|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. В таблицу «Генетические законы» в тетради запишите формулировку первого закона Менделя (о единообразии первого поколения гибридов). Запомните ее. Проследите по тексту, как Мендель пришел к его открытию. При чтении текста обратите внимание на схему на с. 84. Запомните, что доминантные признаки в схемах обозначаются заглавной буквой, рецессивные – строчной, родительские формы при скрещивании – буквой Р, гибриды первого поколения – F1, второго – F2, третьего – F3 и т.д. 5. Рассмотрите на рис. 34 пример промежуточного наследования цвета венчика у ночной красавицы при моногибридном скрещивании. Сравните эту схему со схемой на с. 84. В чем их различие, в чем сходство? Отвечают ли эти примеры первому закону Менделя? 6. Используя знание закономерностей моногибридного скрещивания, определите, какой признак доминирует, если потомство, полученное при скрещивании безрогого (гомозиготного) быка с рогатой (гомозиготной) коровой, оказалось безрогим. Свои рассуждения запишите в тетрадь. 7. Повторите материал учебника, относящийся к мейозу (§ 19, рис. 28). Это поможет вам усвоить последующий материал. 8. Прочтите раздел «Принцип чистоты гамет» в § 24 до конца. Проанализируйте схему образования гамет по схеме на с. 84. Проследите распределение родительских хромосом в потомстве. В чем заключается сущность принципа чистоты гамет и ее цитологические основы? Обратите внимание, что благодаря мейозу в гаметах содержится только по одной гомологичной хромосоме от каждой пары. Следовательно, в гамете присутствуют по одному из каждой пары аллельных генов, которые и передаются потомству. Поэтому говорят о «чистоте гамет». 9. Выделите в тексте связи между генотипом и фенотипом. 10. Ответьте на вопрос: может ли потомство белой овцы и белого барана оказаться черным? Почему? Модуль к тексту статьи «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя» (§ 25)1. Читая § 25, проанализируйте рис. 35, 36. Сопоставьте их. Пользуясь рис. 36, раскройте цитогенетические основы расщепления признаков семян гороха во втором поколении – F2 (рис. 35).
2. Рассмотрите рис. 35, иллюстрирующий дигибридное скрещивание гороха, и проделайте следующее. А. Выпишите в тетрадь отдельно символы генотипов гомозиготных и гетерозиготных форм по обеим аллелям, а затем – по каждой аллели в отдельности (сначала по форме, затем по цвету). Б. Укажите в тетради, какие формы из выписанных вами будут в следующих поколениях расщепляться; на одном примере подсчитайте расщепление по фенотипу и напишите формулу дигибридного расщепления. 3. В чем заключается сущность третьего закона Менделя? Какая имеется связь между первым, вторым и третьим законами? Формулировку третьего закона выпишите в тетрадь (табл. 2) и запомните ее. 4. Решите задачи, используя логику рассуждений и план решения, показанные применительно к моногибридному скрещиванию. (Дать задачи.) Таблица 2. Генетические законы
Модуль к тексту статьи «Сцепленное наследование генов» (§ 26)1. Обратите внимание на то, что явление сцепленного наследования признаков возможно в тех случаях, когда соответствующие гены расположены в одной хромосоме. Ответьте на следующие во-просы. А. В чем заключается сущность закона Моргана? Б. Какие последствия влечет за собой явление перекреста хромосом и связанные с ним перекомбинации генов? Разберите схему перекреста, используя рис. 29. В. В каком случае два или более признаков наследуются со-вместно, не подчиняясь закону Менделя о независимом распределении признаков? Г. Почему гены, находящиеся в одной хромосоме, иногда попада- ют (в процессе мейоза) в разные гаметы и, таким образом, оказываются несцепленными? 2. При чтении § 26 и § 27 рассмотрите различные наслед-ственные формы мух дрозофил, изображенные на рис. 38. Модуль к тексту статьи «Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность» (§ 28)1. Прочтите весь § 28. Найдите на схеме на с. 112 новый цвет цветка. Чем объясняется его появление? 2. Постарайтесь хорошо разобраться в генетических причинах появления новых признаков при скрещивании. 3. Проанализируйте примеры множественного действия генов и объясните это явление. Модуль к тексту статьи «Генетика пола» (§ 27)1. Читая § 27, обратите внимание на хромосомные комплексы дрозофилы и кошки, изображенные на рис. 38 и 39. Используя рисунок изучите и запомните особенности образования гамет у самца (половые хромосомы различны) и у самки (половые хромосомы одинаковы). 2. Обратите внимание на обязательное различие половых хромосом (или отсутствие одной из них) у самцов и самок (у разных видов по-разному), что очень важно для продолжения жизни вида: благодаря этому в поколениях каждого вида количество самцов равно количеству самок. 3. В тетради составьте схему формирования гамет, оплодо-творения и образования зигот для случая, когда самка имеет две половые хромосомы, а са-мец – одну. Определите пол особи, которая разовьется из каждого типа зигот. 4. Рассмотрите схему на с. 96. Разберитесь в явлении сцепленной с полом наследственности. 5. Проанализируйте и решите следующие задачи. А. Какими будут котята от скрещивания черепаховой кошки с черным котом; черепаховой кошки с рыжим котом? При решении используйте следующие сведения: – ген черной и рыжей масти находится в X-хромосоме
(признак цвета сцеплен с полом); Б. Каким может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками? (Ген дальтонизма рецессивен и находится в X-хромосоме.) 6. Заполните в тетради таблицу «Генетические законы», используя в качестве примера запись, относящуюся к третьему закону Менделя. Вопросы для самоконтроля1. Какие методы генетических исследований использовал в своей работе Г.Мендель? 2. В чем сущность первого закона Менделя? На основе каких опытов он его вывел? 3. Какова цитологическая основа дигибридного скрещивания? Сформулируйте второй закон Менделя. 4. В каких случаях в наследовании признаков происходит отклонение от закономерностей, открытых Менделем? Как это явление называется и кто его открыл? 5. Какие основные положения хромосомной теории наследственности вы знаете? Приведите факты, доказывающие их. 6. Нарисуйте схему образования гамет у гибридов первого поколения (F1) при моногибридном скрещивании и объясните ее с точки зрения гипотезы чистоты гамет. 7. Всегда ли за один признак ответствен один ген? Может ли ген оказывать влияние на разные признаки? 8. В чем причина возникновения новых форм при скрещивании? 9. Какие отличия хромосомного набора самца от хромосомного набора самки вы знаете? Какое значение в эволюции они имеют? 10. Решите следующие задачи. А. Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Оба ребенка у них были кареглазыми. Определите генотипы всех членов семьи. (У человека карий цвет глаз доминирует над голубым.) Б. Дети из предыдущей задачи выросли. Один женился на голубоглазой женщине, другой – на кареглазой. Какой цвет глаз возможен у детей от каждого из этих браков? В. Кареглазый правша женился на голубоглазой левше. Какое потомство следует ожидать в этой семье, если известно, что карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью? Г. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились дети – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого мужчины с другой кареглазой правшой родилось 9 кареглазых детей, причем все правши. Каковы генотипы каждого из трех родителей?
|