КОПИЛКА ОПЫТА

А.П. АНДРИЯНОВ,
заместитель директора по УВР
Тихменевская СШ,
Пензенская обл.

Окончание. См. № 12/2007

Поэтический образ природы на уроках экологии

Источники загрязнения гидросферы и ее охрана

* * *

Ну ладно бы, скажем, чужие.
Ну ладно бы, скажем, враги,
А то ведь свои коренные
Играют судьбою реки.
Ну ладно бы, скажем, пришельцы
Вершили злодейство свое,
А то ведь свои же умельцы.
Терзают и травят ее.
И смотрим едва ль не с восторгом,
Откинув и совесть и страх.
Как наша любимая речка
Страдает у всех на глазах.

Поверь я в нечистую силу,
Решил бы, что это она,
Стремясь обессилить Россию,
Всю муть поднимает со дна.
Да, что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою,
А с нами со всеми беда.

Н.Е. Палькин

  • Поясните, что тревожит автора стихотворения?

  • Назовите основные источники загрязнения рек?

* * *

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор.
Будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны.

А.Вознесенский (отрывок)

  • Что вы почувствовали при чтении стихотворения?

  • Почему автор сравнивает себя с «моря убийцей и вором»?

  • Можно ли и от чего необходимо «лечить» Байкал?

* * *

Арал – убитое море
Когда-то далекие снежные горы
Поили водою Аральское море,
Как кони, блестя серебристою сбруей,
Сбегали к Аралу веселые струи,
И полная рыбою чаша Арала
Под ветром волной голубою играла.
Теперь миновали те добрые годы!
Бездумно вмешались мы в связи природы:
Мы жадно в поля пролагали каналы
И кровь отводили от сердца Арала...
Тогда-то пустыня – песчаный убийца –
Сумела в слабевшее море вцепиться
И жаркою силой удушливо сжала
Безводьем томимое горло Арала,
Пустыня давила все туже и туже,
И море сжималось в соленую лужу!
Горит небосвод, раскаленный до сини,
Над трупом, зажатым в объятьях пустыни,
А ветер, соленую пыль поднимая,
Ее все разносит, поля отравляя...
Загублено море, отравлены реки,
И едкая пыль разъедает здесь веки.

И.И. Ландо

  • Объясните название стихотворения.

  • Какие экологические проблемы раскрывает автор этого стихотворения?

Правила поведения в природе

Авторы этих стихотворений призывают к гуманному отношению к природе, обращаются к сердцу, чувствам читателя, показывают, какую боль терпит природа от неразумного использования компонентов биоценоза. Главная их цель – научить ребенка быть в природе мудрее и добрее. Поэтому и мои первые вопросы к ним призваны оказать эмоциональное влияние на школьника и воспитывать нравственно-патриотические чувства.

* * *

Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек... Злодей, злодей.

Г.Горбовский

  • Что тебя особенно взволновало в стихотворении?

  • Почему автор беспокоится и тревожится за людей?

* * *

И спешите, спешите, спешите
Лесом, ландышами подышать.
Вот он – чистый, как совесть младенца,
Образец простоты, красоты.
Не сорву и не стану владельцем
Этой ландышевой чистоты.
Даже прутика не сломаю,
Пусть красуется каждая ветвь.
Я не маленький, понимаю:
«Лес губить – и себя не жалеть».

В.Боков

  • Объясните выражение автора «Лес губить – и себя не жалеть».

  • Какие правила поведения в природе необходимо выполнять? Подтвердите строками стихотворения.

* * *

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел. А ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы.
И ожил потухающий костер,
И, сыпя искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И, как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
И с грозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

В.Шефнер

  • Какое влияние оказывает пожар на экосистему леса?

* * *

Все так изрезано в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны,
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От этой черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет – Я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах.
Как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы,
Беспечности следы
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.

П.Бровко

  • Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

  • Как человек поступил по отношению к природе?

  • Нарисуйте эскиз плаката по теме стихотворения.

* * *

Он долго рос,
Он ждал весны,
И, наконец, расцвел!..
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смел.
Сорвал цветок с лица Земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести!
А под сосной, где ты украл
Природную красу,
Два одинокие листа
На землю льют росу.

А.Новик

  • Что вы представили, когда слушали (читали) стихотворение?

  • Почему ландыш стал редким растением?

  • Что необходимо делать для его охраны?

* * *

Цветы полевые просты,
Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени леса густой
Найдем колокольчик лиловый,
В просторных лугах наберем
Охапки росистых ромашек.
С цветами домой мы пойдем,
Поставим их в комнате нашей.

Е.Донникова

* * *

Я нашла в лесу фиалку,
А срывать фиалку жалко.
Пусть останется в лесу –
Лучше ландыш принесу.
Я на ландыш посмотрела
Пожалела ландыш белый,
Пусть останется в лесу –
Одуванчик принесу.

Н.Найденова

  • Сравните два последние стихотворения. Какое из них наиболее полно отражает экологические правила поведения в природе? Почему?

* * *

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой»!
Вам казалось всё мало, всё мало.
И потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.

Е.Карасев

  • Подумай, как необходимо относиться к луговым растениям?

  • Нарисуйте условные знаки об охране красиво цветущих растений.

* * *

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетится, как домой.
Стайка на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

А.Яшин

  • Почему автор призывает нас к гуманному отношению к птицам?

  • Как вы понимаете выражение «в нашем сердце есть и для птиц тепло»?

* * *

Хозяйка-белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой,
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал.
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст,
И, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.

Г.Ладонщиков

  • Определите, какие правила поведения в лесу нарушил человек.

  • Проинсценируйте данное стихотворение для детей начальной школы.

  • Нарисуйте для них условные знаки (предупреждающие) о нормах поведения в лесу.

* * *

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом
Шутя до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда:
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей.
Будь человеком, человек,
Ты на земле своей!

С.Михалков

  • Почему автор осуждает поведение твоего ровесника в лесу?

  • Как можно объяснить последние строки стихотворения?

  • Используя стихотворение, составь беседу для учащихся начальных классов о роли муравьев в экосистеме леса и их охране.

ПРОГУЛКА

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают в едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
– Эй, ребята, – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж.
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли,
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.

С.Михалков

По тексту стихотворения нарисуете книжку-малышку для младших школьников. Расскажите о правилах поведения во время туристических походов и отдыха.

Взаимоотношения живых организмов

* * *

Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник...
Есть крушина и калина,
А в колхозе у овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели, засвистели...
Все до ягодки поели.

П.Барто

  • Какой тип взаимоотношений живых организмов описал автор стихотворения? Приведите другие примеры.

  • Какова роль птиц в природе?

* * *

Встрепенется сокол,
Крылья развернет,
Рея невысоко,
В трепете замрет,
Водит зорким оком –
Вдруг не уследишь,
Как шмыгнет из норки
Полевая мышь...
Словно оборвется,
Сокол вниз падет.
Лишь земли коснется –
И опять в полет:
Понесет добычу,
Не отведав сам,
Он вернется с «дичью»
К жадным малышам.

П.Барто

  • Какие взаимоотношения живых организмов получили название «хищничество»?

  • Какие особенности строения хищника описал автор?

  • Каково значение хищников в экосистеме?

* * *

У совы глаза,
Как плошки,
А не видят днем
Ни крошки –
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом:

И ежонка на дорожке,
И зайчонка под кустом,
И травинку на пригорке,
И хвоинку на земле,
Даже мышку в темной норке,
Даже белочку в дупле.

И.Мазин

  • Какой тип взаимоотношений описал автор стихотворения?

  • По тексту стихотворения составь пищевую цепочку. Почему в пищевой цепочке обычно 2–3 звена?

* * *

В яркой шапке пестрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мерзлый ствол:
– Эй, компания, – за стол!
Подбирайте для почина
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Открывайте пир горой!»

П.Барто

  • Какой из типов взаимоотношений описан в стихотворении: хищничество, мутуализм, нахлебничество? Аргументируйте свой ответ.

* * *

За кустом в лесу постой-ка,
Последи за рыжей сойкой:
Чуб взъерошила рябой,
Перья с искрой голубой.
Полетит на крыльях круглых
Желудей отведать смуглых –
Схватит желудь, спрячет в мох,
Чтоб никто найти не мог.
Где запрячет, позабудет...
Через год заметят люди –
Поднялся у самых ног
Крепкий жилистый дубок.
Будет он высок и стоек
И не раз подкормит соек.

П.Барто

  • На основе текста стихотворения объясни:
    – Какие взаимоотношения развиваются между дубом и сойкой?
    – Почему сойку называют главным «сеятелем» дуба?
    – Что такое мутуализм?

  • Дуб является первым трофическим уровнем в пищевой сети, составьте схему пищевой сети.

* * *

Голубая спинка,
Ржавенький бочок.
По стволу осинки
За скачком скачок –
Поползень вертлявый
Лазит вверх и вниз,
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
Червяка проткнул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: «Эй, вы, дятлы!
Клювом вниз скачу...
Вам такое вряд ли,
Дятлам, по плечу!»

П.Барто

* * *

По лесу шел я,
Кругом ни звука –
Утреннее затишье.
И вдруг...
Дятел вдали равномерно затукал:
Тку-тук, тук-тук.
Сколько забот у тебя, непоседа, –
Только работать бы поспевать!
Ну, берегитесь, жуки-короеды,
Всем вам сегодня несдобровать!
Вот встрепенулся
И клювом острым
Ожесточенно колотит сук
Маленький дятел, шустрый и пестрый.
Тук-тук, тук-тук!

Н.Старшинов

  • Какие взаимоотношения живых организмов называют конкуренцией?

  • Какие приспособления, ослабляющие конкуренцию, развились у птиц в двух последних стихотворениях?

* * *

Кто кричит: «Цик-цик... цик-цик...
Я к тебе, мороз, привык!»
Это клест висит на шишке
Высоко вниз головой!
В ярком красненьком пальтишке,
Клюв широкий и кривой.
Достает, клюет зерно –
В шишках зернышек полно.

Е.Трутнева

  • Как вам известно, семенами шишек питаются также белки и дятлы.

  • На основании стихотворения подумай, что такое экологическая ниша?

Литература

1. Благосклонов К.Н. День птиц. – М., 1959.

2. Ландо И.И. У географической карты. – Пенза: ПГПУ, 1993.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru