Е.А.СТРОГАНОВА
Продолжение. См. № 17, 18/2006
Уроки ботаники
Урок 3. Генеративные органы растения
В начале этого урока я провожу
примерно такую беседу.
– Как появляется на свет новое
растение?
– Из семени (здесь в качестве примера часто
следует история рождения какого-либо растения).
– А откуда растение знает, каким ему быть, как
вести себя в разных обстоятельствах жизни, когда
цвести, приносить плоды, как переносить непогоду
и зиму?
– ???
– Вся эта информация хранится в маленьких
половых клетках, появляющихся в специальных
генеративных органах, приспособленных для
рождения новых организмов. Каждая половая
клеточка – мужская и женская – содержит
половину информации, и для появления новой
зародышевой клетки должно произойти их слияние.
У семенных растений зародыш надежно хранится в
семени, а у растений с цветами – семя находится
еще и в плоде. Органы, на которых появляются
половые клетки, у разных растений устроены
по-разному, при этом цветы особенно поражают
сложно-хитроумным строением и
приспособленностью к перекрестному опылению.
(Приводим примеры цветковых растений.)
Однако, существует множество растений
с семенами, не заключенными внутри плода,
сидящими открыто (голо). (Приводим примеры
голосеменных растений.)
По этим признакам различаем
покрытосеменные и голосеменные растения.
Щитовник мужской
– А как размножаются папоротники? И
кто видел его цветы, плоды или семена? (Возможно,
дети расскажут и о спорах, и о таинственной ночи
накануне праздника Ивана Купалы, в которую люди
тщетно ищут его цветок.)
– В чем сходство и различие семян и спор?
– Те и другие покидают материнские растения для
расселения по земле.
Но из семени сразу вырастает растение,
подобное родительским, поскольку зародыш уже
вобрал в себя необходимую информацию при слиянии
половых клеток, а образованию споры не
предшествует этот важнейший для жизни акт. Спора
папоротника и знакомое нам взрослое растение –
два пространственно разорванных звена в цепи
жизни папоротника, и между ними – еще организм с
генеративными органами.
Развитие фасоли из семени
Итак, семя и сопутствующие ему
образования – генеративные органы, а спора –
нет.
На рисунке (лист 4) представлены сосна
кедровая и лещина обыкновенная. Оба растения с
орешками. Возможно, ребята попытаются отнести и
сосну, и лещину к голосеменным и удивятся, что это
не так. Ну что ж, вот и возможность задать
интригующий вопрос, ответ на который будет
получен с углублением и расширением знаний. Ведь
ответить на многие из таких вопросов удается
лишь в общих чертах, и всегда остается волнующая
тайна. А это подчас лучше старательно выученного
текста поддерживает живой интерес к предмету.
Задание: на рисунке (лист 4)
изображены генеративные органы растений.
1. Дать названия растениям.
2. Раскрасить их цветными карандашами.
3. Указать, какое это растение: покрытосеменное,
голосеменное или споровое.
4. Какой тип размножения изображен: половой,
вегетативный или споровый?
Лист 4
Рисунки автора
Продолжение следует
Спонсор публикации статьи: Московская сервисная служба «Савитар Груп» предоставляет услуги медицинской эвакуации больного и репатриации останков. Санитарная авиация, от компании «Савитар Груп» - это специально укомплектованный медицинским оборудованием самолет, с экипажем из высокопрофессиональных врачей и медицинских сестер, которые смогут осуществить перевозку самых тяжелых больных. Высокий профессионализм работников сервисной службы, и возможность вылета в самые сжатые сроки, позволят осуществить медицинскую эвакуацию, минимально снизив риски для больного. Подробнее ознакомиться с предложением, можно на сайте компании «Савитар Груп» http://savitar-gr.com
|