Е.А.СТРОГАНОВА
Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20/2006
Уроки ботаники
Урок 5. Микроскоп
К началу изучения ботаники ребята
прекрасно знают об увеличительных свойствах
линз, пользовались лупой, а некоторые и
микроскопом. Тем не менее сам факт многократного,
тем более тысячекратного, увеличения продолжает
оставаться на грани фантастики. Поэтому урок по
теме «Микроскоп» мы обычно начинали с
виртуальной прогулки.
– Давайте мы с вами мысленно
отправимся в дальний лес. Бывает, что издалека он
нам уже виден, но как?
– Узкой полоской с неровным верхним краем.
– Верно. Сплошная темно-зеленая полоса, и в ней не
различимы ни деревья, ни травы, ни тем более его
обитатели.
– А теперь представим себе, будто 1,5–2 км,
разделяющие нас, мы уже преодолели и стоим на
опушке леса. Что мы видим теперь?
– Теперь мы различаем отдельные деревья и можем
их назвать.
– Подходим к деревьям вплотную и...
– Различаем каждый листик, жилки на нем, зубчики
по краям и даже муравья за работой.
– Что же происходило по мере нашего приближения?
– Глаз как бы увеличивал отображение предметов в
нашем мозгу, и они становились видны со всё
большими и большими подробностями.
– Так может и лист, если мы поднесем его ближе к
глазу, перестанет казаться сплошной зеленой
массой? Нет, чуда не происходит, очертания
расплываются. Увы! Возможности нашего глаза
небеспредельны. Но нет предела человеческому
разуму, и жажда познания привела человечество к
изобретению микроскопа.
Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
Путь в мир незримый указал
Великий Левенгук.
Вот уже почти четыре столетия
микроскоп верой и правдой служит людям во многих
областях жизни и деятельности. А для биолога,
натуралиста это самый насущный инструмент.
Поэтому мы должны хорошо его знать и уметь им
пользоваться, правильно и бережно.
Владея микроскопом, я все узнать хочу.
Ботанику он нужен, как скрипка скрипачу.
В классе всегда есть отчаянные головы,
готовые разобрать всю систему линз и крутить
винт настройки, как корабельный штурвал, но есть
и боязливые, которые не могут справиться с
преувеличенным волнением, прикасаясь к нему. Мне
всегда требовалось немалое терпение, чтобы
привить и тем и другим необходимую культуру
общения с этим чутким прибором.
На первом уроке знакомства со школьным
микроскопом мы рассматривали любые (по желанию
учеников) очень маленькие предметы. Урока обычно
хватает, чтобы в общих чертах познакомиться с
устройством и назначением его основных частей. А
навыки спокойного и умелого обращения с
микроскопом приобретаются в течение нескольких
уроков.
Задание по рисунку мы переносили на
дом, ко-гда, еще раз переживая встречу с изящным,
точеным, блестящим прибором, каждый мог назвать
уже знакомые и послушные его рукам части
микроскопа.
Задание: обозначить на рисунке
(лист 6) цифрами части микроскопа.
Лист 6
1. Штатив – массивный и
устойчивый; необходим для точного крепления всех
деталей.
2. Окуляр – та часть микроскопа, куда мы смотрим
глазом (оком).
3. Объектив – обращен к рассматриваемому объекту;
служит для его увеличения.
4. Тубус – для надежного правильного размещения
линз относительно друг друга.
5. Конденсор – служит для настройки освещенности
объекта.
6. Макровинт – для грубой настройки фокусировки.
7. Микровинт – для точной фокусировки.
8. Предметный столик – для размещения препарата;
его позиционные винты позволяют перемещать
объект в поле зрения.
9. Прижимные лапки – для фиксированного
крепления объекта.
10. Предметное и покровное стекла – для
размещения препарата между ними; защищают объект
от высыхания и сворачивания.
11. Барабанная насадка с несколькими объективами
– позволяет изменить увеличение, не нарушая
фокусировку.
Продолжение следует
Спонсор публикации статьи: компания SityFox предлагает высококачественную мебель и оборудование для офисов, гостиниц и ресторанов. На сайте компании www.SityFox.ru, Вы сможете более подробно ознакомиться с предложением и осуществить заказ диванов, кресел и другой офисной мебели для руководителя. На Ваш выбор комфортабельная мебель различного дизайна, изготовленная из современных экологически чистых материалов.
|