З.Б. МИНИНА,
к.б.н., Гимназия № 1517 г. Москва
Работа учителя биологии в профильном
классе
В многопрофильной гимназии № 1517 г.
Москвы, являющейся лауреатом Премии Президента
РФ и удостоенной звания «Школа будущего», с 1998 г.
организованы старшие классы медицинского
профиля. На протяжении ряда лет гимназия
является городской экспериментальной площадкой
по проблеме «Индивидуализация обучения». Прием в
старшие классы осуществляется по итогам
экзаменов по профилю за курс основной школы и с
учетом результатов собеседования. Старшие
классы делятся на подгруппы по 6–12 учащихся.
С 2002 г. в гимназии создается система
специализированной подготовки учащихся в
группах медицинского профиля, которая включает
следующие виды деятельности: 1) работа по
программе углубленного изучения биологии; 2)
факультатив «Актуальные проблемы биологии и
медицины»; 3) предпрофильная подготовка
(факультатив «Культура здоровья» в 9-м классе); 4)
организация проектно-исследовательской
деятельности учащихся; 5) взаимодействие со
школьным психологом; 6) работа с родителями.
В основу преподавания в гимназии
положена программа для классов с углубленным
изучением биологии (Захаров В.Б. Программы
для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.
– М., 2000), скорректированная для классов
медицинского профиля и утвержденная в МИОО.
Необходимость коррекции была обусловлена тем,
что от абитуриентов, сдающих биологию в вузы,
требуются знания не только общей биологии, но и
курсов «Биология растений», «Биология животных»,
«Анатомия и физиология человека» на более
высоком уровне, чем для 6–9-х классов. Задания ЕГЭ
по биологии тоже охватывают перечисленные
разделы. Поэтому в программу 10-го класса наряду с
разделами «Химия клетки», «Клеточные структуры и
их функции», «Процессы жизнедеятельности в
клетке», «Воспроизводство биологических систем»
и «Основы генетики и селекции» был включен
раздел «Царства прокариот, грибов, растений» (36 ч
в 4-й четверти). В 11-м классе до изучения разделов
«Эволюционное учение», «Возникновение и
развитие органического мира», «Экология»
учащиеся изучают разделы «Царство животных» (20 ч)
и «Анатомия и физиология человека» (21 ч).
Таким образом, при коррекции программы была
сохранена идея уровней организации жизни
(молекулярный, клеточный, организменный,
популяционно-видовой, биогеоценотический,
биосферный). Повторение же материалов курсов
биологии растений, животных и человека до
изучения эволюционной теории позволяет лучше
подготовить учащихся к осмыслению
закономерностей эволюции и основ экологии. Кроме
того, такое повторение позволяет изучать основы
медицинских знаний. Например, в 10-м классе
рассматриваются такие вопросы, как медицинское
значение бактерий, микологические заболевания
человека, лекарственные растения, а в 11-м –
медицинское значение простейших, гельминтозы
человека, медицинское значение членистоногих,
паразитарные заболевания, природно-очаговые
заболевания, медицинское значение млекопитающих
и другие. При повторении раздела «Анатомия и
физиология человека» учащиеся знакомятся с
заболеваниями всех систем органов и их
профилактикой, диагностическими исследованиями
крови и мочи, историей и достижениями
современной медицины.
Основная учебная литература
Общая биология. 10–11 классы/Под ред.
акад. Д.К. Беляева, проф. Г.М. Дымшица и проф. А.О.
Рувинского. – М.: Просвещение, 2005.
Чернова Н.М. Основы экологии.
Учебник для 10(11) классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Ярыгин В.Н. Пособие по биологии для
поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2004.
Биология (общие закономерности)/Под
ред. В.Б. Захарова и Л.Н. Анастасовой. – М.:
Школа-Пресс, 1995.
Дополнительная литература
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.
В 3-х т. – М.: Мир, 1993.
Мамонтов С.Г. Биология для
поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2003.
Медников Б.М. Формы и уровни жизни.
– М.: Просвещение, 1994.
Экологические очерки о природе и
человеке/Под ред. Б.Гржимека/Пер. с нем. – М.:
Прогресс, 1988.
Яблоков А.В., Юсуфов А.Г.
Эволюционное учение. Дарвинизм. – М.: Высшая
школа, 1998.
Программы рассчитана на 134 ч в каждой
параллели. Благоприятные условия для обучения
(небольшие группы до 12 человек и высокая
мотивация учащихся, поступающих в 10-й класс на
конкурсной основе) позволяют учителю успешно
решать комплекс поставленных задач по обучению,
воспитанию и развитию старшеклассников.
Основная форма занятий – лекции (при
изучении нового материала) и семинары, к которым
учащиеся готовятся самостоятельно, повторяя
разделы «Биология растений», «Биология
животных», «Анатомия и физиология человека» и
обсуждая их на уроке, а учитель вносит
необходимые дополнения, предлагает проблемные
задачи. Все предусмотренные программой В.Б.
Захарова лабораторные и практические работы
сохранены.
Основное содержание курса биологии в старшей
школе дополняет факультатив «Актуальные
проблемы биологии и медицины» (2 ч в неделю). Он
включает научные семинары, проводимые на базе
Биологического музея им. К.А. Тимирязева для
учителей и старшеклассников с участием ведущих
ученых-биологов. В последние два года были
проведены семинары по темам: «Антропология в XXI
веке», «Естественный отбор в популяциях
человека», «Закат дарвинизма?», «Евгеника», «ДНК:
прошлое, настоящее, будущее», «Стволовые клетки
– миф или реальность?», «Генетическая генеалогия
семей», «Влияние качества жизни на состояние
человека», «Современные направления в
генетической токсикологии». Гимназисты активно
посещают также лекции по экологии,
организованные для старшеклассников
Международным независимым
эколого-политологическим университетом или
проводимые ведущими экологами г. Москвы на базе
Политехнического музея. Тематика этих лекций
охватывает такие важные проблемы, как
«Экологические проблемы Москвы», «Мониторинг
здоровья среды», «Учение о ноосфере»,
«Взаимодействие с природой в современных
условиях», «Есть ли у цивилизации будущее?»,
«Экология и устойчивое развитие общества»,
«Экология и эволюция», «Наследственность и
окружающая среда». В рамках факультатива
учащиеся готовят исследовательские проекты и
защищают их на окружных и городских
конференциях.
Для обеспечения предпрофильной
подготовки учащихся 9-го класса с 2006 г. в гимназии
введен факультативный курс «Культура здоровья»
(34 ч, 1 ч в неделю). Основные задачи курса –
экологизация биологических знаний, развитие
идей курса «Человек», направленных на сохранение
здоровья, изучение влияния окружающей среды на
организм человека.
Изучение этого курса позволяет
учащимся:
– освоить способы и методы оценки
экологического состояния окружающей среды и ее
отдельных компонентов;
– получить дополнительные знания по основным
проблемам экологии, усвоить важнейшие
экологические понятия;
– овладеть знаниями и умениями, необходимыми для
наблюдений и оценки состояния собственного
здоровья, окружающей среды и образа жизни;
– научиться проводить измерения и опыты,
объяснять полученные данные и формулировать
гипотезы;
– продолжить развивать
чувственно-эмоциональную сферу и осознать
неповторимость каждого человека;
– получить дополнительные стимулы для
стремления к духовному и физическому
совершенству.
В основу факультатива положена программа
«Экология человека. Культура здоровья» (Федорова
М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экологическая
составляющая курса биологии в основной школе. –
М., 2005). Используются пособия: Федорова М.З., Кучменко
В.С., Лукина Т.П. Экология человека. – М., 2004; Поддубная
Л.Б. Секретные материалы о твоем здоровье. –
Волгоград: 2005; «Биология. 9-й класс.
Предпрофильная подготовка». – Волгоград, 2006.
Значительное место в данном курсе
занимает организация самостоятельной и
практической деятельности учащихся.
Предусмотрено проведение двух практических и
семи лабораторных работ по наблюдению,
измерению, тестированию, формированию гипотез,
проведению опытов. Учащиеся под руководством
учителя осуществляют подготовку проектных работ
по проблемам здоровья и защищают их на школьной и
окружной конференциях.
Большое внимание в работе с учащимися
уделяется подготовке исследовательских
проектов. Темы работ, как правило, медицинской
направленности, определяют сами учащиеся, исходя
из собственных интересов и возможностей с учетом
ориентации на будущую профессию. В ряде случаев
помощь в выборе и освоении методики
исследований, а также консультативную помощь
оказывают сотрудники эколого-биологического
отдела окружного Центра детского и юношеского
творчества «Тушино». Вот некоторые темы
выполненных ребятами исследовательских работ и
оценка их участия в ученических конференциях.
2001/2002 г.: Засорина Ирина, 10-й кл.
«Особенности послеоперационного ведения
больных в клинике» (окружная конференция
«Лидер», 1-е место); Волкова Екатерина, Самосудова
Екатерина, 10-й кл.«Оптимальный режим труда и
отдыха старшеклассников» (окружная конференция
«Лидер», 3-е место).
2002/2003 г.: Иванова Анна, Метелкина
Оксана, 10-й кл. «Влияние условий содержания на
жизнедеятельность чайного гриба» (окружная
конференция «Лидер», 2-е место; городская
конференция «Мы и биосфера»).
2003/2004 г.: Зуев Сергей, 10-й кл.
«Антибиотики в жизни человека» (окружная
конференция «Лидер», 3-е место); Иванова Анна, 11-й
кл. «Вегетативные органы растений» (окружная
конференция «Информационные технологии на
каждом уроке»); Пьянков Иван, 10-й кл. «Радиация и
здоровье» (окружная конференция «Информационные
технологии на каждом уроке», 1-е место).
2005/2006 г.: Каменщикова Мария, 11-й кл.
«Эвтаназия – милосердие или убийство?» (окружная
конференция «Лидер», 3-е место); Минин Алексей,
Угрина Александра, 10-й кл. «Проблема применения
кровезаменителей» (окружная конференция
«Лидер»); Сорокин Георгий, 10-й кл.
«Микробиологическая среда помещений гимназии №
1517» (окружная конференция «Моя малая Родина»).
2006/2007 г.: Титова Мария, 9-й кл. «Витамины
и красота» (городская олимпиада по экологии,
защита проектов, 3-е место); Черникова Мария, 10-й
кл. «Поведение волков в Московском зоопарке»
(окружная конференция «Лидер», 2-е место;
городская олимпиада по экологии, защита
проектов, 3-е место); Резвов Никита, 10-й кл.
«Применение микрочипов в медицине и экологии»
(окружная конференция «Лидер», 3-е место;
городская олимпиада по экологии, защита
проектов).
Учащиеся под руководством учителя
работают с дополнительной литературой,
осуществляют подготовку к олимпиадам по
биологии и экологии, где показывают достаточно
хорошие результаты:
2001/2002 г., Сметанин Андрей (11-й кл.): 1-е
место в окружных олимпиадах по биологии и
экологии, грамота МДО за лучший результат по
итогам 1-го и 2-го туров городской олимпиады по
экологии;
2002/2003 г., Цвелодуб Станислав (10-й кл.):
2-е место в окружной олимпиаде по биологии;
2003/2004 г., Иванова Анна (11-й кл.): 2-е место
в окружной олимпиаде по биологии; Зуев Сергей (10-й
кл.): 2-е место в окружной олимпиаде по биологии;
2004/2005 г., Зуев Сергей (11-й кл.): 1-е место
в окружной олимпиаде по экологии; Белопольская
Олеся (11-й кл.): 1-е место в окружной олимпиаде по
биологии;
2005/2006 г., Мансуров Даниил (11-й кл.): 3-е
место в окружной олимпиаде по биологии;
2006/2007 г., Титова Мария (9-й кл.): 3-е место
в городской олимпиаде по экологии; Резвов Никита
(10-й кл.): 3-е место в окружной олимпиаде по
экологии; Черникова Мария (10-й кл.): 1-е место в
окружной олимпиаде по экологии, 3-е место в
городской олимпиаде по экологии.
Одним из направлений работы учителя
биологии является работа с родителями:
выступление на родительских собраниях с
разъяснением специфики программы и особенностей
работы в группах медицинского профиля,
индивидуальные беседы. Часто родители оказывают
посильную помощь детям в подготовке
исследовательских проектов.
Помогает в работе взаимодействие
учителя биологии со школьным психологом. По
результатам психологических обследований
гимназистов, их анализу составляются
рекомендации по индивидуальной
профориентационной работе с учащимися.
Такова наша система специализированной
подготовки (профильного обучения)
старшеклассников общеобразовательной школы,
ориентированная на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся. И хотя она приносит
хорошие результаты, есть еще нерешенные
проблемы. Так, например, имеющегося относительно
хорошего оснащения кабинета биологии наглядными
и техническими средствами обучения,
оборудованием явно недостаточно для проведения
исследовательских работ на высоком уровне. Один
из путей решения этой проблемы – установление
стабильных связей с профильными вузами, которые
могли бы предоставить современную лабораторную
базу для выполнения серьезных исследовательских
работ.
|