В.Н. ПЛАТОВА
Спортивное питание и здоровье
Изучение темы: «Опорно-двигательная
система» является прекрасным способом и поводом
к развитию познавательного интереса к анатомии и
физиологии человеческого организма у ребят,
увлекающихся спортом. Особенно такими его
видами, как культуризм (атлетизм), бодибилдинг,
силовые виды спорта, легкая атлетика и др.
Современный спорт предъявляет
достаточно высокие требова-ния к физической
подготовленности спортсменов. Тренировочные
нагрузки в последние годы возросли практически
во всех видах спорта. Тренировки и соревнования
сопровождаются эмоциональным и физическим
перенапряжением, что часто приводит к разного
рода нарушениям в организме – от обычных болевых
ощущений в мышцах до развития серьезных
иммунодефицитных состояний.
Спортсмен, достигший определенных
результатов в своем виде спорта, но которому не
хватает всего чуть-чуть, чтобы победить, начинает
задаваться вопросом: что делать? К тому же в его
окружении часто муссируются слухи, что «лидеры
что-то используют». В итоге он оказывается перед
выбором: использовать или нет разрешенные
фармакологические препараты или пищевые добавки
для повышения эффективности тренировочного
процесса, а может решиться на использование
допинг-препаратов? В любом случае на выбор
спортсмена должны повлиять полученные им
сведения о всех плюсах и минусах применяемых
препаратов, а также приобретенный им
определенный багаж знаний из области биологии и
медицины.
В любом виде спорта не обойтись без
сильных или выносливых мышц, а для этого нужны
белки и углеводы, витамины и минеральные
вещества. На рынке спортивного питания для
атлета имеется множество пищевых добавок, а
фирмы-производители рекламируют
чудодейственную силу своих продуктов. Однако
там, где делаются большие деньги, велика
вероятность и преувеличения эффекта. Спортсмен
обычно «покупается» на рекламе в стиле «исповедь
чемпиона», часто этикетка и продукция не имеют
ничего общего, произволители и торговцы могут
некорректно ссылаться на результаты
исследований ученых, преувеличивая
эффективность продукта или давая неправдивую
информацию о дозировке входящих в него
компонентов. Имя производителея дает, конечно,
определенные гарантии качества, но это не решает
всех проблем.
В этой статье мы постараемся описать
основные компоненты сбалансированных
композитных составов, существующих на рынке
спортивного питания, и дать характеристику их
влияния на функции организма и
работо-способность. Но начать следует с
физиологии мышц и возрастных особенностей
организма.
I. Возрастные особенности развития
организма
Формирование человеческого организма
продолжается после рождения и заканчивается к
22–25 годам. В периоды роста и развития организма
увеличиваетя масса и поверхность тела, что
обусловлено развитием тканей, органов и
отдельных частей тела. Одновременно происходит
развитие функций органов и систем. Каждый период
характеризуется своими особенностями. Согласно
схеме, принятой на VII Всесоюзной конференции по
проблемам возрастной морфологии, физиологии и
биохимии (1965 г.), различают несколько периодов
развития человека (табл. 1).
Таблица 1. Возрастные периоды
онтогенетического развития
Основное название |
Другие названия |
Возраст |
Внутриутробное
развитие (антенатальный, пренатальный онтогенез) |
Эмбриональный период |
Развитие эмбриона |
0–3 мес. |
Фетальный период |
Развитие плода |
3–9 мес. |
Внеутробное развитие
(постнатальный онтогенез) |
Период новорожденности, или
Грудной возраст |
Неонатальный период |
От рождения до 4 нед.
4 нед. – 1 год |
Раннее детство |
Ясельный возраст |
1–3 года |
Первое детство |
Дошкольный возраст |
4–7 лет |
Второе детство |
Отрочество, младший школьный
возраст |
Мальчики 8–12 лет,
девочки 8–11 лет |
Подростковый возраст |
Пубертатный период,
старший школьный возраст |
Мальчики 13–16 лет,
девочки 12–15 лет |
Юношеский возраст |
Юность |
16–20 лет |
Зрелый возраст – I период |
Зрелость |
Мужчины 22–38 лет,
женщины 21–35 лет |
Зрелый возраст – II период |
Зрелость |
Мужчины 36–60 лет,
женщины 36–55 лет |
Пожилой возраст |
|
61–79 лет |
Старческий возраст |
|
75–90 лет |
Долгожители |
|
90 лет и старше |
В этой схеме учтены не только
морфофизиологические особенности человека, но и
социальные факторы, ориентированные на систему
детских учреждений, связанных с обучением детей
и уходом взрослого человека на пенсию.
Рост и развитие организма включают
процессы, развития взрослого индивидуума из
оплодотворенной яйцеклетки. Рост – это
увеличение размеров тела и его частей; под
термином «развитие» понимают различные
функциональные изменения, происходящие
вследствие роста и совершенствования строения
органов. Увеличение массы и поверхности тела
обусловлено развитием тканей (клеток и
межклеточного вещества), органов и отдельных
частей тела. Одновременно развиваются функции
органов и систем. Рост и развитие – это не просто
увеличение массы тела, но и становление
различных функций организма. В это время
значительная часть физиологических показателей
приближается к уровню, характерному для
взрослого человека. Так, например, повышается
активность пищеварительных ферментов,
со-вершенствуются органы чувств и нервная
система, развиваются защитные механизмы против
инфекции и др.
Рост организма, его органов и систем с
момента рождения до наступления зрелости
протекает гетерохронно (от греч. heteros –
другой, chronos – время), т.е. неравномерно:
периоды ускорения роста чередуются с его
замедлением. Быстрее растут и развиваются те
органы или системы органов, которые более
необходимы для существования организма на
данном этапе развития. Так, у новорожденного к
моменту рождения сформирована система питания
жидкой пищей (молоком). В то же время развитие
функциональных систем, в которых в данный момент
жизни нет необходимости, задерживается:
например, развитие функциональной системы
питания твердой пищей. Таким образом, в процессе
роста и развития физиологические функции
адаптируются к особенностям существования
организма, т.е. происходит его индивидуальная
адаптация к условиям окружающей среды.
Достижение зрелости –
продолжительный процесс. Среди высших
млекопитающих у человека самое продолжительное
детство, в течение которого происходит развитие
мозга и становление психических функций – речи,
мышления, сознания. Для их нормального развития
необходимо общение с другими людьми. На развитие
ребенка оказывают влияние питание, уход,
климатогеографические факторы, семья, школа,
двор, в котором он живет, окружающие его предметы,
люди (дети и взрослые), жизненные события и т.п.
Положительное влияние на рост и
развитие организма оказывает и явление
гетерозиса (от греч. heteroioises – превращение),
или «гибридной мощности», которое проявляется в
большей длине тела, ускоренном развитии, болшей
продолжительности жизни и длительности
репродуктивного периода, в большей устойчивости
по отношению к инфекциям. Известно, что гетерозис
особенно часто встречается у людей, родители
которых относятся к разным национальностям и
находились до брака в географическом разобщении.
При родственных браках часто
возникает противоположное явление: дети слабо
развиты физически, подвержены инфекционным
заболеваниям, часто проявляются наследственные
нарушения, характерна малая продолжительность
жизни.
Учитывая возможности задержки в
развитии или часто встречающееся, особенно в
последние десятилетия, опережающее развитие,
необходимо определять и учитывать биологический
возраст человека. Биологический возраст
называют возрастом развития. Он отражает
рост, развитие, созревание, старение организма и
определяется его структурными, функциональными
и приспособительными особенностями.
Биологический возраст можно
определить по ряду показателей морфологической
зрелости:
– степени развития вторичных половых
признаков;
– скелетной зрелости (порядок и сроки
окостенения скелета);
– зубной зрелости (сроки прорезывания молочных и
коренных зубов).
При оценке биологического возраста
учитывают также физиологические и биохимические
показатели (уровни основного и других видов
обмена веществ, особенности сердечно-сосудистой,
дыхательной, нейроэндокринной и других систем) и
уровень психического развития индивида.
Показатели физического развития
К показателям физического развития
относят длину и вес тела, обхваты (окружности)
головы и грудной клетки. Их называют антропометрическими
показателями. Для каждого возрастного этапа
характерна их определенная величина.
На протяжении всего периода
внутриутробного развития, а также детского
возраста развитие организма идет неравномерно.
Верхняя часть тела опережает в росте и развитии
нижнюю, а центральные части (голова и туловище)
развиваются быстрее периферических отделов
(конечностей). В период полового созревания
конечности растут быстрее головы и туловища (рис.
1).
Рис. 1. Физическое развитие ребенка
идет в двух направлениях: от головы к нижним
конечностям – верхние части тела развиваются
раньше нижних; участки тела, расположенные ближе
к центру, развиваются раньше периферических
участков
Возрастные изменения длины тела.
Наиболее интенсивны рост и развитие человека в
первый год жизни. Средняя длина тела
новорожденных девочек составляет 52,2 см,
мальчиков – 52,6 см; за первый год жизни она
увеличивается на 25 см. На втором году жизни она
возрастает на 10–15 см, на третьем году жизни – на 8
см. Затем до 6 лет ежегодная прибавка длины тела
составляет 4–5 см.
Увеличение длины тела в 6–7-летнем
возрасте на 8–10 см пролучило название полуростового
(или I ростового) скачка. В период полового
созревания (11–14 лет) происходит ростовой (II
ростовой), или пубертатный, скачок.
Длина тела при этом возрастает в течение первого
года сразу на 11–12 см, а в последний год на 6–7 см.
Во время роста изменяются пропорции тела, что
хорошо заметно по соотношению размеров головы и
туловища. У новрожденного это соотношение 1 : 4, в
то время как у взрослого 1 : 8 (рис. 2).
Рис. 2. Изменение пропорций тела с
возрастом у девочек и мальчиков и ростовые
скачки у девочек и мальчиков
Увеличение длины тела и веса в течение
каждого года происходит циклично. Так
возрастание длины тела наиболее интенсивно идет
в летние месяцы, в то время как увеличение веса в
основном приходится на осенний период.
Возрастные изменения веса тела.
Вес тела новорожденных девочек составляет в
среднем 3,4 кг, мальчиков – 3,5 кг. Сразу после
рождения вес новорожденного уменьшается
примерно на 200 г, а затем начинает интенсивно
возрастать: за первый месяц жизни он
увеличивается на 600 г, за второй и третий – на 800 г,
а в каждый следующий (до одного года) ежемесячное
увеличение на 50 г меньше, чем в предыдущий месяц.
Первоначальный вес тела ребенка к 4–4,5 мес.
примерно удваивается, а к году утраивается и
составляет 10,3 кг для мальчиков и 9,8 кг для
девочек. За первый год жизни увеличение
составляет 6–7 кг, за второй 2–3 кг, в последующие
три года 1,5–2,0 кг, а на 6-м и 7-м годах жизни оно
вновь возрастает. Пик скорости увеличения веса
тела у девочек приходится на 13 лет (5,0–5,5 кг в год),
а у мальчиков – на 15 лет (5,5–6,5 кг в год).
Окружность (обхват) грудной клетки у
новорожденного составляет 34–36 см. За первый год
увеличение составляет 11–13 см, за второй – 3–3,5,
за третий – 2–2,5 см. К 6 годам окружность
достигает 58 см (56,9 см у девочек и 59,1 см у
мальчиков). Максимальное увеличение этого
показателя приходится на пубертатный период,
причем на протяжении всего периода по росту
окружности грудной клетки девочки отстают от
мальчиков.
Возрастные изменения пропорций тела.
У новорожденного длина головы составляет 1/4
часть общей длины тела, у 2-летнего –1/5, у 6-летнего
– 1/6, а у взрослого – 1/8. У новорожденных длина
верхних и нижних конечностей примерно одинакова
и составляет 1/3 длины тела. К 7 годам ноги с 18 см
удлиняются до 62,0–63,0 см. Длина рук к 7 годам
возрастает до 52,0–54,0 см. Гораздо меньше
изменяется длина туловища: к 8 годам она
становится равной 36,9 см.
За весь период развития длина нижних конечностей
увеличивается в 5 раз, рук – в 4 раза, а туловища –
в 3 раза.
Возрастные изменения показателей
физического развития мальчиков и девочек.
Изменения показателей физического развития,
происходящие в разные периоды роста ор-ганизма,
неодинаковы по своей интенсивности. Наибольшее
уве-личение всех показателей отмечается на
первом году жизни ребенка. У девочек
максимальные изменения большинства показателей
физического развития отмечаются в более ранние
периоды, чем у мальчиков. Так, у девочек они
регистрируются в 7, 9, 11 и 13 лет, у мальчиков в 8, 10 и
12 лет. Скорость роста особенно интенсивно
увеличивается в период полового созревания (у
девочек – в 11–13 лет, а у мальчиков – в 12–14 лет).
Рост тела в длину заканчивается у девушек в 16–17
лет, у юношей в 18–19 лет.
Продолжение следует
|