Уроки ботаники

КОПИЛКА ОПЫТА

Е.А.СТРОГАНОВА

Продолжение. См. № 17, 18/2006

Уроки ботаники

Урок 3. Генеративные органы растения

В начале этого урока я провожу примерно такую беседу.

– Как появляется на свет новое растение?
– Из семени (здесь в качестве примера часто следует история рождения какого-либо растения).
– А откуда растение знает, каким ему быть, как вести себя в разных обстоятельствах жизни, когда цвести, приносить плоды, как переносить непогоду и зиму?
– ???
– Вся эта информация хранится в маленьких половых клетках, появляющихся в специальных генеративных органах, приспособленных для рождения новых организмов. Каждая половая клеточка – мужская и женская – содержит половину информации, и для появления новой зародышевой клетки должно произойти их слияние. У семенных растений зародыш надежно хранится в семени, а у растений с цветами – семя находится еще и в плоде. Органы, на которых появляются половые клетки, у разных растений устроены по-разному, при этом цветы особенно поражают сложно-хитроумным строением и приспособленностью к перекрестному опылению. (Приводим примеры цветковых растений.)

Однако, существует множество растений с семенами, не заключенными внутри плода, сидящими открыто (голо). (Приводим примеры голосеменных растений.)

По этим признакам различаем покрытосеменные и голосеменные растения.

Щитовник мужской

Щитовник мужской

– А как размножаются папоротники? И кто видел его цветы, плоды или семена? (Возможно, дети расскажут и о спорах, и о таинственной ночи накануне праздника Ивана Купалы, в которую люди тщетно ищут его цветок.)
– В чем сходство и различие семян и спор?
– Те и другие покидают материнские растения для расселения по земле.

Но из семени сразу вырастает растение, подобное родительским, поскольку зародыш уже вобрал в себя необходимую информацию при слиянии половых клеток, а образованию споры не предшествует этот важнейший для жизни акт. Спора папоротника и знакомое нам взрослое растение – два пространственно разорванных звена в цепи жизни папоротника, и между ними – еще организм с генеративными органами.

Развитие фасоли из семени

Развитие фасоли из семени

Итак, семя и сопутствующие ему образования – генеративные органы, а спора – нет.

На рисунке (лист 4) представлены сосна кедровая и лещина обыкновенная. Оба растения с орешками. Возможно, ребята попытаются отнести и сосну, и лещину к голосеменным и удивятся, что это не так. Ну что ж, вот и возможность задать интригующий вопрос, ответ на который будет получен с углублением и расширением знаний. Ведь ответить на многие из таких вопросов удается лишь в общих чертах, и всегда остается волнующая тайна. А это подчас лучше старательно выученного текста поддерживает живой интерес к предмету.

Задание: на рисунке (лист 4) изображены генеративные органы растений.

1. Дать названия растениям.
2. Раскрасить их цветными карандашами.
3. Указать, какое это растение: покрытосеменное, голосеменное или споровое.
4. Какой тип размножения изображен: половой, вегетативный или споровый?

Лист 4

Рисунки автора

Продолжение следует

Спонсор публикации статьи: Московская сервисная служба «Савитар Груп» предоставляет услуги медицинской эвакуации больного и репатриации останков. Санитарная авиация, от компании «Савитар Груп» - это специально укомплектованный медицинским оборудованием самолет, с экипажем из высокопрофессиональных врачей и медицинских сестер, которые смогут осуществить перевозку самых тяжелых больных. Высокий профессионализм работников сервисной службы, и возможность вылета в самые сжатые сроки, позволят осуществить медицинскую эвакуацию, минимально снизив риски для больного. Подробнее ознакомиться с предложением, можно на сайте компании «Савитар Груп» http://savitar-gr.com

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru