Е.А. СТРОГАНОВА
Смотрящий да увидит
Суровая зима позади, на дворе – март, и
весна уже «стучится к нам в окно». Весна – время
стремительных перемен в природе и благодатная
пора для пытливых наблюдений за этими
изменениями вместе с ребятами. В своей
преподавательской практике я старалась почти
каждый урок весной, независимо от темы по
программе, начинать с разговора о ней. Ведь
именно весной мы все нетерпеливо и жадно ловим
каждую весточку приближающегося пробуждения
природы. И пусть это нарушает академическую
строгость урока – детская радость «открытий»
стоит того.
Мы с удовольствием замечаем: небо все
чище, солнце все выше и дольше идет по небосклону,
и квадратики солнечного школьного окна
расцвечивают еще недавно темную стену класса.
Ребята, как котята, улыбаясь и жмурясь, купаются в
его ласковых лучах. А что происходит с сугробами?
Они оседают, уплотняются и покрываются гладкой и
сверкающей корочкой наста. Вот по этой белой
блестящей дороге и проводим мы зимушку-зиму
далеко на север: «Скатертью дорога, возвращайся в
декабре!»
Разгоняя непогоду,
Ветер шлет привет весне.
Гладкой скатертью дорогу
Стелет март седой зиме.
Саша Волков, 11 лет.
Море света сверху, к тому же
отраженного от зеркального наста, слепит глаза.
Царствует весна света.
– Я вышел из дому и сразу зажмурился.
– А я вошла в школу – ничего не вижу!
– А мы с Машей, когда возвращались из
школы, посмотрели друг на друга: зрачки были
маленькие-маленькие, а пришли домой, смотрим –
зрачки становятся все больше и больше.
– Вот какой у нас умный глаз: может
пропустить света и больше, и меньше. Это
аккомодация, мы о ней еще будем говорить в 8-м
классе.
– Я в воскресенье ходила с папой в лес
и видела, что деревья вокруг себя «отдышали»
ямки. С одной стороны дерева ямка побольше, с
другой – поменьше.
– Хорошо, что ты это заметила. Живое
тепло растения и солнце спешат освободить
древесный ствол из-под снежного сугроба. На
следующей прогулке приложи руку к стволу дерева
с той стороны, где ямка побольше.
– Я знаю: ствол теплый, его солнце
согревает, ямка на южной стороне.
Проросток клена
– А я в такой ямке видел зеленые
листики земляники. Правда-правда! Они прямо в лед
вмерзли!
Ребятам еще предстоит узнать, что далеко не у
всех трав и кустарничков наших растительных
сообществ к осени засыхают и отмирают надземные
части. Скоро они узнают и о структуре воды, и о
структуре льда, об их роли в жизни растений и
биологической жизни вообще. Но первый живой
пример цепкости и пластичности жизни самый
впечатляющий.
– А я что видел! Семена от елки так и
разбегаются по насту, как кораблики под парусами!
Вот он – наглядный пример анемохории!
Но скоро уже и наст станет рыхлым и ноздреватым, и
снежный покров начнет сходить с земли.
– Интересно бы посмотреть на нашу
землю с высоты!
Как веснушки по щекам
Под лучами солнца,
Разбежались по лугам
Талые оконца.
– А под нашей лиственницей на даче
много-много взъерошенных еловых шишек и чешуек.
Мама сказала, что это «кузница» дятла.
– И у нас тоже. Я даже дятла видела:
сидит на стволе, уперся хвостом и расклевывает
шишку длинным клювом. Вычистит – и бросает,
принимается за следующую.
– А у нас в саду он совсем очистил
шишку от чешуек, один стерженек остался!
– Это не дятел, это белка.
– К моему балкону синицы слетаются: я
зимой им несоленое сало вывешивал на ближнюю
ветку, так теперь они тут и пасутся. Раньше
переговаривались: «Синь, синь», а теперь поют:
«Дзинь-ли-линь» и целыми днями в догонялки
играют.
– Мы с папой в воскресенье в лес
ходили. Когда подходили, папа сказал: «Лес
почернел».
И правда, осыпался снег с елок и сосен,
да и стволы деревьев почернели: растаяла снежная
пудра в складках коры – сошла зимняя косметика.
– Не почернел, а побелел. Мы ехали мимо
березовой рощи, и мне показалось, что березы
стали белее и чуть-чуть порозовели.
– Правильно. Февральские ветры и
метели сорвали со стволов тонкие посеревшие
старые «обмотки» бересты, и березы «помолодели»
и похорошели. Это весеннее преображение
невозможно не заметить.
Женские сережки ивы
|
В клетках березовой коры содержится
поистине волшебное вещество бетулин, придающее
ей белый цвет. Дерево очень чутко улавливает все
изменения, происходящие в природе, и на
приближение весны реагирует активным
накоплением бетулина в клетках, а он, в свою
очередь, способствует размножению и росту клеток
камбия, дает силы и энергию в их многотрудной
весенней работе, возвращая растение к активной
жизни, помогает приспособиться к изменившимся
условиям, защищает от болезней и неблагоприятных
внешних воздействий. Белая березовая кора –
надежная защита для ствола, ведь известно, что
береста отлично противостоит гниению. Нетленно
пролежали много веков в Новгородской земле
берестяные грамоты и дали нам возможность
прикоснуться к жизни наших далеких предков. Вы и
сами, наверное, не раз встречали в лесу
совершенно истлевший ствол березы в отлично
сохранившейся коре. Целебные, иммуногенные,
адаптогенные и энергетические свойства бетулина
фармакологи используют в лечебных и
профилактических препаратах для здоровья людей.
– Береза, береста, беречь, оберегать...
Не слышится ли вам здесь что-то общее?
– Конечно, общий корень «бер».
– В нем-то и заключается вся суть нашей
родной березоньки. Она нас бережет. Скоро мы
отправимся на вырубку, соберем бересту и начнем
постигать секреты старинного народного промысла
– изготовления берестяных изделий. Они не только
украсят наши жилища, но и будут беречь наше
здоровье.
– А кто знает, какие изменения
происходят с осиной?
– Осина зеленеет, только не знаю,
почему.
Мужские сережки лещины
|
Мне предстоит объяснить
шестиклассникам очень непростую вещь, но
попробую.
Молодые стволы осины покрыты тонкой и
в определенном смысле прозрачной коркой, сквозь
которую просвечивает камбий. Помимо функций, о
которых мы говорили на уроках, он еще участвует в
процессе фотосинтеза, а следовательно, содержит
хлорофилловые зерна. Образующиеся углеводы и
хлорофилл дают растению могучую силу, она
называется сосущей силой, для поддержания
непрерывного вертикального тока растворов
питательных веществ вверх. Весной содержание
хлорофилла увеличивается, этот ток резко
усиливается, и древесный ствол заметно зеленеет.
У других древесных пород это не так заметно, т.к.
наружные покровы ствола окрашены другими
веществами. У березы, например, белым бетулином.
Еще немного – и могучие стволы начнут
свой извечный труд: соки земли поднимутся вверх,
наполняя каждую веточку, каждую почку до самой
верхушки, и опять зашумят леса. Помните, как у
Некрасова:
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум...
Ребята непременно заметят, что и лапы
елей позеленели и помолодели, сбросив
состарившуюся хвою, которой усыпан снег под
деревом. А самые любопытные побегут по
отсыревшим тропинкам к реке и увидят, как
трепещут на ольховых ветках бордовые сережки,
распыляя вокруг себя облака пыльцы:
... Играючи расходится.
Вдруг ветер верховой
Качнет кусты ольховые –
Подымет пыль цветочную...
В теперешней нашей жизни стихи
Некрасова звучат не часто, но в обстановке
весеннего подъема они так и просятся.
По всей длине прибрежных зарослей
ольхи тянется под деревьями желтая полоска на
белом снегу. Это первые разведчики нового этапа
весны – весны цветения.
Есть и еще один долгожданный гонец из
той будущей весенней поры. Это наш городской
подснежник – мать-и-мачеха. Еще всюду будет
лежать снег, а на южных склонах насыпей дорог,
согретых отвалах строек и над теплыми трубами
городских коммуникаций уже появятся маленькие
росточки с бутонами в пушистой одежке. Первый,
кто его увидит, обязательно принесет в класс.
Стоит только предупредить этого счастливчика,
чтобы он выкопал растение с корневищем, посадил в
плошку с землей и хорошо полил. И все мы увидим,
как росток на глазах подрастает, вытягивается и,
наконец, распускается в лучах утреннего солнца.
Первые цветы мать-и-мачехи, так похожие на
солнышко в детских рисунках, доставляют много
радости всем, а детям особенно. Вот какие строки
написала десятилетняя школьница:
То ли Саша рассказала,
То ль во сне приснилось мне:
Будто маленькое солнце
Где-то прячется в траве!
А вчера на теплой круче
Вспыхнул желтенький цветок,
Будто утром солнца лучик
Золотой зажег глазок.
Мы сразу остро ощутим этот новый, почти забытый
за зиму, щемящий нежный аромат радостного
весеннего обновления. Придет время – и цветы
мать-и-мачехи повсюду будут радовать нас,
вырастут там, где, кажется, и вырасти-то ничего не
может: прорвутся к солнцу из-под асфальта,
бетонных плит и цоколей домов. А тот, первый,
скромно опустит пушистую головку и ничем больше
не привлечет нашего внимания. Но дети, помня, что
он первый принес нам радость, бережно высадят его
рядом со школой – отпустят на волю. А в самом
конце учебного года можно будет вернуться к
знакомому незнакомцу. Определенно найдутся те,
кто его не узнает, ведь теперь он изменит свой
облик и прорастет большими угловатыми листьями,
голыми или слегка опушенными сверху и с густым
войлоком снизу. Тут кстати будет рассказать о
целебных свойствах листьев мать-и-мачехи,
собранных в пору, когда опушение сойдет с верхней
части листа, лишь чуть-чуть задержавшись у
черешка. Можно посоветовать ребятам на чистой
лесной опушке сорвать несколько листиков,
высушить в тени сухой комнаты и, если понадобится
зимой при простудном кашле, заварить
измельченный лист мать-и мачехи вместе с мятой и
зверобоем. Выпив стакан такого целебного чая,
приятно ощутить, как разливается по телу тепло,
отступает надсадный кашель, а в благодарной
памяти всплывает образ солнечного цветка весны.
Весной же, когда так не хватает витаминов, можно и
полакомиться молодыми побегами, нарезав их в
салат вместе с другими полезными травами.
Обычно общение с одним подснежником
тянет нить к другим, не столь распространенным:
хохлаткам, ветреницам лютичным, медуницам и др.
Все эти беседы, хотя и происходили у
нас на уроке, носили факультативный характер; но
именно они ненавязчиво и по-настоящему приобщали
ребят к окружающей природе.
Цветущая кислица
|
Формы были разные: иногда предлагалось
в течение 5 минут двумя-тремя фразами написать о
том, что ребята видели интересного. Подписанные
или нет листочки я собирала для обобщения и
обязательного обзора на следующем уроке. Такой
обзор вызывал интерес не только с точки зрения
познания, но каждый еще хотел услышать про свое
«открытие». Радость узнавания себя в рассказе
учителя была для ребят очень важна, и именно этой
части урока они ждали с особенным нетерпением.
Мы пробовали издавать бюллетень, но
иногда погоня за красивой формой отнимала много
сил, а содержание и актуальность наблюдений
много теряли. Наверное, можно, хотя и трудно,
найти компромисс. Зато живые обсуждения всегда
были очень азартны.
Ранней весной, во время снеготаяния, тяжело
устраивать экскурсии с классом, удобнее
пользоваться сведениями, вынесенными из их
прогулок с родителями. Зато, когда подсохнет и
зеленая весна нахлынет всем буйством
растительной жизни, сами родители с
удовольствием выступают в качестве помощников и
участников наших увлекательных походов с
привалами, на которых нас угощает
скатерть-самобранка весенней опушки леса или
луга. Душистый чай из трав с дымком, задушевные
разговоры, и совсем здорово, если найдется
гитара, – всё это счастливые моменты школьной
жизни.
Фото М. и О.Бариновых
|