Н.С. ИВАНОВА,
учитель биологии,
МОУ «Гимназия № 44»,
г. Новокузнецк
Глобальные экологические проблемы
современности
Элективный курс для учащихся 10-х
классов
Пояснительная записка
Целью экологического образования
является становление экологической культуры
личности и общества как совокупности
практического и духовного опыта взаимодействия
человечества с природой, обеспечивающего его
выживание и развитие. Ключевую роль в достижении
этой цели играет развитие экологического
сознания личности. В него входит осознание
сущности экологических законов; понимание
причин противоречий в системе
«природа–общество»; осознание опасности
глобальных экокатастроф и локальных
экологических кризисов; осознание необходимости
морального выбора способа деятельности;
познание себя как части окружающего мира. Если
для сохранения себя человек должен сохранять
природу, то для охраны природы он должен
развивать себя.
Цель курса: сформировать у учащихся
представление о высокой скорости антропогенных
преобразований биосферы, об ответственности
человека за состояние естественного природного
окружения.
Задачи:
– углубление знаний о закономерностях
устойчивого развития природных и
природно-социальных экосистем;
– формирование системы интеллектуальных и
практических умений по изучению, оценке и
улучшению состояния окружающей среды;
– развитие способности к целевому,
причинностному и вероятностному анализу
экологических ситуаций, убеждения в возможности
решения экологических проблем;
– развитие умения прогнозировать возможные пути
сохранения генофонда биосферы и здоровья
человечества.
Программа предполагает расширение знаний
учащихся о влиянии различных отраслей
промышленности, транспорта, сельского хозяйства
на состояние окружающей среды. Школьники должны
получить представление о тех изменениях и
последствиях, которые возникают в результате
техногенного воздействия человека на природу, о
мерах по предотвращению отрицательного влияния
на биосферу.
Программа реализуется через различные
методы обучения: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, проблемный, проектный,
исследовательское моделирование.
Показателем эффективности формирования
экологических знаний должна стать экологическая
ответственность и реальное следование
экологическим нормам во всех видах деятельности.
Содержание программы
Тема: «Глобальная экология» (8 ч)
Раскрывает единство и целостность
биосферы как интегральной оболочки планеты.
Биосфера и границы жизни. Живое вещество
биосферы обеспечивает непрерывность жизни и
самоочищение природной среды. Понятие жизни как
открытой макроскопической системы, выраженной в
упорядоченности и устойчивости скопления
большого числа атомов, образующих разнообразные
химические соединения. Биогеохимический
круговорот веществ. Социальная и прикладная
экология. Развитие цивилизации и возрастающее
воздействие человека на биосферные процессы.
Потребительское отношение к природе.
Экологические проблемы современного
человечества: демографическая, сырьевая,
изменение климата и др. Угроза экологической
катастрофы и пути ее предотвращения.
Тема: «Экологические факторы» (6 ч)
Важнейшие факторы, определяющие условия
существования организмов. Экологические
условия. Общие закономерности влияния
экологических факторов среды на организмы. Закон
минимума. Закон оптимума. Адаптации.
Тема: «Антропогенное воздействие на
биосферу» (10 ч)
Современное состояние природной среды.
Загрязнители природной среды и их основные виды.
Мониторинг. Предельно допустимый сброс (ПДС).
Предельно допустимая концентрация (ПДК).
Атмосфера, ее структура и состав.
Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере.
Основные источники загрязнения атмосферы.
Влияние загрязнения атмосферы на живые
организмы.
Почва – биокосная система. Виды
загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация
почв.
Вода – основа жизненных процессов в
биосфере. Загрязнение природных вод, виды и
последствия загрязнений.
Радиоактивность в биосфере. Особенности
и источники радиоактивного заражения биосферы.
Экологические проблемы биосферы.
Влияние промышленности, транспорта и сельского
хозяйства на естественные природные комплексы.
Основы рационального управления
природными ресурсами и их использование.
Тема: «Окружающая среда и здоровье
человека» (6 ч)
Состояние биосферы и современные
представления о здоровье человека. Пути
попадания химических загрязнений в организм
человека. Токсические вещества. Отравления.
Биологические загрязнения и болезни человека.
Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни.
Меры профилактики заболеваний. Влияние звуков и
шума на организм человека. Шумовая болезнь, пути
ее предупреждения. Физические факторы среды и
самочувствие человека. Питание и здоровье.
Экологически чистые продукты. Ландшафт как
фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к
окружающей среде.
Распространение опасных инфекций
Тема: «Природоохранная деятельность
человека» (4 ч)
Экологическая этика, культура,
образование, мышление, сознание. Правовая защита
природы. Экологическая безопасность.
Международное сотрудничество в деле охраны
природы. Рациональное природопользование.
Экологические технологии. Предотвращение
технологических и военных катастроф.
Контрольные вопросы
– Каковы основные экологические
проблемы?
– Чем отличаются природно-очаговые заболевания
от инфекционных?
– Каковы последствия радиационного заражения
окружающей среды?
– Каково влияние на здоровье человека
пестицидов (инсектицидов, гербицидов и др.)?
– Какие факторы угрожают видовому разнообразию
на планете?
– Каковы глобальные последствия осушения болот?
– Какие существуют доказательства глобального
изменения климата?
– Какие меры могут решить проблему кислотных
дождей?
– В чем положительные и отрицательные стороны
парникового эффекта?
– Каковы основные принципы международного
сотрудничества в решении экологических проблем?
– Какие международные организации уделяют
большое внимание природоохранной деятельности?
– Какие существуют источники загрязнения и
загрязнители?
– Что такое ПДК и ПДС, для чего их нужно
учитывать?
– Чем характеризуется экологическая культура,
мышление?
– Какие вопросы решает глобальная экология?
После прохождения курса учащиеся должны
знать:
направления и темпы изменений
природных экосистем;
основные экологические факторы;
оценку современного состояния
природной среды;
экологические проблемы современного
человечества;
основные источники загрязнения
биосферы;
характер влияния загрязнения биосферы
на протекающие в ней процессы и здоровье
человека.
Учащиеся должны уметь:
применять экологические знания для
анализа последствий различных видов
хозяйственной деятельности;
определять источники загрязнения
окружающей среды;
осуществлять элементарные
природоохранные мероприятия.
Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
теоретич. |
практич. |
Глобальная экология |
1. Биосфера и ее границы |
1 |
|
2. Живое вещество биосферы |
1 |
|
3. Жизнь как открытая макросистема |
1 |
|
4. Биогеохимический круговорот
веществ |
1 |
|
5. Социальная и прикладная экология |
1 |
|
6. Развитие цивилизации и возрастающее
воздействие человека на биосферные процессы |
1 |
|
7. Экологические проблемы
современного человечества |
1 |
|
8. Угроза экологической катастрофы и
пути ее предотвращения |
1 |
|
Экологические факторы |
1. Важнейшие факторы, определяющие
условия существования организмов |
1 |
|
2. Абиотические факторы. Практическая
работа «Влияние абиотических факторов на живые
системы» |
|
1 |
3. Биотические факторы |
1 |
|
4. Антропогенные факторы. Экскурсия |
|
1 |
5. Экологические условия |
1 |
|
6. Общие закономерности влияния
экологических факторов среды на организмы.
Практическая работа «Составление кривых
толерантности для разных организмов» |
|
1 |
Антропогенное воздействие
на биосферу |
1. Современное состояние природной
среды |
1 |
|
2. Загрязнители природной среды и их
основные виды |
1 |
|
3. Мониторинг |
1 |
|
4. Атмосфера, ее структура и состав |
1 |
|
5. Основные источники загрязнения
атмосферы и их влияние на живые организмы.
Экскурсия |
|
1 |
6. Почва – биокосная система.
Практическая работа «Определение состава почвы» |
|
1 |
7. Виды загрязнения почв. Эрозия почв.
Рекультивация почв |
1 |
|
8. Вода – основа жизненных процессов в
биосфере |
1 |
|
9. Загрязнение природных вод, его виды
и последствия. Практическая работа «Определение
вида загрязнения водопроводной воды» |
|
1 |
10. Радиоактивность в биосфере |
1 |
|
Окружающая среда и здоровье
человека |
1. Состояние биосферы и современные
представления о здоровье человека |
1 |
|
2. Пути попадания химических
загрязнений в организм человека |
1 |
|
3. Биологические загрязнения и болезни
человека |
1 |
|
4. Физические факторы среды и
самочувствие человека |
1 |
|
5. Питание и здоровье. Экологически
чистые продукты. Практическая работа
«Простейшие способы определения качества
пищевых продуктов» |
|
1 |
6. Ландшафт как фактор здоровья |
|
|
Природоохранная
деятельность человека |
1. Экологическая этика, культура,
образование, мышление, сознание |
1 |
|
2. Правовая защита природы.
Экологическая безопасность |
1 |
|
3. Международное сотрудничество в деле
охраны природы |
1 |
|
4. Предотвращение технологических и
военных катастроф |
1 |
|
Итого: |
27 |
7 |
Литература
Александров А.П. Ядерная энергетика,
человек и окружающая среда. – М., 1995.
Ваейков А.И. Воздействие человека на
природу. – М.: Издательство АН СССР, 1963.
Вернадский В.И. Биосфера. – М.: Мысль,
1967.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая
среда и ее охрана. – М.: Просвещение, 1985.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В.
Экология. – М.: Дрофа, 2001.
Макарова Л.Л. Глобальная
экологическая сводка. – Ижевск, 2000.
Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в
таблицах. – М.: Дрофа, 2001.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.
Основы экологии. – М.: Дрофа, 2001.
|