И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии;
Е.Б. АЛЦЫБЕЕВА,
учитель химии;
Е.С. РЕПНИЦЫНА,
учитель химии;
Н.Г. ШАБАРДИНА,
учитель биологии.
Школа № 46, г. Киров.
Продолжение. См. № 1, 3, 4/2007
Предметные декады в школе
КВН «Цветик-семицветик» (5-й класс).
Автор – Н.Г. Шабардина
Подготовка
Каждый класс определяет состав
команды из 7 человек. Команда готовит
представление (придумывает название, девиз,
возможно, костюмы; продумывает оригинальный
выход на сцену).
Вступительное слово учителя
В нашей игре принимают участие 3
замечательных команды пятиклассников. В состав
каждой команды входит семь участников, которым
предстоит померяться силами в 7 конкурсах. Цифра 7
выбрана не случайно. Это счастливое, магическое
число. Сколько цветов у радуги? Сколько чудес
света? Сколько дней в неделе? Семь! Желаю, чтобы
это счастливое число принесло вам удачу!
(Объявляется состав судейской
коллегии.)
Итак, мы начинаем!
Первый конкурс. «Представление команд»
Команды представляют себя.
Учитываются организованность, оригинальность,
творческий подход к делу. Оценка – до 3 баллов.
Второй конкурс. «Разминка»
У каждого животного есть свои
отличительные черты, которые его ярко
характеризуют. Вам необходимо заполнить пробелы,
используя слова-подсказки:
1. Бык – ... .
2. Волк – ... .
3. ... – трусость.
4. Крот – ... .
5. ... – могущество, величие.
6. Крыса – ... .
7. ... – быстрота.
8. Слон – ... .
9. ... – нечистоплотность.
10. Осел – ... .
11. ... – верность.
12. ... – трудолюбие.
13. Кошка – ... .
14. ... – нахальство.
(Подсказки: независимость,
упрямство, добродушие, кровожадность,
скрытность, злость, сила; заяц, собака, лошадь,
лев, олень, обезьяна, свинья.)
Каждый ответ – 1 балл.
Третий конкурс. «Пантомима»
Для участия приглашаются самые
артистичные представители команд. Им
предлагается с помощью мимики и жестов показать,
как человек ест (пьет):
– сладкий чай;
– горячую картошку;
– червивое яблоко.
Варианты заданий участники определяют
по жребию. Задача команды – определить, что
изображал их представитель. Каждая отгадка – 1
балл.
Четвертый конкурс. «Капитанский»
Капитанам предлагается разгадать
загадки (за каждую разгадку – 1 балл).
Желтый Антошка вертится на ножке. Где
солнце стоит, туда и глядит. (Подсолнечник.)
Рыжий Егорка упал на озерко: сам не
утонул и воды не всколыхнул. (Лист.)
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча.)
На втором этапе капитанского конкурса
надо объяснить смысл пословиц и высказываний (за
каждое правильное объяснение – 2 балла).
Дорого дерево не только плодами, но и
листами.
Летом не соберешь – зимой не найдешь.
Человеку предшествуют леса – его
сопровождают пустыни.
Пятый конкурс. «Ботаническая азбука»
Каждая команда получает лист с
написанным по вертикали алфавитом. Необходимо за
3 мин написать по одному названию растений на
каждую букву алфавита. Каждое название – 1 балл.
Шестой конкурс. «Реклама»
Командам предлагается
прорекламировать «бесполезную вещь», т.е. найти
как можно больше способов оригинального
использования следующих объектов (выбираются по
жребию):
– веточка дерева;
– сухой лист;
– раковина моллюска.
Баллы определяются по количеству
выдвинутых идей.
Седьмой конкурс. «Музыкальный»
Участникам предлагается вспомнить
песни, в которых упоминаются названия животных.
За каждое название песни – 1 балл.
Завершается игра подведением итогов и
награждением победителей. Желательно, чтобы
призы были каким-то образом связаны с темой игры
(конфеты с названиями растений или животных),
семена цветов и т.п.
Вопросы и задания олимпиады по
природоведению (5-й класс). Автор – И.А. Акперова
Одна из задач предметных декад –
выявление одаренных детей, проявляющих
повышенный интерес к биологии или химии. В рамках
декады мы проводим олимпиады «Первая проба»: по
биоло-
гии – в 7-х классах, по химии – в 8-х, подбирая
подходящие задания городских и областных
олимпиад прошлых лет. Это позволяет нам заранее
определить потенциальных участников городских
олимпиад будущего года и заблаговременно начать
их подготовку.
Значительно сложнее бывает с олимпиадными
заданиями для пятиклассников. Хочется, чтобы
олимпиада помогла определить
естественнонаучный кругозор учащихся, умение
рассуждать логически и склонность к
нестандартному мышлению.
Нам удалось подобрать вопросы и
задания, удовлетворяющие этим требованиям.
1. Перечислите названия наук,
заканчивающиеся на «….логия», и укажите, что
изучает каждая из них.
2. Назовите фамилии писателей –
авторов книг о природе. Какие их книги вы читали?
3. Перечислите известные вам
литературные произведения, в которых важную роль
играют образы цветов. Каков смысл появления этих
образов?
4. Как домашние животные могут влиять
на здоровье людей?
5. Какой вред и какую пользу может
принести кошка огороду?
6. По дереву ползет гусеница. За день
она поднимается на 6 метров, а ночью опускается на
4 метра. За сколько дней она доползет до вершины,
если высота дерева 14 м?
7. Почему в воздухе содержание
углекислого газа зимой больше, чем летом?
8. Образуется ли сейчас на Земле
каменный уголь? Ответ поясните.
9. Иногда в природе можно встретить
животных необычной окраски: белые вороны,
глухари, тигры, волки, белки… Как называют таких
животных? И почему они, как правило, долго не
живут?
10. Попробуйте объяснить правильность
народных примет:
– если Луна ясная – жди мороза;
– ласточки летают низко – к дождю;
– кошка дерет когтями стену – к непогоде.
11. К числу охраняемых природных
территорий относятся заповедники и национальные
парки. Чем они отличаются друг от друга? Есть ли
такие территории в нашей области? Назовите их.
12. Установите правильный порядок букв и
запишите получившиеся слова: КАВЛУН, УАРГДА,
ПИЮРТЕ, ЛОТБРИТИ, ОТЕМЕТРИ.
Продолжение следует
|