Л.М. ИВАШИНА,
учитель биологии МОУ СОШ № 46, г. Калининград
Патриотическое воспитание на уроках
биологии
Научно-материалистическое воспитание
школьников необходимо сочетать с нравственным
воспитанием. Нравственность – это не только
определенные нормы поведения, но и чувство
патриотизма. Его отличительной чертой является
любовь к Отечеству, умение бережно хранить и
передавать из поколения в поколение то, что
делает человека поистине красивым, добрым,
чутким, мужественным.
О патриотизме написано и сказано
столько, что, кажется, добавить нечего. Наше
Отечество изменилось. Пересматривается прошлое,
тревожит настоящее, пугает своей
неопределенностью будущее. Историю судить
нельзя, ее надо изучать. Другого Отечества и
другой истории у нас не будет. Воспитание чувства
патриотизма неразрывно связано с глубоким
изучением истории нашей Родины и других стран. В
этом плане курс биологии предоставляет большие
возможности.
При изучении темы «Распространение
плодов и семян» я рассказываю ребятам об
известном ученом-астрономе Н.А. Морозове. Он был
на многие годы заточен царским правительством в
Шлиссельбургскую крепость. Лишенный самого
необходимого, отрезанный от мира, он собирал
гербарий маленьких, хилых растений, которые
находил в крошечном, окруженном огромными
каменными стенами, напоминающем каменный мешок
тюремном дворике, куда узников крепости выводили
на прогулку. С 1888 по 1895 г. за короткие минуты
прогулок он собрал около 300 видов растений, и
среди них были смородина и рябина. Вопрос, на
который должны ответить учащиеся: «Как попали
смородина и рябина на тюремный двор?»
При изучении темы «Вегетативное
размножение растений» я рассказываю о Т.Г.
Шевченко, выдающемся украинском поэте и
художнике. В течение последних семи лет ссылки
(1850–1857, крепость Новопетровское, Оренбургский
край), будучи лишен права писать и рисовать, он,
используя прутики вербы, трудился над тем, чтобы
в безводной казахской степи возник чарующий
оазис. Это своего рода подвиг великого писателя.
Вопрос учащимся: «Какой способ размножения
растений использовал в своей работе Т.Г.
Шевченко?»
При изучении темы «Роль зеленых растений в
природе и жизни человека» я рассказываю
ребятам о норвежском ученом Туре Хейердале. В 1947
г. он вместе с пятью спутниками совершил морское
путешествие по древнему пути инков из Перу к
Полинезийским островам. В течение 100 дней
исследователи плыли на «Кон-Тики», плотике из 9
бревен, по Тихому океану, изучая его растительный
и животный мир. В 1969 и 1970 гг. он совершил
путешествия на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» от
Африки до островов Центральной Америки.
Т.Хейердал засвидетельствовал загрязнение
мазутом вод Атлантического океана на протяжении
6000 км. Вернувшись из путешествия, он заявил
журналистам, что океан умирает и он будет
работать над тем, чтобы его спасти. Вместе с
учащимися мы выясняем, почему Т.Хейердал заявил,
что океан умирает, и могут ли отдельные ученые
или целые страны спасти жизнь в океане.
Рассматривая тему «Происхождение
культурных растений», сообщаю ребятам, что
работа по изучению центров происхождения
культурных растений связана с проведением
различных экспедиций и исследований. Первые
такие экспедиции у нас в стране были проведены
под руководством академика Н.И. Вавилова, который
предпринял путешествия во все части земного
шара. Им же был создан Всесоюзный институт
растениеводства (ВИР). Здесь хранится мировая
коллекция семян дикорастущих
сельскохозяйственных культур.
В дни блокады Ленинграда сотрудники ВИРа
совершили подвиг: 14 ослабевших от голода человек
не уходили со своего поста, охраняя от мороза,
сырости, крыс тысячи семян зерновых культур.
Печальный список умерших от голода ведет
летопись ВИРа: Д.С. Иванов – хранитель риса, А.Г.
Щукин – хранитель масличных культур, Л.М. Розина
– хранитель овса… Хлеб из коллекционного зерна
мог спасти много жизней. Сохранение коллекции в
блокадном Ленинграде – это подвиг не только
ученых ВИРа, но и всех, кто им в этом помогал. Люди
еле передвигали ноги от голода, но семена
сохранили. Они знали, что после войны стране
будут нужны эти семена – хлеб будущего.
После войны вавиловская коллекция
обогатилась и выросла. На Кубани был создан
Кубанский генетический банк семян. Вкуса
блокадного хлеба нам, сытым людям, не удастся
почувствовать никогда. И не нужно этого! И
счастье, что не дано! Но нам дано другое: в хлебе
сегодняшнем и в хлебе завтрашнем, который
поднимется на полях нашей Родины, ощутить
милосердие тех людей, благодаря которым этот
хлеб есть и будет.
Тема «Болезнетворные бактерии»
богата по-знавательными и воспитательными
возможностями. Учащиеся знают, что бактерии –
это огромный мир разнообразных по форме и
биологическим особенностям мельчайших
организмов, имеющих большое значение в природе и
в жизни человека. При изучении темы они узнают
много интересного и поучительного о жизни
ученых, которые занимались изучением бактерий,
особенно болезнетворных.
Ни сил, ни труда, ни даже жизни не
жалели русские ученые для установления причин
заболевания чумой и путей распространения
инфекции. Среди них Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея,
Д.К. Заболотный, И.В. Мамонтов. Заразившись чумой
при работе в экспедиции в Манчжурии, самый
молодой врач И.В. Мамонтов написал матери: «Нет
ничего лучше жизни, но из желания сохранить ее я
не мог бежать от опасности, которой подвержены
все, и, стало быть, смерть моя будет лишь
исполнением служебного долга. Надо верить, что
люди добьются, хотя бы и путем многих страданий,
настоящего человеческого счастья на земле,
такого прекрасного, что за представление о нем
можно отдать все, что есть личного, и самую
жизнь». А вот последняя, предсмертная телеграмма
И.А. Деминского: «Я заразился от сусликов
легочной чумой. Приезжайте, возьмите полученные
культуры. Записи все в порядке. Остальное
расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как
случай экспериментального заражения человека от
суслика. Прощайте. Деминский».
Вместе с учащимися мы выясняем: какую цель
преследовали ученые, отправляясь туда, где
вспыхивали эпидемии чумы? О чем свидетельствуют
их письма? Изучение этой темы воспитывает у детей
чувства протеста против использования
бактериологического оружия, предназначенного
для заражения людей возбудителями особо опасных
инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская
язва.
При изучении материала по теме «Торфяной
мох и образование торфа» я рассказываю ребятам
следующую историю. Шел 1919-й г. На севере нашей
Советской республики наступали белогвардейцы.
Раненых красноармейцев было много, но не было ни
ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач Новотельнов
вышел за околицу села, здесь начиналось болото.
Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум.
Новотельнов вспомнил, что в студенческие годы
видел под микроскопом препарат листа сфагнума с
большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках
замерзла вода. Сухой мох кладут на скотных
дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С
таким же успехом он может впитывать кровь и гной.
На следующее утро, несмотря на мороз, партия
санитаров отправилась за сфагнумом. Разрывая
снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за три
часа собрали 300 кг. Когда мох оттаял, его отжали и
разложили на простынях на полу в хорошо
протопленной перевязочной. Через сутки он высох
и был использован вместо ваты. Более того, мох
заменил и йод: содержащееся в нем фенольное
соединение сфагнол, подобное карболовой кислоте,
обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах
не развивается гнойная инфекция.
В курсе «Анатомия, физиология и
гигиена человека», рассказывая о достижениях
медицины, я обращаю внимание учащихся на работы
Н.М. Амосова. Подсчитано, что он сам сделал около 7
тыс. операций, самых сложных из общего числа
почти 30 тыс., выполненных в его клинике. Можно
считать, что он спас целый небольшой городок,
люди которого живут, работают, радуются жизни.
При изучении темы «Семейство злаков» в 6-м
классе ребята знакомятся с особенностями злаков
на примере пшеницы. На уроке мы заслушиваем
заранее подготовленное выступление ученика о
создателе новых сортов пшеницы П.П. Лукьяненко.
Знаменитый селекционер создал около 50 новых
высокоурожайных сортов пшеницы, неполегающих и
устойчивых против ржавчины: Безостая-1, Аврора,
Кавказ и т.д. Если раньше земледельцы Кубани
собирали по 30–40 ц/га, то сорт Безостая-1,
выведенный им, дает до 90 ц/га. Лукьяненко ушел из
жизни совсем недавно. Четверть каравая хлеба
нашей страны – из его пшеницы. Это достойный
памятник знаменитому селекционеру. Он однажды
признался: «Я 24 часа в сутки занят пшеницей. Я
даже во сне вижу делянки». Заслуги П.П. Лукьяненко
отмечены Ленинской и Государственной премиями
СССР. Он дважды удостоен звания Героя
Социалистического Труда. Его жизнь – подвиг во
имя Родины, во имя нас, живущих ныне.
Тема «Охрана и привлечение птиц». В
Африке на краю кратера Нгоронгоро, среди буйно
цветущей зелени, стоит памятник с надписью:
«Михаэль Гржимек, 12.04.1934–10.01.1959. Он
отдал всё, что имел, даже свою жизнь, за то, чтобы
сохранить диких животных Африки».
С гибелью этого ученого дело охраны
природы потеряло одного из самых энергичных и
отважных борцов. М.Гржимек вместе со своим отцом,
известным немецким натуралистом и зоологом
Б.Гржимеком, проводил учеты животных в Восточной
Африке. Когда он летел на самолете на высоте
примерно 200 м, в правое крыло с размаху врезался
летящий навстречу гриф. В крыле образовалась
большая вмятина, оказались блокированы тяги
управления, машина сильно накренилась на правое
крыло и через несколько секунд разбилась.
При изучении темы «Дыхание» в 9-м
классе, ко-гда речь идет о жизненной емкости
легких, о том, что особенно велика она у людей,
занимающихся спортом, я рассказываю о подвиге
Шаварша Карапетяна.
Шаварш Карапетян – 7-кратный чемпион СССР,
15-кратный обладатель Кубка СССР, 11-кратный
рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира,
13-кратный чемпион Европы. Лучший подводный
пловец планеты. Жизнь Шаварша Карапетяна
разделилась на «до» и «после» 16 сентября 1976 г. В
тот день переполненный троллейбус с 92
пассажирами рухнул с моста на дно Ереванского
водохранилища. Шаварш Карапетян, совершавший по
набережной тренировочную пробежку с
20-килограммовым грузом на плечах, недолго думая,
бросился в воду. Двадцать минут в ледяной воде,
более двадцати спасенных. Его брат, Камо, помогал
на поверхности – так было быстрее, а Шаварш
успевал только сделать секундный вдох. Под конец
он уже был в полуобморочном состоянии и вместо
человека поднял дерматиновое сиденье. Эксперты
говорили, что кроме Карапетяна совершить такое
не мог бы никто. На следующее утро врачи
поставили ему диагноз: «общее заражение крови и
двустороннее воспаление легких». «Я после этого
установил один мировой рекорд и рекорд Европы, –
рассказывал Карапетян, – и ушел из спорта. Раньше
легко выигрывал, … а теперь уже боролся. Я
проигрывал свои коронные дистанции... И так
тяжело было плыть, словно гири привязали». Он
устроился инженером на завод, потом уехал за
границу. В 1993 г. приехал в Москву. У него не было
ничего: ни денег, ни прописки. По словам Шаварша,
выжить тогда оказалось тяжелее, чем спасти людей
из троллейбуса. Он собрал обувщиков и открыл
сапожную мастерскую, которая называется «Второе
дыхание».
Роберт Кох
|
Успехи науки в борьбе с заразными
болезнями огромны. Многие болезни ушли в прошлое
и представляют лишь исторический интерес. Имена
Э.Дженнера, Л.Пастера, И.И. Мечникова, Н.Ф. Гамалеи,
Р.Коха и многих других вписаны золотыми буквами в
историю науки. Много сделали для развития
микробиологии отечественные ученые и просто
врачи. Врач Н.К. Завьялова в 1951 г. сама заразилась
легочной формой чумы. Решив проверить на себе,
насколько продолжительна невосприимчивость
после выздоровления, она ставит героический
эксперимент – вновь подвергает себя контакту с
больным легочной чумой. Этим материалом
начинается урок по теме «Иммунитет».
Познание, постижение человеком Родины,
патриотическое воспитание в годы детства,
отрочества и ранней юности – очень важны.
Школьное патриотическое воспитание – это
закалка души и тела. И наша высокая миссия –
воспитывать сильных духом, мужественных людей.
|