КНИЖНАЯ ПОЛКА

В.Н. КУЗНЕЦОВ

Книги по экологии и биологии

Гейнрих Д., Гергт М. Экология: dtv Atlas/Пер. с нем. – М.: Рыбари, 2003.

Книга, раскрывающая основы экологии, проиллюстрирована примерами и исследованиями отдельных конкретных ситуаций и случаев. Левую половину каждой страницы книги занимают рисунки, схемы, диаграммы, раскрывающие наиболее важные связи между разнообразными явлениями природы, параметрами экологических систем, общей и специальной экологией. На правой половине – текстовый материал, представляющий собой лаконичные, но в то же время информационно насыщенные заметки. Работу отличает новаторская подача материала и свежий взгляд на проблемы экологии. Книга может быть использована как атлас-справочник. В конце книги помещены перечень литературы и Приложения с хронологией антропогенных катастроф, проведенных международных конференций, принятых программ, конвенций, соглашений.

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. 2-е изд. – Ярославль: Академия Холдинг, «Академия развития», 2003.

Книга содержит разнообразные задания по экологической тематике: вопросы, викторины, задачи, деловые игры, тесты.
Книга увлекает читателя размышлениями и рассуждениями, поисками ответа и выведением доказательства, «мозговым штурмом» и деловой игрой. Все это неформально и ненавязчиво помогает ближе познакомиться с разнообразными и сложными проблемами современной экологии, позволяет лучше представить и понять многогранность связей человека и природы.
Книга полезна и тем, кто только начал знакомиться с экологией, и тем, кто готовится к олимпиадам, экзаменам и т.д.

Старков В.Д., Мигунов В.И. Радиационная экология. – Тюмень: ФГУ ИПП «Тюмень», 2003.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экологическим и географическим специальностям. Может использоваться учащимися старших классов, а также студентами средних специальных учебных заведений, обучающимися по направлениям: экология, охрана окружающей среды, география, биология.
В книге приводятся общие сведения о радиоактивности, ионизирующем излучении, естественных и искусственных радиоактивных изотопах, охарактеризованы пути использования человеком ядерных материалов и источники радиоактивного загрязнения биосферы. Большое внимание уделено биологическому действию ионизирующих излучений, радиоэкологии почв и растений, поведению радионуклидов в водоемах.
В книге содержится описание радиометрической аппаратуры, принципы ее работы, приводятся основные методы радиометрических наблюдений.
Есть сведения по радиоэкологической обстановке в различных регионах России, радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий и радиоэкологическому мониторингу. Книга хорошо иллюстрирована и содержит Приложение, словарь терминов и предметный указатель, что облегчает быстрое нахождение нужной информации.

Снакин В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. – М.: Академия, 2000.

Новый словарь-справочник по проблемам охраны окружающей среды и экологии дает толкование более 5000 терминов, используемых при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. Особое внимание уделено различным экосистемам и источникам воздействия на них. Приведены термины промышленной экологии, экологии человека.
Даются сведения о международных организациях, конвенциях, фондах по охране природы, наиболее распространенные аббревиатуры природоохранных терминов и названий организаций (в русском и английском вариантах). Приводится перечень основных загрязняющих веществ с указанием особенностей их воздействия на человека и природу в целом.

Селиванов А.О. Природа, история, культура. Экологические аспекты культуры народов мира. – М.: ГЕОС, 2000.

Автор на многочисленных примерах рассматривает особенности отражения явлений природы в различных культурах – от традиций и обрядов до художественной литературы. Автор показывает динамику изменчивости мира природы и мира людей.
Природа живая, неживая и общество рассматриваются как единая система, объединяемая культурой – совокупностью видов практической деятельности, традиций, обычаев и правил, организующих жизнь людей.
В книге рассматриваются природные феномены и их влияние на культуру, некоторые особенности развития общества, связанные с дифференциацией и взаимодействием культур отдельных этносов. Экологические кризисы рассматриваются как механизм поиска новых форм хозяйственно-культурной деятельности людей. Достаточно подробно представлены особенности со-временного экологического кризиса. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для курсов гуманитарной географии и истории.

Гражданское общество и окружающая среда. Регулирование отношений в области возмещения ядерного ущерба и ядерного страхования: информационно-просветительная акция/Под ред. Э.С. Кульпина, О.Ю. Цитцер. – М.: Московский лицей, 2001.

В книге представлены результаты работ, направленных на повышение эколого-правовой грамотности населения и активизацию участия населения в разработке и обсуждении новых законопроектов в этой сфере.
Рассмотрены вопросы отношения общества к экологической опасности Чернобыльской АЭС, социальные гарантии населению России, вопросы правозащиты. В Приложении приводятся некоторые положения из законов и проектов законов РФ, международных конвенций.

Дроздова И.В. Удивительная биология: О чем умолчали учебники. – М.: НЦ ЭНАС, 2006.

В книге рассказывается о новейших достижениях в области биологии, о малоизученных, порой загадочных, явлениях природы, об удивительных тайнах живых организмов – от микроорганизмов до млекопитающих.
Рассмотрены проблемы, связанные с биоритмами, гелиобиологией, гипнозом, генетикой, биолокацией. Автор также упоминает о способности живых организмов передавать информацию на расстояние – это и «танец» пчел, и «нервные» растения. Приведены материалы по фенологии.
Использование материалов книги на занятиях позволит сделать их более интересными и увлекательными, обогатит учащихся новыми полезными знаниями.

Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001. (Библиотека журнала «Экология и жизнь».)

В книге академика Н.Н. Моисеева даются представления о современном миропонимании и развитии нашего мира (от момента происхождения жизни до появления человека как разумного суще-ства). Разбирается с разных точек зрения понятие «жизнь», рассматривается проблема «коэволюции», самоорганизации общества, ожидаемые перспективы, альтернативы грядущего, а также место и значение учения В.И. Вернадского о ноосфере.
В книге приводятся размышления автора о рациональном обществе, информационном обществе, о принципе «устойчивого развития» и его развитии, экологическом императиве и многом другом.

Шарден Т. Феномен человека. – М.: Устойчивый мир, 2001. (Библиотека журнала «Экология и жизнь».)

Автор – философ, теолог и, вместе с тем, ученый (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог). Книга, завершенная в 1946 г., излагает его эволюционные и философские воззрения. Автор выделял три по-следовательные качественно различные стадии эволюции: преджизнь (литосфера), жизнь (биосфера), феномен человека (ноосфера). Отвергая дуализм и материализм, а также спиритуализм, автор определил свою философскую позицию как «монизм». Движущей силой эволюции является устремляющееся к цели сознание – ортогенез. Конечная точка прогресса – «точка Омега». «Космогенез» превращается в «христогенез». Социальные воззрения автора носят гуманистический, но крайне утопический характер.
Учение получило широкое распространение во Франции и других странах.
Книга снабжена развернутыми примечаниями, поясняющими специальную терминологию автора, что поможет читателю (экологу) разобраться в философских взглядах автора, на труды и научное наследие которого в настоящее время часто ссылаются в статьях и книгах.

Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. Изд. 2-е. – СПб.: Питер, 2007.

В книге собраны интересные рассказы и занимательные факты о приспособлениях организма человека к различным условиям среды, механизмах важнейших жизненных функций, особенностях работы отдельных органов и систем организма. Книга начинается с рассказа о роли воды в жизни природы и всего живого на планете – живой и мертвой воде, а заканчивается проблемами воспроизводства. Материал излагается легко, содержит много примеров, но не перегружен статистикой и цифрами, увлекательно написан и будет с интересом прочитан всеми, кто возьмет книгу в руки. Книга может оказаться хорошим подспорьем преподавателю анатомии, физиологии и гигиены средних общеобразовательных учебных учреждений.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru