К.Е. БЕЗУХ
Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского
Окончание. См. № 21/2006
Приспособленность организмов –
результат действия факторов эволюции.
Относительный характер приспособлений
11-й (9-й) класс (2 ч)
Урок 2. Механизм возникновения
приспособлений и их относительный характер
Методическое обеспечение
На втором уроке по данной теме
используются элементы технологии групповой
мыслительной деятельности. Цель ее
применения:
– активизация мыслительной
деятельности учащихся на уроках;
– развитие умения применять знания в новой
ситуации;
– формирование навыков устанавливать
причинно-следственные связи.
Применяемые техники обучения:
«Кластери»; «Мысль по кругу»; работа по
алгоритму; «Отчет по визитке».
Этапы работы:
– проверка домашнего задания;
– мотивация учебной деятельности: создание
проблемной ситуации, индивидуальная работа
учащихся;
– рассказ учителя; обучение учащихся схеме
анализа механизмов возникновения адаптации;
– совместное открытие знаний (деятельность
учащихся: деление на группы; работа в группах по
заданию учителя (как вариант лабораторной
работы), деятельность учителя: коррекция ответов
учащихся, направление работы групп);
– cамостоятельное применение знаний:
презентация своего материала каждой группой и
коллективное обсуждение;
– подведение итогов урока («Отчет по визитке»,
совместное формулирование выводов, внесение
учащимися изменений в свои записи).
Планируемый результат: показать
необходимость знания механизмов возникновения
приспособлений для объяснения действия
естественного отбора.
Оценки за урок: за домашнее
задание; за выступление от группы; за «Отчет по
визитке»; за лабораторную работу – по итогам
проверки тетрадей.
Материалы к уроку:
– дидактические карточки с
утверждениями, соответствующими точкам зрения
Линнея, Ламарка, Дарвина;
– схемы анализа механизмов возникновения
адаптации для каждой группы;
– таблицы, живые объекты или гербарии и чучела
для проведения лабораторной работы.
ХОД УРОКА
Жить – значит реагировать, а отнюдь не
быть жертвой.
П.Грассэ
Проверка домашнего задания
Вариант 1. Взаимные приспособления
у хищников и жертв.
Хищники
Развитие органов для захвата,
удержания, умерщвления добычи (зубов, клюва,
когтей).
Маскирующая окраска.
Развитие органов для преследования
(быстрый и маневренный бег, плавание или полет).
Выделение парализующих ядов.
Выработка особых способов поведения
(преследование, ожидание в засаде).
Плетение ловчих сетей (например,
паутины).
Жертвы
Развитие органов защиты (жало, иглы).
Развитие органов механической защиты
(панцирь).
Защитная окраска или отпугивающие
рисунки (например, «глаза»).
Развитие органов для ухода от хищника
(быстрый и маневренный бег, плавание или полет).
Выделение ядов, отпугивающих и
раздражающих запахов.
Выработка особых способов поведения
(затаивание, быстрое перемещение).
Строительство убежищ (например,
домики ручейников).
Вариант 2. Примеры
приспособительных механизмов у паразитов.
Животные-эндопаразиты
Отсутствие органов передвижения и
дистанционных органов чувств.
Отсутствие рта, кишечника.
Специальные органы прикрепления
(присоски, крючки).
Отсутствие пигментации.
Анаэробность.
Большое число потомков, заботы о
потомстве нет.
Смена поколений, сложный метаморфоз.
Смена хозяев.
Примеры организмов: аскарида,
цепень, эхинококк и др.
Животные-эктопаразиты
Нет активного перемещения (например,
насекомые без крыльев).
Специальные органы для приема пищи
(колющий хоботок, сосущие органы).
Органы прикрепления на хозяина.
Многочисленное потомство.
Примеры организмов: вши, блохи,
пиявки, постельные клопы и др.
Растения-паразиты
Редукция органов ассимиляции.
Гетеротрофный тип питания.
Образование сосущих корней.
Многочисленные цветки и семена.
Примеры организмов: заразиха,
повилика, петров крест, омела (полупаразит) и др.
Примечание: можно также
рассмотреть признаки грибов-паразитов.
Мотивация учебной деятельности
Используется техника «Кластери» (от
англ. clustery – растущий пучками, кистями,
гроздьями). Это один из способов организации
информации, как правило, в виде схемы, рабочей
модели ситуации, древа понятий,
терминологической карты.
Учитель. Как вам известно, наиболее
весомый вклад в развитие эволюционных
представлений в XVIII–XIX вв. внесли К.Линней, Ж.Б.
Ламарк, Ч.Дарвин. Эволюционная теория Дарвина
послужила основой для создания современной
синтетической теории эволюции (СТЭ).
Попробуйте распределить предложенные
утверждения по трем категориям:
– соответствует взглядам Линнея;
– соответствует взглядам Ламарка;
– соответствует взглядам Дарвина (СТЭ).
(Учащиеся работают самостоятельно.)
Утверждения
1. Приспособления возникают в
результате новых мутаций.
2. Приспособленность организмов – проявление
изначальной целесообразности.
3. Организмы обладают врожденной способностью
изменяться под воздействием внешней среды.
4. Приспособления закрепляются в результате
естественного отбора.
5. Одна из движущих сил эволюции – стремление
организмов к совершенству.
6. Движущая сила эволюции – естественные законы
природы.
7. Одна из движущих сил эволюции – упражнение и
неупражнение органов в определенных условиях
среды.
8. Движущая сила возникновения приспособленности
– Бог.
9. Приобретенные в ходе взаимодействия особи со
средой признаки передаются по наследству.
Ответ: Линней – 2, 8; Ламарк – 3, 5, 7, 9;
СТЭ – 1, 4, 6.
Проверка выполнения задания
проводится с использованием техники «Мысль по
кругу». Цели этой техники: не бояться ошибок;
научиться слушать другого; уметь анализировать и
обобщать услышанный материал.
Номера утверждений выписываются на доске,
затем первый ученик любого ряда (по выбору
учителя)
называет, чьим взглядам, по его мнению,
соответст-вует первое утверждение. Ответ
сокращенно записывается напротив № 1. По такой же
схеме производится опрос дальше, до последнего
ученика. Затем подсчитывается число голосов по
каждому пункту, определяется истина, на основе
которой заполняется таблица «Возникновение
приспособлений».
Таблица. Возникновение приспособлений
По Карлу Линнею |
По Жану Батисту Ламарку |
По Чарлзу Дарвину |
1. Приспособленность
организмов – проявление изначальной
целесообразности.
2. Движущая сила возникновения
приспособленности – Бог. |
1. Организмам присуща
врожденная способность изменяться под
воздействием внешней среды.
2. Движущие силы эволюции –
стремление организмов к совершенству и
упражнение и неупражнение органов в
определенных условиях среды.
3. Приобретенные в ходе взаимодействия
особи со средой признаки передаются по
наследству. |
1. Приспособления возникают в
результате мутаций и закрепляются естественным
отбором.
2. Движущая сила эволюции – естественные законы
природы. |
Пользуясь данными таблицы,
попробуйте ответить на вопрос: каков механизм
возникновения приспособлений?
После обсуждения учитель пишет на
доске название темы урока и схему анализа
механизмов возникновения адаптации.
Механизм возникновения
приспособлений
Изменение условий жизни ––>
индивидуальная наследственная изменчивость
––> естественный отбор ––>
приспособленность. |
В первоначальный кластер
вносятся изменения: наиболее важные для
формирования приспособлений факторы обводятся в
рамку, остальные стираются.
Учитель. В больших популяциях
направляющим фактором эволюции является
естественный отбор, а в малых – дрейф генов,
действие которого в больших популяциях
ослаблено. Следует учитывать, что дрейф генов
далеко не всегда приводит к адаптации
организмов: он даже может оказаться губительным
для популяции, ухудшая ее приспособленность к
условиям среды.
Кроме этого, необходимо помнить, что еще Ч.Дарвин
подчеркивал, что все приспособления, сколько бы
совершенными они ни были, носят относительный
характер. Естественный отбор формирует
приспособление к конкретным условиям
существования (в данное время и в данном месте), а
не ко всем возможным условиям среды.
Доказательствами относительности
приспособлений могут служить следующие факты
(запись в тетрадях):
1. Защитные приспособления оказываются
неэффективными в необычных условиях: например,
при задержке выпадения снега вовремя
перелинявший на зиму заяц-беляк хорошо виден на
фоне темной земли.
2. Проявление инстинктов у животных
может оказаться нецелесообразным: например,
мелкие птицы продолжают тратить силы на
выкармливание кукушонка, который выкинул их
потомство из гнезда.
3. Полезные для одних целей органы и
структуры могут оказаться вредным в других
условиях – например, крылья стрижа обеспечивают
ему очень быстрый и маневренный полет, но не
позволяют взлететь, если птица случайно окажется
на земле (стрижи гнездятся только на высоких
обрывах); яркая окраска самца павлина
обеспечивает ему успех у самок, но одновременно
привлекает хищников.
Затем
учитель советует школьникам внести изменения в
название изучаемой темы: «Механизм
возникновения приспособлений и их относительный
характер»
Далее каждому ученику в случайном
порядке выдается карточка, содержащая
идеограмму (рисунок, краткую запись)
определенного организма. Ребята, получившие
одинаковые карточки, объединяются в группы и
получают задание.
Задание: пользуясь приобретенными
на уроке знаниями, объяснить, как могли
возникнуть:
– полосы на шкуре у тигра (1-я группа);
– длинные уши у зайца (2-я группа);
– покровительственная окраска у кузнечика (3-я
группа);
– хобот у слона (4-я группа);
– густой мех у песца (5-я группа).
Примечание: набор заданий может
быть и другим – в зависимости от имеющихся в
кабинете биологии пособий (таблиц, иллюстраций,
живых растений или гербариев и чучел).
На доске учитель пишет алгоритм,
согласно которому необходимо провести анализ
объекта.
Учащиеся работают в группах: делают
записи в тетрадях; готовят, а затем представляют
свой материал (делегатом от группы может быть
любой ученик). После каждого выступления
организуется коллективное обсуждение.
На завершающем этапе урока
используется прием «Отчет по визитке»: и
формулируются и записываются в тетрадь выводы,
соответствующие материалам этого и предыдущего
уроков, т.е. по теме в целом).
Отчет по визитке:
– на всех учащихся заготовлен
комплект «визитных карточек» с фамилиями и
именами;
– перед началом урока все визитки
перетасовываются и кладутся стопкой на стол
учителя;
– владелец верхней карточки должен выступить в
конце занятия с резюме по теме урока.
До конца урока докладчик не известен,
поэтому прием увлекает ребят своей игровой
стороной и предполагаемой ответственностью.
Интерес повышается и в случае, если учитель
выступает в этой игре как участник и кладет свою
визитку в общую стопку.
После мини-отчета осуществляется
совместное формулирование выводов:
– любой вид живых организмов
приспособлен к тем условиям, в которых он
обитает;
– приспособления организмов к среде обитания
проявляются на всех уровнях организации –
биохимическом, цитологическом, гистологическом,
анатомическом;
– физиологические адаптации – пример отражения
структурных особенностей организации в данных
условиях существования;
– забота о потомстве возникает как способ
обеспечения выживания вида на фоне высокой
степени развития нервной системы и является
одной из форм физиологических адаптаций;
– любые приспособления относительны и
целесообразны только в конкретных условиях
существования.
Таким образом, приспособленность – это
относительная целесообразность строения и
функций организма, являющаяся результатом
естественного отбора, устраняющего
неприспособленных к данным условиям
существования особей.
Домашнее задание
1. Проанализируете следующие
термины и запишите возникающие ассоциации в
тетрадь:
1-й вариант – преадаптация;
2-й вариант – дезадаптация.
2. Объясните относительность
следующих приспособлений:
1-й вариант – наличие панциря у
наземных черепах;
2-й вариант – постоянный рост резцов у грызунов.
Примечание: некоторые классы
испытывают затруднения при коллективной работе,
поэтому урок можно провести в виде
самостоятельной работы с учебником, при этом
полезно будет использовать таблицу
«Возникновение приспособлений».
3. Объясните, как могла возникнуть
полосатая окраска у тигра, длинные уши у зайца и
хобот у слона с точки зрения:
1-й вариант – Линнея;
2-й вариант – Ламарка;
3-й вариант – синтетической теории эволюции.
4. Объясните относительность
следующих приспособлений:
1-й вариант – отсутствие или
недоразвитие органов чувств у пещерных животных;
2-й вариант – листья-иголки у кактуса;
3-й вариант – мощный слой жира у северных китов.
Методика работы с лабиринтами:
лабиринт состоит из утверждений, с
которыми учащийся либо соглашается, либо нет;
в зависимости от решения, он двигается
по лабиринту согласно стрелкам, выходя на
правильный ответ или попадая в тупик;
дойдя до последнего утверждения,
ученик должен получить некий код – цифровой или,
как в данном случае, буквенный.
Примечание: при верном выполнении данного
лабиринта получается слово «адаптация»,
написанное в обратном порядке, чтобы исключить
угадывание («яицатпада»).
Лабиринт
|