А.П. АНДРИЯНОВ,
заместитель директора по УВР
Тихменевская СШ,
Пензенская обл.
Окончание. См. № 12/2007
Поэтический образ природы на уроках
экологии
Источники загрязнения гидросферы и ее
охрана
* * *
Ну
ладно бы, скажем, чужие.
Ну ладно бы, скажем, враги,
А то ведь свои коренные
Играют судьбою реки.
Ну ладно бы, скажем, пришельцы
Вершили злодейство свое,
А то ведь свои же умельцы.
Терзают и травят ее.
И смотрим едва ль не с восторгом,
Откинув и совесть и страх.
Как наша любимая речка
Страдает у всех на глазах.
Поверь я в нечистую силу,
Решил бы, что это она,
Стремясь обессилить Россию,
Всю муть поднимает со дна.
Да, что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою,
А с нами со всеми беда.
Н.Е. Палькин
* * *
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор.
Будто я моря убийца и вор.
Слышу – не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны.
А.Вознесенский (отрывок)
Что вы почувствовали при чтении
стихотворения?
Почему автор сравнивает себя с «моря
убийцей и вором»?
Можно ли и от чего необходимо
«лечить» Байкал?
* * *
Арал – убитое море
Когда-то далекие снежные горы
Поили водою Аральское море,
Как кони, блестя серебристою сбруей,
Сбегали к Аралу веселые струи,
И полная рыбою чаша Арала
Под ветром волной голубою играла.
Теперь миновали те добрые годы!
Бездумно вмешались мы в связи природы:
Мы жадно в поля пролагали каналы
И кровь отводили от сердца Арала...
Тогда-то пустыня – песчаный убийца –
Сумела в слабевшее море вцепиться
И жаркою силой удушливо сжала
Безводьем томимое горло Арала,
Пустыня давила все туже и туже,
И море сжималось в соленую лужу!
Горит небосвод, раскаленный до сини,
Над трупом, зажатым в объятьях пустыни,
А ветер, соленую пыль поднимая,
Ее все разносит, поля отравляя...
Загублено море, отравлены реки,
И едкая пыль разъедает здесь веки.
И.И. Ландо
Правила поведения в природе
Авторы этих стихотворений призывают к
гуманному отношению к природе, обращаются к
сердцу, чувствам читателя, показывают, какую боль
терпит природа от неразумного использования
компонентов биоценоза. Главная их цель – научить
ребенка быть в природе мудрее и добрее. Поэтому и
мои первые вопросы к ним призваны оказать
эмоциональное влияние на школьника и
воспитывать нравственно-патриотические чувства.
* * *
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел...
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей...
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек... Злодей, злодей.
Г.Горбовский
* * *
И спешите, спешите, спешите
Лесом, ландышами подышать.
Вот он – чистый, как совесть младенца,
Образец простоты, красоты.
Не сорву и не стану владельцем
Этой ландышевой чистоты.
Даже прутика не сломаю,
Пусть красуется каждая ветвь.
Я не маленький, понимаю:
«Лес губить – и себя не жалеть».
В.Боков
* * *
Забывчивый
охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел. А ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы.
И ожил потухающий костер,
И, сыпя искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
И, как испуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
И с грозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В.Шефнер
* * *
Все так изрезано в лесу,
Как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
Ни ели, ни сосны,
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
Моя слеза течет.
От этой черствости людской
Болит душа моя.
Под искалеченным дубком
Не ветер стонет – Я.
Вот муравейник подожжен
Кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он,
А дом пылает мой.
Земля в ожогах и рубцах.
Как в дни большой беды,
Хмельного ухарства следы,
Беспечности следы
Ушли, обидев красоту,
Смутив лесной уют,
Не услыхав, что за спиной
Все листья слезы льют.
П.Бровко
Какие чувства вызвало у вас
стихотворение?
Как человек поступил по отношению к
природе?
Нарисуйте эскиз плаката по теме
стихотворения.
* * *
Он долго рос,
Он ждал весны,
И, наконец, расцвел!..
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смел.
Сорвал цветок с лица Земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести!
А под сосной, где ты украл
Природную красу,
Два одинокие листа
На землю льют росу.
А.Новик
Что вы представили, когда слушали
(читали) стихотворение?
Почему ландыш стал редким растением?
Что необходимо делать для его охраны?
* * *
Цветы полевые просты,
Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени леса густой
Найдем колокольчик лиловый,
В просторных лугах наберем
Охапки росистых ромашек.
С цветами домой мы пойдем,
Поставим их в комнате нашей.
Е.Донникова
* * *
Я нашла в лесу фиалку,
А срывать фиалку жалко.
Пусть останется в лесу –
Лучше ландыш принесу.
Я на ландыш посмотрела
Пожалела ландыш белый,
Пусть останется в лесу –
Одуванчик принесу.
Н.Найденова
* * *
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой»!
Вам казалось всё мало, всё мало.
И потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Е.Карасев
Подумай, как необходимо относиться к
луговым растениям?
Нарисуйте условные знаки об охране
красиво цветущих растений.
* * *
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетится, как домой.
Стайка на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А.Яшин
* * *
Хозяйка-белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой,
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал.
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст,
И, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
Г.Ладонщиков
Определите, какие правила поведения в
лесу нарушил человек.
Проинсценируйте данное
стихотворение для детей начальной школы.
Нарисуйте для них условные знаки
(предупреждающие) о нормах поведения в лесу.
* * *
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом
Шутя до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда:
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей.
Будь человеком, человек,
Ты на земле своей!
С.Михалков
Почему автор осуждает поведение
твоего ровесника в лесу?
Как можно объяснить последние строки
стихотворения?
Используя стихотворение, составь
беседу для учащихся начальных классов о роли
муравьев в экосистеме леса и их охране.
ПРОГУЛКА
Мы приехали на речку воскресенье
провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают в едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы по бережку прошли, место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
– Эй, ребята, – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода,
Чудный вид, прекрасный пляж.
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол
играли,
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели... Отдохнули и ушли.
И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
С.Михалков
По тексту стихотворения нарисуете
книжку-малышку для младших школьников.
Расскажите о правилах поведения во время
туристических походов и отдыха.
Взаимоотношения живых организмов
* * *
Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник...
Есть крушина и калина,
А в колхозе у овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели,
Заскрипели, засвистели...
Все до ягодки поели.
П.Барто
* * *
Встрепенется сокол,
Крылья развернет,
Рея невысоко,
В трепете замрет,
Водит зорким оком –
Вдруг не уследишь,
Как шмыгнет из норки
Полевая мышь...
Словно оборвется,
Сокол вниз падет.
Лишь земли коснется –
И опять в полет:
Понесет добычу,
Не отведав сам,
Он вернется с «дичью»
К жадным малышам.
П.Барто
Какие взаимоотношения живых
организмов получили название «хищничество»?
Какие особенности строения хищника
описал автор?
Каково значение хищников в
экосистеме?
* * *
У совы глаза,
Как плошки,
А не видят днем
Ни крошки –
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом:
И ежонка на дорожке,
И зайчонка под кустом,
И травинку на пригорке,
И хвоинку на земле,
Даже мышку в темной норке,
Даже белочку в дупле.
И.Мазин
* * *
В яркой шапке пестрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мерзлый ствол:
– Эй, компания, – за стол!
Подбирайте для почина
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Открывайте пир горой!»
П.Барто
* * *
За кустом в лесу постой-ка,
Последи за рыжей сойкой:
Чуб взъерошила рябой,
Перья с искрой голубой.
Полетит на крыльях круглых
Желудей отведать смуглых –
Схватит желудь, спрячет в мох,
Чтоб никто найти не мог.
Где запрячет, позабудет...
Через год заметят люди –
Поднялся у самых ног
Крепкий жилистый дубок.
Будет он высок и стоек
И не раз подкормит соек.
П.Барто
На основе текста стихотворения
объясни:
– Какие взаимоотношения развиваются между дубом
и сойкой?
– Почему сойку называют главным «сеятелем» дуба?
– Что такое мутуализм?
Дуб является первым трофическим
уровнем в пищевой сети, составьте схему пищевой
сети.
* * *
Голубая спинка,
Ржавенький бочок.
По стволу осинки
За скачком скачок –
Поползень вертлявый
Лазит вверх и вниз,
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
Червяка проткнул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: «Эй, вы, дятлы!
Клювом вниз скачу...
Вам такое вряд ли,
Дятлам, по плечу!»
П.Барто
* * *
По лесу шел я,
Кругом ни звука –
Утреннее затишье.
И вдруг...
Дятел вдали равномерно затукал:
Тку-тук, тук-тук.
Сколько забот у тебя, непоседа, –
Только работать бы поспевать!
Ну, берегитесь, жуки-короеды,
Всем вам сегодня несдобровать!
Вот встрепенулся
И клювом острым
Ожесточенно колотит сук
Маленький дятел, шустрый и пестрый.
Тук-тук, тук-тук!
Н.Старшинов
Какие взаимоотношения живых
организмов называют конкуренцией?
Какие приспособления, ослабляющие
конкуренцию, развились у птиц в двух последних
стихотворениях?
* * *
Кто кричит: «Цик-цик... цик-цик...
Я к тебе, мороз, привык!»
Это клест висит на шишке
Высоко вниз головой!
В ярком красненьком пальтишке,
Клюв широкий и кривой.
Достает, клюет зерно –
В шишках зернышек полно.
Е.Трутнева
Как вам известно, семенами шишек
питаются также белки и дятлы.
На основании стихотворения подумай,
что такое экологическая ниша?
Литература
1. Благосклонов К.Н. День птиц. – М.,
1959.
2. Ландо И.И. У географической карты. – Пенза:
ПГПУ, 1993.
|