В.Н. КУЗНЕЦОВ
Экологический менеджмент
Проблема сохранения природы актуальна
сейчас как никогда, но в тоже время она не должна
тормозить развитие цивилизации. Обеспечение
баланса между возможностями природы и
общественными потребностями определило
необходимость формирования и внедрения особого
вида управления хозяйственной деятельностью – экологического
менеджмента.
Его концепция опирается на модель
устойчивого развития. Устойчивое развитие
(более точный перевод – сбалансированное
развитие) – это социально-экономическое
развитие, осуществляемое в гармонии с окружающей
природной средой и предполагающее
удовлетворение общественных потребностей без
нанесения ущерба интересам будущих поколений.
Концепция устойчивого развития была
провозглашена на конференции ООН по окружающей
среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В
декларации конференции «Повестка дня – XXI век»
содержались основные положения новой концепции,
предлагаемой всем странам мира. Для реализации
этих положений необходим переход к качественно
новому способу управления хозяйственной
деяте-льностью, позволяющему учитывать
возможности природной среды и потребности
человеческого общества.
В основе экологического менеджмента
лежат следующие принципы:
1. Экологический императив – приоритет
экологических целей.
2. Эколого-экономическая
сбалансированность – размещение и развитие
производства на любой территории должно
осуществляться с учетом ее экологической
техноемкости.
Основными инструментами
экологического менеджмента являются:
– экологическая экспертиза и оценка
воздействия на окружающую природную среду;
– экологический аудит;
– экологический контроль;
– экологическая сертификация;
– экологическая отчетность;
– экологический мониторинг;
– экологическая маркировка и реклама.
В России экологическое регулирование
осуществляется на различных стадиях
хозяйственной деятельности. Правовой базой
регулирования являются Федеральные Законы: «Об
охране окружающей среды», «Об экологической
экспертизе», «О сертификации продукции и услуг»,
«Об особо охраняемых природоохран-ных объектах»,
«О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» и др.
Экологическая экспертиза –
процедура установления соответствия намеченной
хозяйственной и иной деятельности экологическим
требованиям и определение допустимости ее
осуществления. Любая хозяйственная
деятельность, связанная с воздействием на
окружающую природную, допускается только при
наличии договора на комплексное
природопользование, заключаемого между
природопользователем и местными органами
исполнительной власти.
Под экологическим аудитом (от англ. –
проверка, ревизия) подразумевается периодически
проводимый анализ различных аспектов
деятельности предприятия с точки зрения
соответствия требованиям охраны окружающей
природной среды или соответствия деятельности
предприятия требованиям обеспечения
техногенной безопасности окружающей среды и
экологической безопасности предприятия.
Экологический аудит осуществляется: при сделках
с недвижимостью; приватизации; экологическом
обосновании инвестиционного проекта для
выявления степени экологического риска
предприятия; заключении договора об
экологическом страховании; расширении объекта
без технического перевооружения; оценке
соответствия систем экологического менеджмента
на предприятии нормативным требованиям; анализе
финансовых показателей природоохранной
деятельности компании.
Экологическая сертификация –
это выявление соответствия объекта сертификации
предъявляемым экологическим требованиям.
Экологическую сертификацию проводят с той же
целью, что и экологическую экспертизу. Объектами
сертификации являются: технологические
процессы; продукция предприятия; отходы
производства и потребления; объекты окружающей
среды; экологические услуги.
Одним из элементов экологического
менеджмента является экологическая
маркировка производимой продукции. Первые
экознаки были введены в 1978 г. в Германии для
маркировки гигиенической бумаги из макулатуры,
изделий повседневного спроса (дезодоранты без
фреона). В настоящее время разработаны
экологические маркировки и знаки, имеющие
национальное и международное значение.
В современных рыночных условиях
эффективность систем экологического
менеджмента увеличивается при использовании
экономических рычагов воздействия на
предприятия.
Механизм экономического
стимулирования природоохранной деятельности
включает:
– платежи за природопользование;
– налоговые льготы в экологической сфере;
– систему финансирования природоохранной
деятельности;
– экологическое страхование.
Под экологическим страхованием
понимается страхование ответственности
предприятий – потенциальных загрязнителей – и
имущественных интересов страхователей,
возникающих в результате аварийного загрязнения
окружающей природной среды.
Предметом налогообложения являются.
Водные объекты, в том числе: забор
воды из водных объектов; удовлетворение
потребностей гидроэнергетики; использование
водных объектов для лесосплава без судов, для
добычи полезных ископаемых, организованной
рекреации, проведения буровых и других работ на
воде; сброс сточных вод в водные объекты.
Использование недр, в том числе:
платежи за право пользования недрами; отчисления
за воспроизводство минеральной сырьевой базы;
акцизы; платежи за пользование акваторией и
участками морского дна.
Пользование лесными ресурсами, в
том числе: плата за древесину, отпускаемую на
корню; за сенокошение, выпас скота, промысловую
заготовку древесных соков, дикорастущих плодов,
ягод, грибов, лекарственных растений, размещение
пасек; за пользование участками лесного фонда
для культурно-оздоровительных, туристических,
спортивных целей.
Плата за загрязнение, или экологический
налог, взимается за выбросы в атмосферу
загрязняющих веществ от стационарных
источников; сброс загрязняющих веществ в
поверхностные и подземные водные объекты;
подземное размещение загрязняющих веществ.
Основной целью экологического
законодательства РФ является регулирование
отношений в области взаимодействия общества с
окружающей природой средой. Экологическое
правонарушение – это противоправное деяние,
нарушающее природоохранное законодательство,
причиняющее вред окружающей природной среде,
здоровью граждан и имущественным интересам
физических и юридических лиц. Объектами
экологического правонарушения являются
природные объекты, здоровье людей, имущество
физических и юридических лиц.
Величина штрафа при административной
ответственности за экологическое
правонарушение составляет для граждан – 1–10
минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), для
должностных лиц – 3–20 МРОТ, для юридических лиц
– 20–500 МРОТ.
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации от
01.01.97 г. с дополнениями и изменениями от 23.08.2002 г., в
отличие от Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.,
охраняющего природную среду с точки зрения
экономической защиты государственной
безопасности, признает окружающую природную
среду основой здоровья и жизнедеятельности
человека.
|