Г.И.ЛЕРНЕР
Общая биология
Рабочая тетрадь для подготовки к
экзаменам
Уважаемые старшеклассники! Эта рабочая
тетрадь написана для того, чтобы вы научились
отвечать на самые разные по типам и
формулировкам вопросы. Часто их называют
«Тестовыми заданиями». Для того, чтобы успешно
это делать, необходимо знать, какие бывают
задания, чем отличается один тип заданий от
другого. Первая тема рабочей тетради имеет
следующие части: обучающую, тренировочную и
контрольную. Остальные темы содержат только
тренировочную и контрольную части (зачеты). В
обучающей части показаны примеры рассуждений,
даются ответы на большинство вопросов и
комментарии к ним. В тренировочной части ответы
также приводятся, однако объяснить правильность
выбора должны вы сами. Для этого в свободных
строках нужно дописать необходимые аргументы,
опровергающие неверные ответы. Заполненные
строки подскажут логику рассуждений.
Наконец, в контрольной части вам полностью и
самостоятельно нужно выполнить работу.
Используя тетрадь при изучении курса «Общая
биология», вы научитесь правильно понимать смысл
задания, самостоятельно задавать вопросы и
отвечать на них, доказывать правильность своих
ответов и опровергать неверные ответы. В
обучающей и тренировочной частях вы
познакомитесь с заданиями разного уровня
сложности, чаще всего встречающимися в разных
проверочных работах. Контрольная часть также
включает как совсем простые, так и более сложные
вопросы. Практически все вопросы и задания
направлены на подготовку к сдаче различных форм
экзаменов, но, прежде всего, ЕГЭ. Именно с этим
связана и такая структура, и такая форма рабочей
тетради. Она рассчитана не только на
индивидуальную, но и на совместную работу с
учителем или с одноклассниками.
Виды заданий, встречающиеся в
проверочных, контрольных, экзаменационных
работах (примеры заданий цитируются по
демонстрационной версии ЕГЭ 2007 г. )
Обучающая часть
Приступая к работе с тетрадью,
внимательно изучите примеры заданий разных
видов. Научитесь их узнавать. Тестовые задания
делятся на следующие виды.
1. Задания с выбором одного правильного
ответа из нескольких.
А1. Метод изучения
наследственности человека, в основе которого
лежит изучение числа хромосом, особенностей их
строения, называют:
1) генеалогическим;
2) близнецовым;
3) гибридологическим;
4) цитогенетическим.
|
Отвечая на подобный вопрос необходимо
очень внимательно его прочитать и точно понять
его смысл. О чем спрашивается в вопросе? О
признаках научного метода исследования. Что
является этими признаками? Особенности строения
и число хромосом. Можно ли обнаружить эти
признаки, не проникая в клетку? Нет, нельзя. Какой
из перечисленных методов позволяет проникнуть в
клетку с помощью микроскопа? Только
цитогенетический. Значит это и будет правильным
ответом.
Можно выбрать и другой, более длинный, путь
рассуждений, вспоминая особенности других
методов исследования.
А2. Хроматиды – это:
1) две субъединицы хромосомы делящейся
клетки;
2) участки хромосомы в неделящейся клетке;
3) кольцевые молекулы ДНК;
4) две цепи одной молекулы ДНК.
|
Выбор правильного ответа на этот
вопрос может быть как предельно простым, так и
достаточно сложным. Если вы точно поняли смысл
вопроса и знаете, что хроматида отличается от
молекулы ДНК по своей структуре и образуется в
процессе деления клетки в интерфазе митоза, то
выбор прост – правильный ответ – 1.
Сомнения могут привести к следующим
рассуждениям: пункты 2 и 3 достаточно очевидны, и
их нельзя выбирать в качестве правильного
ответа. В неделящейся клетке хроматиды не
образуются, а кольцевая молекула ДНК,
существующая в бактериальной клетке, не обладает
структурой хроматиды. Могут смутить пункты 1 и 4,
т.к. память подсказывает, что хромосома состоит
из двух хроматид, а молекула ДНК – из двух цепей.
Вот тут и следует еще раз прочитать вопрос и
вдуматься в его смысл. ДНК – это часть хроматиды,
поэтому правильный ответ – 1.
2. Задания с выбором нескольких
правильных ответов.
В1. Сходство клеток
животных и бактерий состоит в том, что они имеют:
1) оформленное ядро;
2) цитоплазму;
3) митохондрии;
4) плазматическую мембрану;
5) гликокаликс;
6) рибосомы.
|
Для выполнения задания с
выбором нескольких правильных ответов нужно
хорошо помнить признаки объекта или уметь делать
выводы на основании уже имеющейся у вас
информации. Данный вопрос требует от вас как
точного знания, памяти, так и умения вывести
правильные ответы на основании имеющейся у вас
информации. Сначала попытайтесь выбрать те
пункты, в которых вы уверены. Например, вы точно
знаете, что все клетки имеют цитоплазму.
Следовательно, первый выбранный пункт – 2. Все
клетки покрыты клеточной мембраной, либо их
органоиды имеют мембранное строение. Значит и
пункт 4 можно выбрать в качестве правильного.
Логика подсказывает, что не может существовать
клетка без белков, ибо любая живая система
использует белки в качестве структурного
компонента. Но эти белки должны синтезироваться,
а значит должен быть аппарат, на котором проходит
биосинтез. Это рибосомы. Значит и ответ 6 верен.
Вы можете выбрать и другой путь
рассуждения, но в целом он будет похож на
предложенный нами.
3. Задания на сопоставление объекта с
его свойствами, особенностями
Соотнести, сопоставить – это значит связать
между собой объект и его свойства, качества. Так,
например, объектом может быть определенная наука
– анатомия или физиология, а его свойствами –
предмет изучения науки, т.е. те явления или
процессы, которые она изучает.
В2. Установите соответствие
между признаком животных и классом, для которого
этот признак характерен.
Признак
А) оплодотворение внутреннее;
Б) оплодотворение у большинства видов наружное;
В) непрямое развитие;
Г) размножение и развитие происходит на суше;
Д) тонкая кожа, покрытая слизью;
Е) яйца с большим запасом питательных веществ.
Класс
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
|
Задания этого типа требуют от
вас такой операции, как выбор признаков для
сравнения объектов. Отвечая на эти вопросы,
необходимо воспользоваться знаниями, которые у
вас есть. Некоторые из них вы приобрели не только
на уроках, но и в результате жизненного опыта.
Например, вы хорошо знаете, что лягушки
развиваются в воде, большинство из них гладкие и
скользкие. Вот уже два признака земноводных вы
можете отметить. Вы также знаете, что крокодилы,
змеи, черепахи и ящерицы откладывают яйца на суше
и не заботятся о своем потомстве. Значит, в яйцах
должен быть большой запас питательных веществ.
Лягушки мечут икру. Это хорошо известный факт. А
вот какое у них оплодотворение, следует подумать.
Однако в вопросе есть слова «у большинства
видов». Если знать, что у пресмыкающихся
оплодотворение всегда внутреннее, то понятно,
что пункт Б относится к земноводным. С детства вы
знаете, что лягушка проходит несколько стадий
развития: из яйца появляется головастик, который
затем превращается во взрослое земноводное. У
пресмыкающиеся таких превращений не происходит.
Проанализировав этот комментарий, вы сами можете
назвать правильные ответы.
4. Задания на определение
последовательности событий, явлений, процессов
В3. Установите, в какой
последовательности происходит процесс
редупликации ДНК:
А) раскручивание спирали молекулы;
Б) воздействие ферментов на молекулу;
В) отделение одной цепи от другой на части
молекулы ДНК;
Г) присоединение к каждой цепи ДНК
комплементарных нуклеотидов;
Д) образование двух молекул ДНК из одной.
|
При выполнении таких заданий
надо уметь представить себе процесс или
действие, о котором идет речь. Кроме того, всегда
надо искать в вопросе указание, с какого пункта
следует начать выстраивать последовательность.
Если такого указания нет значит, эта
последовательность может быть только строго
определенной.
Отвечая на это вопрос, надо определить
начальный и конечный моменты процесса. В данном
случае конечный момент очевиден – это пункт Д.
Вопрос может возникнуть о последовательности
пунктов А и Б, но нужно знать, что любые
биохимические реакции начинаются с действия
ферментов. Следовательно, начальный этап – Б.
Тогда раскручивание молекулы – это второй этап
(А), далее последовательность становится
понятной – сначала разделение частей (В), а затем
наращивание новых (Г). Таким образом, ответ: БАВГД.
5. Задания со свободным ответом
C1. Найдите ошибки в
приведенном тексте. Укажите номера предложений,
в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в
системе органического мира, их нельзя отнести ни
к цар-ству растений, ни к царству животных, хотя
имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все
грибы – многоклеточные организмы, основу тела
которых составляет мицелий, или грибница. 3. По
типу питания грибы гетеротрофы, но среди них
встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники,
паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные
клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы
неподвижны и растут в течение всей жизни. |
Этот вопрос требует от вас точного
знания признаков царства грибов. Первое
предложение не содержит ошибок. В нем нет
противоречий ни по одному пункту. Во втором
предложении такие противоречия есть. Все ли
грибы – многоклеточные организмы? Нет, не все.
Дрожжи – это одноклеточные грибы. Также допущены
ошибки в 3 и 4 предложениях. Среди грибов
автотрофных организмов нет. Они не способны ни к
фотосинтезу, ни к хемосинтезу. Наконец, надо
помнить, что стенки клеток грибов образованы
хитином, а не целлюлозой. Таким образом,
правильные ответы на вопросы подобного типа
связаны с применением имеющихся знаний и поиском
противоречий в вопросе.
C3. Назовите не менее трех
особенностей наземных растений, которые
позволили им первыми освоить сушу. Ответ
обоснуйте. |
Это достаточно сложный вопрос,
потому что следует решить, какие признаки нужно
назвать. Как должно выглядеть обоснование
ответа? Прежде всего, следует помнить, что не
нужно отвечать на вопросы слишком пространно.
Чем лаконичнее ответ, тем лучше. Он должен быть
максимально точен. Приступим к рассуждениям.
Какие противоречия необходимо разрешить
растениям при выходе из воды на сушу? Первое, что
становится очевидным, – защита от потерь воды. В
водной среде эта проблема решена. Значит должны
быть приспособления, регулирующие процесс
испарения. Это устьица, а впоследствии кутикула,
видоизмененные листья. Дальше надо вспомнить о
том, что растениям необходимо было поднимать
воду на определенную высоту. Значит, нужна
проводящая система, которая действительно
возникла у первых наземных растений. Водные
растения были подвижны и эластичны. Их тело
колебалось под влиянием течений, но не ломалось.
На суше необходимо выдерживать напоры ветра.
Поэтому должны были появиться механические
ткани, а также органы, закрепляющие растение в
почве, – ризоиды, корни, корневища.
Следовательно, ответ может быть таким.
1. Возникновение покровной ткани
(эпидермиса с устьицами), способствующей защите
от испарения.
2. Появление проводящей системы, обеспечивающей
транспорт веществ.
3. Развитие механической ткани, выполняющей
опорную функцию.
4. Образование ризоидов, с помощью которых
растения закреплялись в почве.
Тренировочная часть
В этой части вы познакомитесь с приемами
анализа вопроса, научитесь комментировать как
правильные, так и неправильные ответы. Этот опыт
покажет вам, что с помощью тестовых заданий можно
не только проверять свои знания, но и учиться
отвечать на вопросы разных типов.
Тема: «Основные закономерности
явлений наследственности»
Моно- и дигибридное скрещивание
Дополните комментарии к ответам.
А1. Генетика изучает
закономерности:
Варианты ответов
1) эволюционного развития видов
2) изменчивости и наследования признаков
3) дифференциации клеток и тканей
4) развития организма |
Комментарии к ответам
Этим занимается эволюционная теория.
Верно.
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А2. Работа Г.Менделя
называлась:
Варианты ответов
1) «Общая генетика»
2) «Происхождение видов»
3) «Опыты над растительными гибридами»
4) «Биология клетки» |
Комментарии к ответам
Во времена Менделя науки генетики не
было.
Нет, потому что...
Верно.
Нет, потому что... |
|
А3. По современным
представлениям ген – это часть молекулы:
Варианты ответов
1) белка
2) только
3) только ДНК
4) ДНК или иРНК |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Гены составляют молекулы РНК многих
вирусов, а также входят в состав некоторых иРНК.
Такие гены называются экзонами.
Верно. |
|
А4. В одном гене слона может
быть закодирована информация о:
Варианты ответов
1) внешнем облике животного
2) первичной структуре гемоглобина крови
3) особенностях его обмена веществ
4) характере и готовности к обучению |
Комментарии к ответам
Один ген не кодирует множества
признаков, которыми определяется внешний облик.
Верно.
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А5. Г.Мендель брал для своих
опытов по скрещиванию гороха:
Варианты ответов
1) два разных вида растений
2) один вид, но два сорта растений
3) один сорт гороха
4) одну линию |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Верно.
Скрещивание чистых линий одного сорта не даст
полезных результатов.
Нет, потому что... |
|
А6. Синонимом понятия
«альтернативный признак» будет словосочетание:
Варианты ответов
1) контрастный признак
2) тождественный признак
3) идентичный признак
4) такой же признак |
Комментарии к ответам
Верно.
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А7. Скрещивание называется
моногибридным, потому что:
Варианты ответов
1) изучалось потомство от одного
самоопыляющегося растения
2) родители были похожи по изучаемому признаку
3) первое поколение гибридов было одинаковым
4) родители отличались друг от друга по одному
признаку |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Это поколение – результат моногибридного
скрещивания двух родительских форм.
Верно. |
|
Далее во всех случаях
комментировать неверный ответ лучше начинать со
слов «нет, потому что…»
А8. Единообразие гибридов
первого поколения возникло в результате:
Варианты ответов
1) скрещивания разных сортов гороха
2) доминирования одного признака над другим
3) проявления рецессивного признака
4) неполного доминирования |
Комментарии к ответам
Скрещивание разных сортов не
обязательно приводит к единообразию первого
поколения. Нужно еще несколько условий для этого.
Верно.
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А9. Чтобы получить первое
поколение гибридов, Мендель должен был:
Варианты ответов
1) ждать результатов самоопыления чистых
линий
2) искусственно опылять избранные сорта
3) сочетать оба способа опыления
4) срезать тычинки с одних растений и ждать
результатов опыления ветром |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Верно.
Не имело смысла ждать потомства от
самоопыляющихся линий.
Нет, потому что... |
|
А10. Какое потомство
получится при скрещивании комолой гомозиготной
коровы (ген комолости В доминирует) с рогатым
быком:
Варианты ответов
1) все ВВ
2) все Вb
3) 50% ВВ и 50% Вb
4) 75% ВВ и 25% Вb Нет, потому что... |
Комментарии к ответам
Так как по условию генотипы родителей BB
и bb, то образуются гаметы двух типов В и b,
дающие при сочетании генотип Вb.
Верно.
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А11. У кареглазого мужчины и
кареглазой женщины родились три кареглазых
девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих
глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?
Варианты ответов
1) отец АА, мать Аа
2) отец аа , мать АА
3) отец аа, мать Аа
4) отец Аа, мать Аа |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Верно. |
|
А12. При нормальном мейозе в
каждую из гамет попадает:
Варианты ответов
1) одна из гомологичных хромосом каждой
пары
2) обе гомологичные хромосомы
3) ни одна из хромосом данной пары
4) только половая хромосома Нет, потому что... |
Комментарии к ответам
Верно.
Это патология. Гомологичные хромосомы в норме
расходятся по гаметам.
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А13. Наиболее существенным
результатом опытов по моногибридному
скрещиванию стало знание о том, что:
Варианты ответов
1) существуют 2 разных сорта гороха
2) существует множество сортов гороха
3) гибриды F1 внешне одинаковы, но
различаются по наследственным свойствам
4) родительские пары должны различаться по многим
признакам |
Комментарии к ответам
Это знание неверное и не имеет значения
для опытов.
Нет, потому что...
Верно.
Нет, потому что... |
|
А14. Особи, в потомстве
которых наблюдается расщепление по генотипам,
называются:
Варианты ответов
1) гомозиготными
2) рецессивными
3) доминантными
4) гетерозиготными |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Доминантными бывают гены и признаки.
Верно. |
|
А15. Генотипом называется:
Варианты ответов
1) совокупность внешних признаков
организма
2) совокупность доминантных генов
3) совокупность всех генов организма
4) совокупность внешних и внутренних признаков
организма |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Верно.
Это определение фенотипа. |
|
А16. Гены карих (А) и
голубых (а) глаз называются:
Варианты ответов
1) альтернативные
2) аллельными
3) аналогичными
4) идентичными |
Комментарии к ответам
Альтернативными называют признаки,
определяемые этим генами, но не сами гены.
Верно.
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А17. Аллельные гены
расположены в:
Варианты ответов
1) одинаковых участках гомологичных
хромосом
2) одинаковых участках негомологичных хромосом
3) разных участках гомологичных хромосом
4) разных участках негомологичных хромосом |
Комментарии к ответам
Верно.
Нет, потому что...
В разных участках гомологов находятся
неаллельные гены.
Нет, потому что... |
|
А18. При анализирующем
скрещивании обычно выясняют:
Варианты ответов
1) доминирование признака
2) рецессивность признака
3) носителя рецессивного гена
4) носителя доминантного гена |
Комментарии к ответам
Доминирование признака известно
заранее.
Верно.
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А19. Примером
анализирующего скрещивания может быть
скрещивание:
Варианты ответов
1) Аа x аа
2) аа x аа
3) АА x Аа
4) АА x АА |
Комментарии к ответам
Верно.
Этот случай не соответствует определению
«анализирующее скрещивание»
Нет, потому что...
Нет, потому что... |
|
А20. Процент гетерозиготных
особей, появляющихся в F1 при неполном
доминировании, равен:
Варианты ответов
1) 25 %
2) 100 %
3) 75 %
4) 50 % |
Комментарии к ответам
Это процент рецессивных или доминантных
гомозигот.
Верно.
Этот процент рождающихся гетерозигот характерен
для полного доминирования.
Нет, потому что... |
|
А21. При дигибридном
скрещивании рассматриваются признаки, гены
которых находятся в:
Варианты ответа
1) одной паре и одинаковых местах
гомологичных хромосом
2) одной хромосоме
3) разных парах хромосом
4) одной паре, но разных местах |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Верно.
Это случай сцепленного разных местах хромосом
наследования генов. |
|
А22. Зигота с генотипом АаВb
образует:
Варианты ответа
1) один тип гамет
2) два типа гамет
3) три типа гамет
4) четыре типа гамет |
Комментарии к ответам
Один тип гамет образует гомозигота.
Нет, потому что...
Нет, потому что...
Верно. |
|
А23. При скрещивании
растений F1, имеющих желтые гладкие семена,
с такими же растениями (АаВb x АаВb),
процент зеленых гладких особей с генотипами ааВВ
будет равен:
Варианты ответа
1) 25 %
2) 12,4 %
3) 6,2 %
4) 75 % |
Комментарии к ответам
Нет, потому что...
Искомый генотип составляет 1/16 часть от всех
особей, т. е. 100 : 16 = 6,2.
Верно.
Нет, потому что... |
|
Имейте в виду, что в части В
ответы могут быть даны в неверной
последовательности.
В1. Впишите необходимые
термины.
1. Если при скрещивании черной и белой
крыс рождается 8 черных крысят, то ген черной
окраски _________________________________________________.
2. Если в потомстве рождается 1/4 злобных
собак, а 3/4 добрых, значит ген злобности
_____________________________________________________________.
Ответ: 1) доминирует (доминантный); 2)
рецессивен (рецессивный). |
В2. Закончите определения.
1. Совокупность всех внешних и
внутренних признаков организма называется
________________________________________________________.
2. Пара генов, отвечающих за различное
проявление одного признака, называется
______________________________________________.
Ответ: 1) фенотип(ом); 2) аллелем
(аллельными). |
В3. Вставьте необходимые
результаты в решение задачи.
Ген s определяет рыжую окраску коров,
ген S определяет белую окраску, гетерозиготы
имеют чалую окраску. При скрещивании чалых быка и
коровы в потомстве появится ______% рыжих, ______% белых
и ______% чалых животных. Устно объясните ответ.
Ответ: 25, 50, 25. |
Продолжение следует
|