|
|||||||||||||||||||||||||||||||
В этом же году М.Ф. Иванов
написал капитальный труд «Овцеводство». От
скрещивания разных пород ученый получил свыше 40
комбинаций овец. Справка из словаря«Аскания-Нова» – заповедник в Херсонской области, организован в 1921 г. Бонитер – специалист по комплексной оценке сельскохозяйственных животных (по происхождению, экстерьеру, продуктивности, воспроизводительным способностям и качеству потомства), которые используются в племенной работе. Задание 1 Работа ведется в группах по 5–6 человек. Ознакомьтесь с биографией М.Ф. Иванова. 1. Найдите в тексте биографии незнакомые слова и выясните их значение, пользуясь словарями. Запишите новые слова в тетрадь. 2. Составьте краткую биографическую справку, отметив основные вехи жизни М.Ф. Иванова. 3. Подумайте, с какой целью им была выведена новая порода свиней? Учащиеся проводят социоконструкцию. Результатом групповой работы должно стать составление биографической справки жизни и деятельности М.Ф. Иванова. Затем составленные группами справки вывешиваются в классе и сравниваются с предложенной учителем (социализация). Биографическая справка М.Ф. Иванова1871 г. – родился в Ялте в семье учителя садоводства школы Никитского ботанического сада. 1883–1893 гг. – обучался в Горецком земледельческом училище. Получил звание бонитераовцевода. 1893–1897 гг. – учеба в Харьковском ветеринарном институте. 1900 г. – доцент Харьковского ветеринарного института. 1914 г. – профессор, заведущий кафедрой Петровской сельхозакадемии. 1925 г. – начал работу по созданию новой породы свиней в «Аскания-Нова». 1935 г. – создана новая порода свиней украинская степная белая. 1935 г. – написан капитальный труд «Овцевод-ство». Задание 2 Академик М.Ф. Иванов в одной из своих работ писал: «Порода идет через рот». Что, по-вашему, под этим понимал сам селекционер? Выполнение задания рассчитано на 10–15 мин. Основной формой работы на данном этапе является «мозговой штурм». Все идеи, возникающие в ходе обсуждения, заносятся в таблицу.
После группового проводится коллективное обсуждение, и на доске заполняется аналогичная таблица (социализация). В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что важное значение в породоразведении имеет питание. Данный факт подтверждается словами М.Ф. Иванова: «…склонность наших домашних животных к ожирению, к скороспелости и изменению форм есть прямой результат обильного питания» или «…характер кормов и кормление оказывают огромное влияние на внутреннюю и внешнюю организацию животных, на их продуктивность; больше того, корма и кормление оказывают гораздо большее влияние на организм животного, чем порода и происхождение». Далее следует вопрос учителя: «Как, на ваш взгляд, может называться работа М.Ф. Иванова, слова из которой мы только что разобрали?» (Ответ. «Порода и корм».) На следующем этапе работы учитель знакомит школьников с основными трудами академика М.Ф. Иванова, делая акцент на то, что селекционер придавал громадное значение знанию естественных местных условий для выбора породы. Несходство климатических и почвенных условий района с условиями родины избираемой породы может явиться серьезным препятствием к разведению. Исходя из этих положений, ученый твердо стоял за создание своих, отечественных, хорошо приспособленных к местным условиям пород сельскохозяйственных животных. Существенным дополнением к содержанию темы может стать использование краеведческого материала о районированных в Чувашии (или в любом другом регионе) породах свиней: крупной белой, Цивильской породной группы Ландрас. Почувствовать себя в роли исследователей-селекционеров помогает ребятам решение генетических задач по скрещиванию разных пород сельскохозяйственных животных. Примерные задачи по генетике1. В селекционной практике для проверки
чистопородности по определенным признакам
широко применяется скрещивание проверяемого
животного с формой чисто рецессивной по
изучаемым аллелям. 2. У овец белая окраска шерсти
доминирует над черной, а рогатость доминирует
над комолостью (безрогостью). В результате
скрещивания черного рогатого барана с белой
комолой овцой было получено следующее потомство:
у одной пары – 1/4 рогатых белых, 1/4 рогатых черных,
1/4 комолых белых, 1/4 комолых черных; у другой – 1/2
комолых белых, 1/2 комолых черных. В завершении мастерской нужно вернуться к списку вопросов, возникших в начале занятия, и подумать, на все ли из них получены ответы. Заканчивается мастерская проведением рефлексии – анализом пережитого всеми участниками и особенно теми, у кого что-то вышло не так, как у остальных. Наивысшая точка занятия – это момент, когда участ-ник мастерской внутренне осознает новизну, неожиданность и уровень того знания, которое он построил сам, которое он сравнивает с тем, что имел. Ощущение успеха, радость от участия в общей победе на пути по-знания – вот главный результат мастерской. Терминологический словарьМастерская – форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Индукция (от лат. induco – ввожу, навожу, побуждаю) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Это может быть задание, связанное со словом, предметом, образом, рисунком, воспоминаниями, – часто неожиданное для ученика. Ассоциации – спонтанное соединение идей, восприятий, фантазий сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта и т.д. Социоконструкция – построение этих элементов группой. Социализация – обнародованное обсуждение всего созданного индивидуально и в парах; всех высказанных мнений и гипотез. Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, обнародовано, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. Афиширование – вывешивание «произведений» – работ учеников и мастера (рисунков, текстов, схем, проектов и т.д.) в аудитории и ознакомление с ними. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником. Самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование и разрыв составляют основу работы с материалом. Рефлексия – анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, анализ пережитого всеми участниками мастерской. Рекомендуемая литератураБелова Н.И. Я знание построю в мастерской. – СПб, 1997. Мухина И.А. Опыт создания терминологического словаря // Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. – СПб, 1995. – С. 300–309. Окунев А.А. Как учить не уча. – СПб: Питер-Пресс, 1996. Педагогические мастерские: из опыта работы учителей начальной школы / Сост. Степихова В.А. – СПб: СПб ГУММ, 1997.
|