А.А. ПИГЕНЕШЕВА,
учитель биологии СОШ № 59,
г. Чебоксары, Чувашская республика
Окончание. См. № 3/2007
Урок по теме: «Г.Мендель и основные
закономерности генетики»
Мультимедийные технологии в
преподавании биологии в старших классах
4. Дидактический программный продукт
– презентация
В виде слайдов я показываю некоторые
исторические сведения о Г.Менделе; схемы его
опытов, виды растений, с которыми он
экспериментировал.
5. Обобщение, закрепление и
систематизация знаний – решение генетических
задач
Чтобы правильно решить задачу, нужно
внимательно прочитать условие и определить тип
задачи, для чего необходимо выяснить:
– сколько пар признаков дано в задаче;
– сколько пар генов их контролируют;
– гомо- или гетерозиготное скрещивание;
– тип скрещивания (прямое, возвратное,
анализирующее и т.д.);
– сцеплено или независимо наследуются гены;
– связано ли наследование признака с половыми
хромосомами;
– сколько классов фенотипов (или генотипов)
образуется в потомстве и каково их
количественное соотношение.
Иногда в задаче требуется определить,
какой из признаков является доминантным, а какой
– рецессивным. Для этого нужно помнить, что
доминантный признак всегда проявляется
фенотипически (кроме случаев неполного
доминирования).
Основные этапы решения задач
1. Внимательно прочтите условие задачи.
2. Сделайте краткую запись условия задачи.
3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых
особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые
образуют скрещиваемые особи.
5. Определите и запишите генотипы и фенотипы
полученного при скрещивании потомства.
6. Проанализируйте результаты скрещивания:
определите количество потомства по фенотипу и
генотипу и запишите их в виде числового
соотношения.
7. Запишите ответ на вопрос задачи.
Неполное доминирование (аутосомное
наследование)
Задача №1. У человека ген
мелковьющихся волос является геном неполного
доминирования по отношению к гену прямых волос.
От брака женщины с прямыми волосами и мужчины,
имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с
прямыми, как у матери, волосами. Может ли
появиться в этой семье ребенок с волнистыми
волосами? С мелковьющимися волосами? Известно,
что у гетерозигот волосы волнистые.
Решение
Для того чтобы решить эту задачу,
необходимо, прежде всего, составить таблицу: «Ген
– признак – генотип – фенотип».
Обозначим, как рекомендуется, ген
неполного доминирования , рецессивный ген – . Так как каждый из генов фенотипически
полностью проявляет себя лишь в гомозиготе,
запишем генотип человека с мелковьющимися
волосами как , с
прямыми волосами – .
Таблица 1
Далее надо построить схему
скрещивания (схема 1).
Схема 1
Следовательно, генотип
гетерозиготного человека – . Определим его фенотип как
промежуточный между исходными фенотипами,
перечисленными выше, т.е. человек будет иметь
волнистые волосы.
В случае, если это покажется уместным и
необходимым, можно построить стандартную
решетку Пеннета (табл. 2).
Таблица 2
Можно сделать следующий вывод: в этой
семье шансы рождения ребенка с волосами
волнистыми, как у отца, или прямыми, как у матери,
равны (1:1). Вероятность появления ребенка с
мелковьющимися волосами равна нулю.
Задача №2. Потомство лошадей белой
и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую
окраску. У двух золотисто-желтых лошадей
появляются жеребята: белый и гнедой. Рассчитайте
вероятность появления таких жеребят, если
известно, что белая масть определяется
доминантным геном неполного доминирования, а
гнедая – рецессивным геном. Будут ли среди
потомства золотисто-желтые жеребята? Какова
вероятность их появления?
Решение. Прежде всего составляем
таблицу (табл. 3), в которой будет представлена вся
имеющаяся в нашем распоряжении информация о
генах и признаках, контролируемых этими генами, а
также соображения по поводу всех возможных
вариантов фенотипов жеребят при различных
комбинациях рассматриваемых генов. Далее
представим схему скрещивания (схема 2).
Таблица 3
Схема 2
Для ответа на вопрос, какова была
вероятность рождения золотисто-желтых жеребят,
составляем традиционную решетку Пеннета (табл. 4).
Таблица 4
Вывод: варианты окраски жеребят
будут характеризоваться соотношением белые :
золотисто-желтые : гнедые = 1 : 2 : 1, что и
соответствует классическому расщеплению по
фенотипу при скрещивании двух гетерозигот
(согласно второму закону Г.Менделя в условиях
неполного доминирования).
Задача для самостоятельного решения
Андалузские (голубые) куры – это
гетерозиготы, появляющиеся обычно при
скрещивании белых и черных кур. Какое оперение
будет иметь потом-ство, полученное от
скрещивания белых и голубых кур, если известно,
что ген, обусловливающий черное оперение у кур, –
это ген неполного доминирования (по отношению к
рецессивному гену белого оперения)?
6. Подведение итогов, выставление
оценок
7. Домашнее задание
Подготовка к зачету по разделу
«Генетика».
Решить следующую задачу. При скрещивании
красноплодной и белоплодной земляники были
получены только розовые ягоды. Каковы генотипы
исходных и гибридных форм, если известно, что ген
красной окраски не полностью доминирует над
геном, контролирующим белую окраску?
|