А.В. ГУЛИНА,
учитель биологии ГОУ СОШ № 490,
г. Москва
О преподавании темы:
«Эволюция органического мира»
Успехи и достижения биологической
науки убедительно свидетельствуют о том, что
человечество вступило в новый век – век
биологии. По мере развития биологии и внедрения
ее достижений в жизнь человеческого общества
будет возрастать число людей, для ко-торых
биологическое образование окажется элементом их
профессиональной подготовки. Отсюда видно, что
значимость биологичес-
кого образования в основной и средней школе
возрастает.
Также следует отметить, что школьный
предмет «Биология» способствует формированию у
учащихся научного мировоззрения, т.е. системы
наиболее общих взглядов на мир и человека, на
отношения между человеком и миром. А это очень
важно, т.к. мировоззрение определяет жизненную
программу личности, идеалы и убеждения, интересы
и ценности. В конечном итоге оно обусловливает
линию поведения человека.
«Конечная цель курса естествознания в
общеобразовательном заведении, – писал
Александр Яковлевич Герд, – привести учащегося к
опреде-ленному мировоззрению, согласному с
современным состоянием естественных наук».
В основе современной научной картины
мира, как мы знаем, лежат идеи эволюционизма,
которые рисуют этапы организации материи от
Большого взрыва до возникновения ноосферы.
В современной системе школьного
образования сложилась интересная ситуация с
изучением раздела «Развитие органического
мира»: с одной стороны, опыт преподавания курса
общей биологии показывает, что информация о
развитии жизни на Земле вызывает у учащихся
большой интерес, с другой – усвоение данного
материала часто остается на стадии восприятия и
представления. Мне кажется, можно назвать
следующие причины плохого усвоения данного
раздела:
– поверхностное изложение материала;
– недостаток знаний о земной коре;
– недостаток наглядности.
Разберем эти причины подробнее.
1. Поверхностное изложение материала
В разделе «Развитие органического
мира», раскрывая понятие «эволюция
взаимоотношений организма и среды», следует
показывать не только эволюцию организмов, но и
эволюцию среды, т.е. рассказывать не только о
зоологических и ботанических событиях, но и о
соответствующих им геологи-
ческих и климатических изменениях. Причем
показывать эту связь нужно методично, а не
вспоминать о ней местами, как это практикуется в
большинстве учебников.
Например, обычно в школьных учебниках
сообщается, что в протерозое возникли
многоклеточные, но не говорится о том, что
организмы могут дышать свободным кислородом
только тогда, когда его содержание в атмосфере
достигает 1/100 доли от современного содержания.
Это критическая величина (точка Пастера, или
точка Юри) была достигнута приблизительно 680 млн
лет назад. И именно тогда на Земле появились
многоклеточные, т.е., видимо, ра-ньше из-за
недостатка кислорода этого произойти не могло.
Некоторые понятия, например
биогеографические доказательства эволюции в
учебнике Д.К. Беляева «Общая биология», даются
как «готовые». Например, приводится карта
биогеографических зон А.Уоллеса, но почему
именно так распространены организмы,
практически не объясняется, а о дрейфе
континентов вообще не упоминается. А без этого
становится непонятным, почему так различается
природа Северной и Южной Америк, Индо-Малайской
области и остальной Евразии или Южной Америки и
Африки с их сходными климатическими условиями.
А ведь известно, что понятия, которые
даются как «готовые», не требующие анализа и
понимания, без труда запоминаются, но также легко
и забываются.
2. Недостаток знаний о земной коре
В школе преподаются основы разных
наук, но знания по различным предметам должны
объединяться, преобразуясь в единое и целостное
знание о природе и обществе. Сами учащиеся такие
связи обычно не усматривают. И учитель должен
помогать их выявлению вопросами,
сопоставлениями, обобщениями.
Учителю биологии необходимо учитывать
знания учащихся по другим предметам для
расширения биологических понятий, для более
уверенной опоры на предварите-льно изученные
вопросы из других дисциплин. Так, при изучении
раздела «Развитие органического мира» весьма
полезно привлечь знания из географии. Например, в
начале года в 7-м классе на уроках географии (4
урока) учащиеся изучают строение земной коры и
дрейф континентов, а в 8-м классе также в начале
года (3 урока) изучается «Лента времени».
Конечно, хорошо было бы, если бы
существовал специальный модуль (курс) геологии,
где рассматривались бы и вопросы дрейфа
континентов. Причем было бы желательно, чтобы
этот модуль по времени был приближен к старшей
школе, т.к. учащимся сложно вспомнить материал за
7–8-е классы, который, в силу их возраста, давался
без особого углубления и больше ознакомительно.
Это давняя мечта, – еще в изданном в 1976 г.
учебнике «Общая методика преподавания биологии»
Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской говорится, что
«системе биологических знаний в средней школе
явно недостает опоры на факты и теории о строении
и жизни земной коры, что мог бы дать элементарный
курс минералогии и геологии. (Такой курс был в
учебной программе средней школы до 1941 г.)»
Отсутствие этих знаний приводит к
тому, что учащиеся проецируют эволюционные
изменения в растительном и животном мире на
современное состояние климата и расположение
континентов.
Продолжение следует
|