В.Н. КУЗНЕЦОВ
Книги по экологии и биологии
Гейнрих Д., Гергт М. Экология: dtv
Atlas/Пер. с нем. – М.: Рыбари, 2003.
Книга, раскрывающая основы экологии,
проиллюстрирована примерами и исследованиями
отдельных конкретных ситуаций и случаев. Левую
половину каждой страницы книги занимают рисунки,
схемы, диаграммы, раскрывающие наиболее важные
связи между разнообразными явлениями природы,
параметрами экологических систем, общей и
специальной экологией. На правой половине –
текстовый материал, представляющий собой
лаконичные, но в то же время информационно
насыщенные заметки. Работу отличает новаторская
подача материала и свежий взгляд на проблемы
экологии. Книга может быть использована как
атлас-справочник. В конце книги помещены
перечень литературы и Приложения с хронологией
антропогенных катастроф, проведенных
международных конференций, принятых программ,
конвенций, соглашений.
Колбовский Е.Ю. Экология для
любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. 2-е
изд. – Ярославль: Академия Холдинг, «Академия
развития», 2003.
Книга содержит разнообразные задания
по экологической тематике: вопросы, викторины,
задачи, деловые игры, тесты.
Книга увлекает читателя размышлениями и
рассуждениями, поисками ответа и выведением
доказательства, «мозговым штурмом» и деловой
игрой. Все это неформально и ненавязчиво
помогает ближе познакомиться с разнообразными и
сложными проблемами современной экологии,
позволяет лучше представить и понять
многогранность связей человека и природы.
Книга полезна и тем, кто только начал знакомиться
с экологией, и тем, кто готовится к олимпиадам,
экзаменам и т.д.
Старков В.Д., Мигунов В.И.
Радиационная экология. – Тюмень: ФГУ ИПП
«Тюмень», 2003.
Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по экологическим
и географическим специальностям. Может
использоваться учащимися старших классов, а
также студентами средних специальных учебных
заведений, обучающимися по направлениям:
экология, охрана окружающей среды, география,
биология.
В книге приводятся общие сведения о
радиоактивности, ионизирующем излучении,
естественных и искусственных радиоактивных
изотопах, охарактеризованы пути использования
человеком ядерных материалов и источники
радиоактивного загрязнения биосферы. Большое
внимание уделено биологическому действию
ионизирующих излучений, радиоэкологии почв и
растений, поведению радионуклидов в водоемах.
В книге содержится описание радиометрической
аппаратуры, принципы ее работы, приводятся
основные методы радиометрических наблюдений.
Есть сведения по радиоэкологической обстановке
в различных регионах России,
радиационно-гигиенической паспортизации
организаций и территорий и радиоэкологическому
мониторингу. Книга хорошо иллюстрирована и
содержит Приложение, словарь терминов и
предметный указатель, что облегчает быстрое
нахождение нужной информации.
Снакин В.В. Экология и охрана
природы: Словарь-справочник. – М.: Академия, 2000.
Новый словарь-справочник по проблемам
охраны окружающей среды и экологии дает
толкование более 5000 терминов, используемых при
описании проблем экологии, природопользования и
охраны природы. Особое внимание уделено
различным экосистемам и источникам воздействия
на них. Приведены термины промышленной экологии,
экологии человека.
Даются сведения о международных организациях,
конвенциях, фондах по охране природы, наиболее
распространенные аббревиатуры природоохранных
терминов и названий организаций (в русском и
английском вариантах). Приводится перечень
основных загрязняющих веществ с указанием
особенностей их воздействия на человека и
природу в целом.
Селиванов А.О. Природа, история,
культура. Экологические аспекты культуры
народов мира. – М.: ГЕОС, 2000.
Автор на многочисленных примерах
рассматривает особенности отражения явлений
природы в различных культурах – от традиций и
обрядов до художественной литературы. Автор
показывает динамику изменчивости мира природы и
мира людей.
Природа живая, неживая и общество
рассматриваются как единая система,
объединяемая культурой – совокупностью видов
практической деятельности, традиций, обычаев и
правил, организующих жизнь людей.
В книге рассматриваются природные феномены и их
влияние на культуру, некоторые особенности
развития общества, связанные с дифференциацией и
взаимодействием культур отдельных этносов.
Экологические кризисы рассматриваются как
механизм поиска новых форм
хозяйственно-культурной деятельности людей.
Достаточно подробно представлены особенности
со-временного экологического кризиса. Книга
может быть использована в качестве учебного
пособия для курсов гуманитарной географии и
истории.
Гражданское общество и окружающая
среда. Регулирование отношений в области
возмещения ядерного ущерба и ядерного
страхования: информационно-просветительная
акция/Под ред. Э.С. Кульпина, О.Ю. Цитцер. – М.:
Московский лицей, 2001.
В книге представлены результаты работ,
направленных на повышение эколого-правовой
грамотности населения и активизацию участия
населения в разработке и обсуждении новых
законопроектов в этой сфере.
Рассмотрены вопросы отношения общества к
экологической опасности Чернобыльской АЭС,
социальные гарантии населению России, вопросы
правозащиты. В Приложении приводятся некоторые
положения из законов и проектов законов РФ,
международных конвенций.
Дроздова И.В. Удивительная
биология: О чем умолчали учебники. – М.: НЦ ЭНАС,
2006.
В книге рассказывается о новейших
достижениях в области биологии, о малоизученных,
порой загадочных, явлениях природы, об
удивительных тайнах живых организмов – от
микроорганизмов до млекопитающих.
Рассмотрены проблемы, связанные с биоритмами,
гелиобиологией, гипнозом, генетикой,
биолокацией. Автор также упоминает о способности
живых организмов передавать информацию на
расстояние – это и «танец» пчел, и «нервные»
растения. Приведены материалы по фенологии.
Использование материалов книги на занятиях
позволит сделать их более интересными и
увлекательными, обогатит учащихся новыми
полезными знаниями.
Моисеев Н.Н. Универсум.
Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001.
(Библиотека журнала «Экология и жизнь».)
В книге академика Н.Н. Моисеева даются
представления о современном миропонимании и
развитии нашего мира (от момента происхождения
жизни до появления человека как разумного
суще-ства). Разбирается с разных точек зрения
понятие «жизнь», рассматривается проблема
«коэволюции», самоорганизации общества,
ожидаемые перспективы, альтернативы грядущего, а
также место и значение учения В.И. Вернадского о
ноосфере.
В книге приводятся размышления автора о
рациональном обществе, информационном обществе,
о принципе «устойчивого развития» и его
развитии, экологическом императиве и многом
другом.
Шарден Т. Феномен человека. – М.:
Устойчивый мир, 2001. (Библиотека журнала «Экология
и жизнь».)
Автор – философ, теолог и, вместе с тем,
ученый (геолог, палеонтолог, археолог,
антрополог). Книга, завершенная в 1946 г., излагает
его эволюционные и философские воззрения. Автор
выделял три по-следовательные качественно
различные стадии эволюции: преджизнь (литосфера),
жизнь (биосфера), феномен человека (ноосфера).
Отвергая дуализм и материализм, а также
спиритуализм, автор определил свою философскую
позицию как «монизм». Движущей силой эволюции
является устремляющееся к цели сознание –
ортогенез. Конечная точка прогресса – «точка
Омега». «Космогенез» превращается в
«христогенез». Социальные воззрения автора
носят гуманистический, но крайне утопический
характер.
Учение получило широкое распространение во
Франции и других странах.
Книга снабжена развернутыми примечаниями,
поясняющими специальную терминологию автора,
что поможет читателю (экологу) разобраться в
философских взглядах автора, на труды и научное
наследие которого в настоящее время часто
ссылаются в статьях и книгах.
Сергеев Б.Ф. Занимательная
физиология. Изд. 2-е. – СПб.: Питер, 2007.
В книге собраны интересные рассказы и
занимательные факты о приспособлениях организма
человека к различным условиям среды, механизмах
важнейших жизненных функций, особенностях
работы отдельных органов и систем организма.
Книга начинается с рассказа о роли воды в жизни
природы и всего живого на планете – живой и
мертвой воде, а заканчивается проблемами
воспроизводства. Материал излагается легко,
содержит много примеров, но не перегружен
статистикой и цифрами, увлекательно написан и
будет с интересом прочитан всеми, кто возьмет
книгу в руки. Книга может оказаться хорошим
подспорьем преподавателю анатомии, физиологии и
гигиены средних общеобразовательных учебных
учреждений.
|