, за второй – 3–3,5, за третий – 2–2,5 см. К 6 годам окружность достигает 58 см (56,9 см у девочек и 59,1 см у мальчиков). Максимальное увеличение этого показателя приходится на пубертатный период, причем на протяжении всего периода по росту окружности грудной клетки девочки отстают от мальчиков.

Возрастные изменения пропорций тела. У новорожденного длина головы составляет 1/4 часть общей длины тела, у 2-летнего –1/5, у 6-летнего – 1/6, а у взрослого – 1/8. У новорожденных длина верхних и нижних конечностей примерно одинакова и составляет 1/3 длины тела. К 7 годам ноги с 18 см удлиняются до 62,0–63,0 см. Длина рук к 7 годам возрастает до 52,0–54,0 см. Гораздо меньше изменяется длина туловища: к 8 годам она становится равной 36,9 см.
За весь период развития длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, рук – в 4 раза, а туловища – в 3 раза.

Возрастные изменения показателей физического развития мальчиков и девочек. Изменения показателей физического развития, происходящие в разные периоды роста ор-ганизма, неодинаковы по своей интенсивности. Наибольшее уве-личение всех показателей отмечается на первом году жизни ребенка. У девочек максимальные изменения большинства показателей физического развития отмечаются в более ранние периоды, чем у мальчиков. Так, у девочек они регистрируются в 7, 9, 11 и 13 лет, у мальчиков в 8, 10 и 12 лет. Скорость роста особенно интенсивно увеличивается в период полового созревания (у девочек – в 11–13 лет, а у мальчиков – в 12–14 лет). Рост тела в длину заканчивается у девушек в 16–17 лет, у юношей в 18–19 лет.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru