Р.А. ЧАУРИНА
Праздники – круглый год
На свете существует множество способов
превратить обычный день в праздник. Нередко
людям в этом помогают... животные. Они-то и
выступают главными героями торжеств. Звери и
птицы могут быть как сказочными, так и вполне
реальными. Каких праздников только нет! День
Квашеной Салаки – любимый праздник шведов; в
Башкирии есть Праздник гусиного пера... О
некоторых праздниках, отмечаемых в разных
странах, мы расскажем подробнее.
14 января и
13 июля – Медвежий праздник
Эстонцы ежегодно 13 июля отмечают
Медвежий праздник (его еще именуют День святой
Маргариты)*. Косолапого они почитают
– на всякий случай, ведь, если как следует
отпраздновать, есть надежда, что медведь не
задерет скотину, пасущуюся в лесу.
В Эстонии празднуют и еще один медвежий день, 14
января, когда медведь переворачивается в своей
берлоге на другой бок.
А когда-то не только тринадцатое число, но и
весь июль считался медвежьим.
2 февраля – День сурка
Этот день уставшие от зимы американцы ждут с
нетерпением. С давних пор считалось, что если
пого-
да 2 февраля ясная и солнечная, то зима
затянется и не миновать еще лютых морозов. В XVIII в.
немецкие поселенцы, обосновавшиеся в небольшом
городке Панксутони на западе Пенсильвании,
привезли с собой в Америку новую традицию: о
погоде спрашивать сурка. В 1886 г. праздник стал
официальным.
Сурку дали имя Фил и возвели в ранг
официального национального предсказателя
погоды, а его прогнозы в настоящее время
транслируются в новостях по радио и ТВ. Родину
Фила, город Панксутони, провозгласили «всемирной
метеостанцией». После появления на экранах
фильма «День сурка» популярность праздника
резко возросла, и теперь ежегодно 2 февраля «в
гости» к сурку съезжаются более 20 тыс. туристов.
Ровно в 7 ч 25 мин утра Фила вытаскивают из норки
и следят за его поведением. Если на улице ясный
день и сурок видит свою тень, он возвращается в
домик досыпать. Публика разочарована, так как это
значит, что зима еще долго не уступит место
теплым денькам и близится похолодание. Если же 2
февраля выдалось пасмурным и «предсказатель»
долго гуляет на свежем воздухе – быть ранней
весне.
Для маленького героя (естественно, за прошедшие
годы сурков сменилось немало) созданы самые
комфортные условия проживания. Американцы
берегут своего «предсказателя» и, чтобы
подчеркнуть его значимость, даже приставляют к
нему персонального агента секретной службы.
Напомним, что аналогичная традиция некогда
существовала и у славян. Только вместо сурка на
Руси в качестве предсказателя погоды выступал
ёж.
Весна – Праздник шимпанзе
Жила-была на
свете большая мохнатая обезьяна. Однажды она
забрела на кукурузное поле и отведала спелый
початок. Еда понравилась, и тогда обезьяна
позвала своих соплеменников. Те не заставили
себя долго ждать и явились на поле целой толпой
да еще с тамтамами. Под звуки барабана обезьяны
ловко собирали урожай. На поле примчался хозяин,
чтобы разогнать воров. Однако музыка ему так
понравилась, что он пустился в пляс. Плясал
хозяин, плясала и вся его семья, кроме младшего
сына. Он взял лук и убил самую большую обезьяну.
Остальные воришки в ужасе разбежались, забыв
тамтам на поле. С тех пор этот замечательный
инструмент стал служить людям.
В тропических лесах Берега Слоновой Кости
живет племя, которое и поныне с благодарностью
вспоминает обезьян, подаривших людям музыку. А
так как большой обезьяне это стоило жизни, люди в
честь нее придумали праздник. Он так и называется
– Праздник шимпанзе.
Раз в году племя собирается у большого костра.
На низком табурете выставляется высушенная
голова шимпанзе. Вокруг костра ставятся
скульптуры других священных животных – пантер,
белок, зайцев, гадюк, черепах.
Вождь племени обращается к обезьяне с песней:
«Уважаемая шимпанзе!
Сегодня мы чествуем тебя,
Мы приносим тебе орехи и курицу...»
Хорошо, когда в жертву приносится только одна
вареная курица. Но когда в племени возникают
проблемы, число куриц вырастает до десяти. При
выборе жертвенной курицы вождь племени
руководствуется ее цветом, нравом, количеством
снесенных яиц и даже манерой кудахтанья.
Предпочтение отдается белым курам: они более
спокойные, чем другие несушки.
17 марта – День хомяка
Город Каменск-Уральский. Станция юных
натуралистов. Самые многочисленные зверьки
здесь –
хомяки. 17 марта 2003 г. впервые был проведен День
хомяка. Этот праздник придумали юные натуралисты
станции. Предлагается сделать этот праздник
традиционным.
1 апреля – День птиц
В России традиция празднования Дня птиц
родилась во второй половине XIX в. А в 1927 г. она была
подхвачена орнитологом и педагогом Н.И.
Дергуновым. Позже эстафету принял не менее
талантливый ученый и педагог П.П. Смолин. В 1993 г.
создается Союз охраны птиц России. С 1995 г. Союз
входит в состав Международной ассоциации по
охране птиц. В 1999 г. Союз возродил традицию
ежегодного проведения Дня птиц.
7 апреля – День вороны
День вороны – один из любимых праздников
народов Крайнего Севера России. По старинной
хантыйской легенде, прилетая в северные края, эта
птица своим криком будит спящую природу,
символизируя приход весны. В честь виновницы
торжества северяне накрывают столы. Среди
угощений обязательно каша и чай. Дети и взрослые
украшают деревья связками баранок, яркими
ленточками. В ленточки заворачивают монетки,
загадывают желания. На улицах раскладывают
кусочки отварного мяса, чтобы вороны смогли
полакомиться. Хорошей приметой считается
увидеть в этот день серую ворону – значит
загаданное желание непременно исполнится.
27 апреля – Воронов праздник
В России издревле ворон слыл вещим существом,
тонким знатоком человеческой натуры. Считалось,
что он умеет распознавать добро и зло, карать за
алчность и жестокость, помогать нестяжателям и
независтникам.
27 апреля наши предки призывали птиц на пашню, к
огородным грядкам. Если хозяйка хотела, чтобы
вороны не таскали цыплят, а наоборот, спасали бы
их от лисиц и коршунов, полагалось птиц
задобрить. В сковороде или чугуне варили кашу,
выносили ее во двор, опрокидывали посуду вверх
дном. Предварительно начищенное до блеска дно
привлекало птиц.
Существовал такой обычай: 27 апреля выйти на
долгую прогулку, чтобы встретить на пути как
можно больше разнообразных птиц и всех их
окликнуть по имени, кому-то особое доброе слово
молвить вдогонку, а кого-то и попросить: «Ворон,
ворониха, не допустите до дому лиха...» В этот день
собирали и потом долго хранили оброненные птичьи
перышки в качестве оберега от всевозможных
нечистых духов и напастий. Втыкали перья в
головные уборы. Верили, что это не только
украшение, но и амулет, наделяющий силой, которой
обладает весь птичий род.
1 мая – Карнавал улиток
Во Франции любят праздники негромкие, но
изысканные. Первого мая, например, там чествуют...
улиток. Карнавал открывает шествие в городе
Клуже. Главной фигурой карнавала является
гигантский девятиметровый муляж Короля Улиток.
Конец мая – Соловьиные вечера
В Москве установилась хорошая традиция – в
конце мая в природном парке «Москворецкий»,
который включает в себя и Серебряный Бор,
проводить так называемые Соловьиные вечера.
Июнь – Праздник Ыснах
Старинная якутская легенда утверждает, что
первым живым существом на земле был конь. От него
произошел полуконь-получеловек, а уж у того
родился человек. И от этого человека произошел
прародитель якутов Эллэй, сын которого был
великим шаманом, имеющим связь с миром духов. Он и
считается у якутов основоположником древнейшего
праздника Ыснах, который тесно связан с
почитанием коня.
Праздник проводится в июне, когда завершается
зимовка скота и наступает период трудового лета.
На большой поляне устанавливают несколько
украшенных резьбой столбов-коновязей,
соединенных поперечной перекладиной, концы
которой вырезаны в форме конских голов. Коновязи
опоясывают пестрой веревкой, украшенной пучками
белых конских волос с телячьими намордниками,
сшитыми из бересты.
Праздничную поляну окружает частокол из
молодых березок. В тени березовых ветвей ставят
сосуды с кумысом. Когда это ритуальное
сооружение готово, шаман начинает читать
посвящение богам. Перед шаманом разводят костер,
а в руках он дер-жит огромный кубок с кумысом,
которым трижды во время чтения заклинаний кропит
огонь. Так он призывает небожителей сойти с
заоблачных высот на землю и благословить
праздник.
На празднике сказитель исполняет древний
героический эпос «Олонхо». Он поет, почти не
раскрывая губ, подражая то женскому голосу, то
ржанию коня, то пению птиц, представляя героев,
шаманов и духов. Затем начинается «танцевальная»
часть. Якуты одеты в национальные одежды,
расшитые бисером. За выступлением танцоров
следуют соревнования по национальным видам
спорта: прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах
поочередно, передергивание палки, выжимание
гири, а в заключение – конный парад и скачки.
Кульминация праздника – танец, похожий на
хоровод. В нем могут принять участие все
желающие.
Ыснах – это главный праздник якутов.
С июня по сентябрь** –
Парад коров
Коровьи парады были придуманы в Швейцарии
несколько лет назад. Эту удачную коммерческую
идею быстро подхватили американцы и погнали свои
стада на улицы сразу трех городов США: Нью-Йорка,
Стамфорда и Вест-Оранджа.
В 1998 г. скульптор Паскаль Кнапп изваял корову, а
затем предложил художникам ее раскрасить. Одной
коровы не хватило, и вскоре на улицах немецкого
города Дрездена появилось с десяток рогатых
созданий, раскрашенных всеми цветами радуги.
Идея
пришлась по вкусу не только немцам. Триумфальное
шествие буренок началось по всему миру – Чикаго,
Лондон, Париж, Барселона, Дублин, Сидней,
Монтевидео, Москва... Сегодня Парад коров –
явление международное. Из чисто художественного
оно стало массовым. Раскраской рогатых красавиц
занимаются не только профессиональные художники
и дизайнеры, но и обычные люди. Не обходится и без
знаменитостей. Правда, те чаще предпочитают не
творить, а покупать готовые скульптуры на
благотворительных аукционах, которые
устраиваются после каждого парада.
В настоящее время на Западе Парад коров стал
одним из самых любимых праздников. Во время его
проведения крупные города теперь уже многих
государств наводняют не только живые коровы всех
мастей, но и сделанные из различных материалов.
Любая купленная корова становится талисманом.
Конец июля – Праздник змей (Нагапанчами)
В Индии к
змеям отношение особое. Люди считают себя
обязанными змеям, ведь те пожирают грызунов,
которые покушаются на урожай. Убить змею –
тяжелейший грех. Индийцы поклоняются божествам
со змеиным туловищем и человеческой головой –
нагам, которые обитают в подземном царстве. А в
конце июля по всей стране отмечается Праздник
змей – Нагапанчами.
В этот день никто не работает. Виновниц
торжества приносят из леса и выпускают прямо на
улицы и во дворы. Змей повсюду горячо
приветствуют, осыпают цветочной пыльцой, угощают
молоком, топленым маслом, медом и поджаренным
рисом. К змеиным норам ставят цветы олеандра,
жасмина и красного лотоса.
Особенно пышных церемоний удостаивается самая
опасная из змей – кобра. Обычная кобра – крупная
бурая змея до 2 м в длину, а длина королевской
кобры достигает 5–6 м. Ее тело отливает серебром,
на капюшоне рисунок, напоминающий по форме очки.
Змея эта очень ядовитая! Ее яд начинает
дей-ствовать спустя несколько минут после укуса.
Тем не менее именно о кобре рассказывает одна из
легенд, с которой и связан Праздник змей.
Один брахман в день Нагапанчами забыл о древнем
обычае и отправился на свое поле. Прокладывая
борозду, он нечаянно раздавил детенышей
кобры-нагини. Змея-мать решила отомстить. Она
приползла в его дом, когда семья спала и убила
всех. Потом кобра вспомнила, что одна из дочерей
брахмана живет в соседнем селе. Когда она туда
приползла, то увидела, что молодая женщина все
приготовила к празднику, выставив за дверь цветы
и угощение для змей – сладости, молоко... Кобра
переменила гнев на милость. Когда женщина
увидела, что угодила змее, то попросила ее
воскресить отца и остальных родственников. Змея
выполнила просьбу.
Праздник змей продолжается до глубокой ночи.
Заклинатели змей в этот день пользуются большим
почетом и демонстрируют всем свое искусство:
берут ядовитых змей в руки, набрасывают их себе
на шею... Некоторые из зрителей, кто похрабрее,
тоже пытаются следовать их примеру. Было
замечено, что в этот день змеи совсем не кусают
людей. Возможно, они догадываются, что сегодня –
их праздник, а в праздник кусаться нельзя.
13 августа – День раков
На юге Швеции 13 августа отмечается День раков,
который символизирует начало сезона их ловли. В
этот день принято устраивать праздничный обед,
обязательным блюдом на котором должны быть
сваренные с укропом раки. Считается, что если в
этот день улов удался, то на семейном столе
всегда будет вкусный и сытный обед.
18 (31) августа – Лошадиный праздник
На Руси покровителями и целителями домашних
животных почитают святых мучеников Флора и
Лавра. Уже сами их имена содержат в себе то, что
принято называть «природой»: Флор – в переводе с
латинского «цветущий», Лавр – название дерева,
ветвями которого принято украшать (награждать)
победителей.
Почитание святых возникло еще в древние
времена. По преданию, с открытием мощей Флора и
Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось
почитание этих святых как покровителей лошадей.
И до нашего времени во многих храмах и музеях
России сохранились иконы святых Флора и Лавра,
где присутствуют изображения лошадей.
Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо
о Флоре и Лавре». Предание, послужившее основой
для иконописного сюжета, повествует о том, как
святые братья явились на помощь пастуху,
потерявшему коней, и помогли найти пропажу.
Постепенно на Руси сложился удивительный
обычай: на Лошадиный праздник пригоняли к
церквам лошадей со всех окрестных сел и деревень.
В расчесанные гривы и хвосты животных вплетали
ленты и куски кумача, а также лоскуты ситца ярких
расцветок, наряжали их в расшитые попоны и сбрую,
украшенную разноцветными лентами и бубенцами.
Лошадей водили для купания к водоемам, подводили
к храмам, где совершались торжественные молебны
святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут
же перед церковью лошадей окропляли святой
водой.
Август-сентябрь – День обезьяны
Два-три раза в год в августе-сентябре
мексиканцы празднуют День обезьяны по лунному
календарю. Хорошая примета – родиться в этот
день или сыграть свадьбу, поскольку в Мексике
День обезьяны считается самым счастливым.
Обязательно нужно приготовить или смастерить
что-нибудь самому, чтобы обезьяна это оценила и
покровительствовала во всех делах.
2–5 сентября – День кошки
Свой
праздник есть и у японских кошек. В один из дней
со 2 по 5 сентября торговцы Японии отмечают День
кошки. Считается, что для успеха в торговых делах
в лавке обязательно должно быть это животное,
желательно черного цвета. Японцы верят, что если
кошка проводит левой лапкой по уху, жди
покупателя, а если правой – принесет большую
прибыль. Для всех котов-«коммерсантов» в этот
день устраивается настоящее пиршество.
30 сентября – Праздник гадюки
Для одних народов змея – символ мудрости, для
других – символ коварства. В Африке змею
почитают. В честь гадюки, например, жители страны
Берег Слоновой Кости отмечают праздник, цель
которого – умилостивить змею. Собирают для нее
дары: рис, белых кур, кокосовое масло... Под гром
барабанов люди выстраиваются в колонну, которая
и сама похожа на длинную змею. Впереди идут дети,
за ними молодежь, люди зрелого возраста, а
замыкают все шествие старики. Все они несут
подарки для гадюки.
Пока колонна движется, оглядываться нельзя –
это плохая примета. Разговаривать тоже нельзя. И
даже думать можно только о змее. Чтобы не
отвлекаться, поют в честь гадюки гимны.
Около жилища гадюки, которое считается
священным местом, люди складывают дары. Потом они
начинают кланяться и громко просить гадюку
жалить только их врагов. Их крики разносятся по
всей округе. Это и понятно – люди хотят, чтобы их
услышала змея и выползла из своего укрытия. Если
гадюка внемлет человеческим мольбам и покажется
на свет, значит, год будет счастливым. А уж если
она выползет и свистом созовет своих
соплеменниц, радость и мир будут царить в этой
деревне долго.
Продолжение следует
* Святая Маргарита силою
своей веры победила самого дьявола, принявшего
образ дракона. День святой Маргариты празднуется
13 июля.
** Некоторые страны
устанавливают свое время проведения парадов.
Например, в этом году в Париже буренки вышли на
пленэр уже в апреле.
|