А.В. ТИМОФЕЕВА,
учитель биологии СААШ «Марина»,
г. Москва
Информационные технологии – друзья
или враги?
…происходит эволюция универсальной
информационной сети,
способной связать воедино всех людей.
Речь идет о наступлении нового века.
Технология предлага-ет нам намного более
значительные
информационные и коммуникационные ресурсы.
Эти ресурсы столь велики, что очевидно:
мы вступаем в новую эру – информационный век.
У.Дайзард
«Информационные технологии» – этот
термин все чаще встречается на страницах газет,
научно-популярных статей и книг, в радио- и
телепередачах.
Широкое распространение
информационные технологии получили в системе
образования. Они воздействуют на все этапы
процесса образования: на то, как мы учимся, что мы
знаем и откуда мы получаем знания и информацию, а
также на последовательную цепочку получения и
усвоения нового знания – от обычных заданий до
исследовательских проектов.
Все это открывает для педагога новые
возможности в образовательном процессе. Учитель
должен владеть методами и технологиями поиска,
передачи, обработки и анализа информации.
Использование информационных технологий в
процессе обучения позволяет повысить интерес и
расширить кругозор учащихся по предмету,
изменить традиционное преподавание, активизируя
все потенциальные возможности ученика
посредством смены видов деятельности на уроке.
Использование возможностей
компьютерных технологий открывает доступ к
справочным системам и электронным библиотекам,
позволяет обеспечивать учебный процесс новыми
учебными и учебно-методическими материалами,
развивает творческие способности учащихся.
В своей работе я использую следующие
образовательные технологии:
– традиционные (учебник, лабораторные
работы, наглядный материал);
– компьютерные (диски, презентации,
мультимедийные пособия);
– интернет-технологии (интернет – как
глобальный информационный источник; e-mail – как
средство обмена информацией; школьный сайт – как
локальный источник информации).
Роль наглядности в преподавании биологии
общепризнана, наглядность обучения – это один из
основных принципов дидактики. Достижению целей
наглядности обучения в немалой степени может
способствовать применение компьютера и новых
образовательных технологий. Такой подход
превращает компьютер в инструмент познания.
Объединение в компьютере текстовой, графической,
аудио- и видеоинформации резко повышает качество
учебного процесса.
Напомню, что у детей более развиты
зрительная и эмоциональная память. Презентации,
готовые видеофрагменты с коммерческих
компакт-дисков позволяют создавать эмоционально
насыщенные, зрелищные мультимедийные уроки для
учащихся всех возрастов.
Всем известно, что учащиеся,
независимо от возраста, воспринимают материал
лучше, когда они активно вовлечены в процесс
обучения. Вовлечению учащихся в изучение
предмета в большой степени способствует именно
зрелищность изучаемого материала.
Существенным ограничением применения
данных продуктов является преобладание
текстовой информации на экране. Разнообразие
програмных средств учебного назначения дают
возможность выбора в зависимости от целей и
задач конкретного урока или даже этапов урока.
Коммерческие компьютерные продукты я использую
в основном как материалы для самостоятельной
работы учеников, а при создании
уроков-презентаций широко применяю
интерактивные модели.
Процесс обучения не должен сводиться к
преподнесению готовых истин и простому
перекладыванию знаний из одной головы в другую,
он предполагает открытый диалог. Необходимо
использовать такие методы и приемы, которые
стимулируют ученика к сотрудничеству, позволяют
развивать непроявленные, скрытые, таланты
ребенка. Для этого и необходим диалог между
учителем и учеником, основанный на принципах
уважения, сотрудничества, сотворчества.
Мой диалог с детьми – это
сотрудничество при выполнении творческой
учебной работы по предмету или разработка и
выполнение этапов исследовательских проектов.
Пространством для организации подобного диалога
становится и стремительно развивающаяся
международная информационная сеть Интернет.
Но польза от применения
информационных технологий – это одна сторона
медали… Обратная сторона – это здоровье!
Результаты многочисленных исследований
Института возрастной физиологии РАО и НИИ
гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ
ЗД РАМН констатируют, что 90% современных детей
школьного возраста имеют те или иные отклонения
в состоянии здоровья, причем 50% из них приходится
на приобретенные заболевания.
В формировании здоровья детей наряду с
другими участвуют и факторы учебного процесса.
Это и неправильное естественное и искусственное
освещение, неправильная посадка за партой,
несоблюдение режима учебных занятий в школе и
дома… В последние годы к ним добавился и стал
одним из важнейших новый фактор – влияние
компьютера.
Основные вредные факторы, действующие
на человека за компьютером:
– воздействие электромагнитного
излучения монитора;
– утомление глаз, нагрузка на зрение;
– перегрузка суставов кистей;
– стресс при потере информации.
По некоторым данным, воздействие
электростатических и электромагнитных полей
компьютеров вызывает неблагоприятные изменения
в иммунной, нервной и сердечно-сосудистой
системах подопытных животных, ухудшают процесс
запоминания и выработку новых условных
рефлексов. При длительной работе с компьютером у
некоторых школьников отмечаются психические
расстройства, повышается раздражительность,
появляются нарушения сна, головные боли и
депрессивные состояния, снижается
работоспособность. Компьютеры оказывают
неблагоприятное влияние на санитарное состояние
воздуха и показатели микроклимата в рабочем
помещении. Поэтому время их работы необходимо
ограничивать.
Работа на компьютере происходит в
позе, связанной с повышенной нагрузкой на
некоторые группы мышц, в результате чего могут
появляться боли в шейном и грудном отделах
позвоночника.
Учитель всегда чувствует, когда дети
устали, пропадает интерес к уроку, внимание
становится рассеянным и необходимо предпринять
все возможные методы и приемы, в том числе
эмоциональные паузы и физкультминутки, чтобы
помочь ребятам сконцентрироваться.
Успешному использованию новых информационных
технологий в процессе обучения будет
способствовать широкий обмен опытом между
преподавателями. Как говорил известный
математик и педагог Д.Пойа, «хороших методов
существует ровно столько, сколько существует
хороших учителей».
|