Что растет в саду, кто живет в саду?

БИОЛОГИЯ МАЛЫШАМ

М.В. ЛАЗАРЕНКО,
педагог дополнительного образования
г. Кизляр, Республика Дагестан

Что растет в саду, кто живет в саду?

Вводное занятие «Кружка садоводов»

Цель: рассказать о плодово-ягодных культурах, растущих в саду, и о животных, живущих в саду; заинтересовать учащихся возможностью заниматься в кружке садоводов.

Оборудование: иллюстрации, календарь, «машина времени», магнитофон, аудиозаписи, муляжи плодов и ягод, наградные жетоны-«улыбки».

ХОД УРОКА

Здравствуйте ребята! Какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. А теперь познакомимся, меня зовут Марина Викторовна, а вы, сидя на местах, назовите свои имена.

Надеюсь, к вам пришла не зря!
Ваш адрес дали мне цветы,
Деревья, травы и кусты.
О вас Сулак мне прожурчал,
Про вас мне солнце рассказало.
Я садовод и сад – мой дом,
Созданный любовью и трудом.

– Ребята, а кто мне скажет, что такое сад? (Дети отвечают.) Вы все немного правы.
Сад – это участок земли, на котором человек выращивает плодово-ягодные культуры. А людей, занимающихся выращиванием плодово-ягодных культур, называют садоводами.
Отсюда и задачи «Кружка садоводов» – изучить плодовые и ягодные культуры, научиться ухаживать за ними. А уход – дело непростое. Многое нужно знать и уметь. Но зато ни с чем не сравнится радость от сбора урожая.
И вот сегодня, чтобы узнать, что растет в саду и кто живет в саду, я предлагаю отправиться в путешествие по саду станции юных натуралистов г. Кизляра.
Путешествие будет фантастическим. В путь мы отправимся на «машине времени», которая поможет нам перемещаться из одного времени года в другое.
Как вы думаете, ребята, что нам нужно взять с собой в путешествие?(Дети отвечают.)
Я предлагаю взять корзину, чтобы собирать в нее то, что растет в саду. А чтобы интереснее было путешествовать по саду, вы разделитесь на две команды.
Первая команда будет называться «Солнышко», ведь без солнца нет жизни, растения не могут расти без солнечного света. Вторая команда – «Улыбка», ведь без улыбки, хорошего настроения не вырастить хорошего урожая.
В пути нас ждут испытания. И чем быстрее вы с ними справитесь, тем больше баллов принесете своей команде. Баллы мы будем подсчитывать с помощью вот таких жетонов-«улыбок». В конце нашего путешествия подсчитаем «улыбки» и определим победителя.
Итак, в путь. (Включаю мелодию, дети слушают.)
Ребята, о чем вам напоминает эта мелодия? (Дети отвечают.)
Правильно – о зиме. Посмотрите на календарь, какой сейчас месяц? (Январь.)

Месяц нам несет подарки –
Они очень-очень сладки.
Он холодный, как янтарь,
Называется январь.
Году – начало, зиме – середина.

Юннатский сад спит сладким сном. Спят плодовые, ягодные кустарники. Под снегом спят травянистые ягодники. Набираются сил перед весенним цветением, чтобы потом порадовать нас богатым урожаем. Но мы не станем задерживаться в этом месяце. На «машине времени» мы перенесемся вперед.
И вот уже не холодная зима на календаре. Закройте глаза и послушайте мелодию. (Включаю магнитофон, переворачиваю страничку календаря.)
Откройте глаза. Какое время года вам напомнила эта мелодия? Правильно, весну.
Весенний юннатский сад цветет и благоухает. Как красиво! Приятно прогуляться в это время по саду, аромат цветущих плодовых и ягодных растений успокаивает. Посмотрите на рисунок. Кто здесь изображен? (Пчела.)
Пчелы – неутомимые труженицы, они собирают нектар с цветов. Эти насекомые необходимы в саду. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу. Так происходит опыление. Благодаря опылению из цветков образуются плоды или ягоды.
Весна – прекрасное время года. А кто скажет, какое время года наступает после весны? Лето! И вот сейчас на «машине времени» мы перенесемся в лето. (Включаю «машину времени»). Первый месяц лета – это июнь. (Переворачиваю страничку календаря.)

Светит солнце жарко очень,
На каникулах – хохочем.
Жаркий месяц сердцу мил:
На порог июнь вступил.

Июнь открывает лето. Теперь мы узнаем, какие плоды и ягоды созревают в саду в это время.
А для этого поиграем в «Азбуку сада». Вот два конверта с заданиями, в каждом несколько букв. Из них вы должны составить слово: название плода или ягоды. Небольшая подсказка: плод и ягода поспевают в июне одними из первых. На выполнение – 1 минута. Кто быстрее? (Из букв складываются слова«черешня» и «клубника».)
Молодцы! Получаете «улыбки».

Черешня (демонстрирую муляж черешни) – это плод дерева черешня. При хорошем уходе это дерево дает большой урожай вкусных сочных плодов, в связи с чем является одной из наиболее любимых плодовых культур. Клубника (демонстрирую муляж клубники) – это ягоды многолетнего травянистого растения земляники садовой или клубники. На второй год после посадки клубника дает урожай. Ягоды у клубники очень ароматные.
Соберем урожай черешни и клубники в корзину. Задержимся еще немного в месяце июне.
Тишина, ребята. Что вы слышите? (Включаю магнитофон.)
Голоса птиц. В саду живет множество птиц, и в июне большинство из них выкармливают своих птенцов насекомыми. Уничтожая вредителей, птицы приносят огромную пользу. Чтобы узнать, какие птицы живут в юннатском саду, поиграем в «Слоги». Опять два конверта: один – для команды «Улыбка», другой – для «Солнышка». Название птицы поделено на слоги, составьте из них слово. Кто быстрее? (Из слогов складываются слова «скворец» и «синица».)
Но это только две птицы. А в саду птиц живет очень много. Посмотрите на эти рисунки, как называются эта птицы? (Дятел, поползень, иволга и др., за каждый правильный ответ – «улыбка».)
Молодцы! Знаете, ребята, оказывается, синица за день прилетает к гнезду около 300 раз с кормом для птенцов. Значит, уничтожает 300 вредных насекомых в день. Дятел не просто стучит по стволу дерева, а выбирает из-под коры личинок вредных насекомых.
Итак, в июне созревают плоды черешни и ягоды клубники, а птицы, выкармливая птенцов, уничтожают вредных насекомых. Второй месяц лета – июль. (Переворачиваю страничку календаря.)

А на речке, а на речке
Нет свободного местечка.
В летнем «газике» за руль
Сел хорошенький июль.

Июль – вершина лета, самый теплый месяц. А сейчас узнаем, какие плоды и ягоды созревают в июле.
Отгадайте загадки. Первой отгадывает команда «Солнышко»:

Варенье солнечно, как юг,
На пирожки с повидлом спрос.
В сушеном виде он урюк,
А в натуральном – ...

(Абрикос.)

Это плод дерева абрикос. (Демонстрирую муляж абрикоса.) Дерево это известно с древнейших времен. В юннатском саду растут разнообразные сорта абрикоса: «Араконский», «Еревани», «Хекобаш», «Хонобах».
А я вам показываю Краснощекий абрикос, он поспевает в июле одним из первых.
Теперь загадка для команды «Улыбка»:

В оранжевом бархатном кафтане
С красноватыми боками.

(Персик.)

Персик – ближайший родственник абрикоса.
Следующая загадка для команды «Солнышко». (Демонстрирую муляж персика.)

Две сестры летом зелены.
Одна от солнца покраснеет,
А другая почернеет.
Любимица народная – ягода ... .

(Смородина.)

Это ягода кустарника смородина. (Демонстрирую муляж смородины.) Смородина бывает черной, красной, золотистой. После посадки на 2–3-й год можно собирать ягоды.
А вот загадка для команды «Улыбка»:

Синий мундир,
Белая подкладка,
В середине сладко.

(Слива.)

Это плод дерева слива, очень урожайного плодового дерева. (Демонстрирую муляж сливы.) Первый урожай можно получить на 3–5-й год после посадки.
Положим и сливу в корзину.
Июль – жаркий месяц, и насекомые, которые живут в саду, в это время очень активны. Среди них встречаются вредные и полезные. Я предлагаю вам поиграть во «Внимательного садовода» – по словесному описанию узнать насекомое.
Вопрос для команды «Солнышко».
Это маленькое зеленое насекомое. Оно живет колониями. Иногда насекомых так много, что они сплошь покрывают стебли и листья. Они высасывают сок из растения. Листья и концы побегов скручиваются. Если прикоснуться к поврежденному растению, почувствуешь, что оно липкое на ощупь. Что это за насекомое? (Тля.)
Молодцы! Получаете «улыбку».
Следующее задание – для команды «Улыбка».
В Европе это насекомое знают как божью овечку, или солнечного теленка. На первый взгляд это безобидный жучок, а на самом деле – хищник. Грозный враг тли. У него очень яркая спинка в веснушках. Узнали, кто это? (Божья коровка.)
И вам за правильный ответ «улыбка» Кто из этих насекомых полезен, а кто вреден?
Божья коровка – полезна, тля вредна. Почему? Тля высасывает сок из растений, что приводит к их гибели. Божья коровка уничтожает тлю и этим приносит пользу.
Итак, в июле созревают плоды абрикоса, сливы, персика, ягоды смородины. Насекомые в этом месяце ведут более активный образ жизни. Вы узнали о тле и божьей коровке.
Нас ждет третий месяц лета, август. (Переворачиваю страницу календаря.)

Вот и время урожая.
Сеял кто, тот собирает.
Урожаем, урожаем
Лето август провожает.

Август – щедрый месяц, а в саду август – густарь: всего густо. Вам интересно узнать, что созревает в саду в августе?
Предлагаю вам конкурс «Запахи сада».
Вот два волшебных мешочка, в них лежат плоды. Чтобы их узнать, их даже не нужно видеть, – хватит запаха. Один мешочек – команде «Солнышко», другой – «Улыбке». Угадали, кто в них? (Яблоко и груша.)
Это плод дерева яблоня, растущего в юннатском саду. (Демонстрирую муляж яблока.) Яблоня –
самое распространенное плодовое дерево, оно выращивается человеком с древнейших времен. Известно, что яблоко человек употребляет в пишу намного чаще, чем другие плоды и ягоды.
Это плод дерева груши, оно требует больше тепла, чем яблоня, поэтому лучше растет в южных районах страны. (Демонстрирую муляж груши.) Груша – дерево-долгожитель, живет до 300 лет. Плоды начинает приносить на 2–3-й год после посадки. Но более активно плодоносит после 30 лет. Дает высокие урожаи – более 100 кг с одного дерева.

Положим грушу и яблоко в корзину. А вот следующее испытание – «Угадай-ка».
Сейчас вы попробуете очень вкусное варенье. Не говорите вслух, из какой ягоды оно сварено, а запишите. Потом попробуйте другое варенье. (Участники команд пробуют оба варенья – из смородины и из малины – по очереди.) А теперь посмотрим ответы. За правильный ответ – «улыбка». Молодцы!
О смородине я вам рассказывала.
Это ягоды кустарника малины. (Демонстрирую муляж малины.) Малина – очень распространенная ягодная культура. Плодоносить малина начинает на 2-й год после посадки. Ягоды ценятся за превосходный вкус и нежный аромат.
Положим в корзину малину. И еще прогуляемся по юннатскому саду в августе. Ведь август – конец лета, и многие животные, живущие в саду, готовятся к зиме. А кто эти животные, вы узнаете, пройдя испытание «Кто я такой?».
Вызываются игроки – по одному от каждой команды. На игрока надевается маска животного, которую сам он не видит. Остальные ученики, не называя животное прямо, называют его признаки – пока игрок не догадается, чья маска на нем надета. Команды говорят по очереди. (Маски ежа и крота.)
Молодцы! Вы получаете заслуженные «улыбки».
Крот живет под землей. О его присутствии мы судим по земляным холмикам – кротовинам. Роя ходы, крот помогает почве в саду дышать, улучшая поступление воздуха, как дождевые черви в огородах. Но он также повреждает корни деревьев и кустарников. Так что крот и вреден, и полезен для сада.
А вот непоседливый еж помогает саду, поедая вредных насекомых. Если вы хотите, чтобы еж был постоянным жителем сада, его можно подкармливать молоком или размоченным хлебом. Еж не откажется от такого угощения.
Итак, в августе созревают плоды яблони, груши, ягоды малины.
Вот и закончилось лето, ведь август – последний летний месяц. И на «машине времени» мы переносимся в следующее время года. (Включаю магнитофон, переворачиваю страничку календаря.)
Какое время года наступает после лета? Осень! И первый месяц осени – сентябрь.

Золотые, красные,
Листья очень разные!
Льется с неба листопад –
Сентябрю наш садик рад.

Первоосенье – сентябрь. Задумчивый, цветастый, щедрый. Нехотя он замыкает лето.
А в юннатском саду жизнь идет своим чередом. Чтобы узнать, что созревает в саду в сентябре, поиграем в «Мозаику сада».
Каждой команде нужно собрать свою мозаику. Когда вы ее соберете, то увидите рисунок плода. Кто быстрее? (Мозаика «Грецкий орех» и «Айва».)
Грецкий орех – это плод дерева грецкий орех. (Демонстрирую муляж грецкого ореха.) Плодоносить это дерево начинает поздно – на 7–9-й год после посадки. Но сейчас выведены новые сорта, которые плодоносят на 3–4-й год. Урожай с одного дерева достигает 400 кг.
Айва – это плод дерева айва. (Демонстрирую муляж айвы.) Это теплолюбивое плодовое дерево возделывается человеком уже более 4 тыс. лет. Плоды культурной айвы крупные, а у дикорастущей – мелкие и практически несъедобные.
Пополним корзину айвой и грецким орехом.
Ребята, а вы любите головоломки? Тогда я предлагаю вам разгадать кроссворд. Но он непростой. Когда вы его разгадаете, в выделенных клетках появится название животного, очень неприметного жителя сада, которого порой вы незаслуженно обижаете.
В кроссворде 4 вопроса – по 2 вопроса для каждой команды. Отвечаете по очереди. За правильный ответ – «улыбка». Первой отвечает команда «Улыбка».

1. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.

(Желудь.)

2. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А варенье про запас
Лечит от простуды нас.

(Малина.)

3. Зеленый, полосатенький,
А в середине сладенький.

(Арбуз)

4. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют.

(Калина.)

В выделенных клетках читаем – «жаба». Зеленая жаба – еще один житель юннатского сада. Почему-то в народе считается, что если взять в руки жабу, то на руках будут бородавки. И поэтому у людей это животное вызывает неприятные ощущения, а мальчишки считают своим долгом кинуть в нее камень. В действительности зеленая жаба очень полезное животное, поедает вредных насекомых. Опытные садоводы специально приносят жаб на свои участки. Очень хорошо, если жаба поселится недалеко от грядок с клубникой: она защитит ягоды от слизней. А то, что на руках могут появиться бородавки, после того, как вы возьмете жабу в руки, – это неправда.
Посмотрите на мои руки. Учась в университете, я много раз брала в руки этих животных, и, как видите, у меня нет бородавок. Я уверена, что вы теперь не будете обижать жаб.
Итак, в сентябре созревают плоды грецкого ореха и айвы. А зеленая жаба в этом месяце готовится к зимней спячке, ищет укромные места под корягами.
Следующий месяц осени – октябрь. (Переворачиваю страничку календаря.)

Стало небо серым-серым,
Дождь с утра стучит по крышам.
Не грусти, ведь каждый знает:
Осень свой октябрь встречает.

Октябрь – середина осени. Листья кружатся в хороводе листопада. И сад готовится к зиме. Но есть еще плоды, которые созревают в это время в юннатском саду.
Чтобы узнать, какие это плоды, мы поиграем в «Садоводческие жмурки». Каждой команде дается пакет, на ощупь вы должны угадать, что за плод лежит в нем. За правильный ответ – «улыбка». (Хурма и мушмула.)
Это редкие жители сада. Но в юннатском саду они растут.
Хурма – это плод хурмы кавказской, очень теплолюбивого плодового дерева. Плодоносит хурма на 3–4-й год после посадки. Зимой хурму обязательно нужно защищать от морозов, тогда она долго будет радовать вас урожаем.
Мушмула – это плод дерева мушмулы, народное его название «шишка». Урожайность мушмулы высокая, плодоносит она на 2–3-й год после посадки. Это самый поздний дар сада. Особенно вкусны плоды после морозов – тогда они становятся мягкими и сладкими.
Ну вот, наша корзина полна. Все плоды и ягоды, собранные в ней, очень вкусны и полезны. Каждый из даров сада – кладезь витаминов. Корень слова «витамины» – «вита» – переводится как «жизнь». Витамины – это вещества, которые принимают активное участие в поддержании нашего здоровья и жизненных сил. При недостаточном поступлении витаминов организм человека слабеет и больше подвержен разным заболеваниям. Если вы, ребята, хотите быть здоровыми и никогда не болеть, ешьте больше плодов и ягод. А какие вкусные варенья, компоты, соки, желе можно приготовить из ягод и плодов, лежащих в этой корзине!

Вот и подходит к концу наше путешествие по саду Кизлярской станции юннатов.
Включаем «машину времени» и возвращаемся. (Переворачиваю страничку календаря.)
Но вернулись мы не с пустыми руками, а с полной корзиной и с багажом знаний о том, что растет в саду и кто живет в саду. Во время путешествия по юннатскому саду на «машине времени» вы прекрасно справились со всеми испытаниями.
Вспомните, с кем из жителей сада мы встретились?
Кто ближайший родственник абрикоса? (Персик.)
Какое плодовое дерево – самое распространенное? (Яблоня.)
За каждый правильный ответ – «улыбка».
Молодцы ребята! А теперь подсчитаем заработанные вами «улыбки».
Посмотрите еще раз на корзину с плодами и ягодами. Вот такой богатый урожай мы собрали. Но сколько трудов и заботы нужно, чтобы его вырастить.
Весна – это время обрезки, прополки, посева семян, защиты всходов от весенних заморозков, время внесения удобрений.
Летом нужно поливать, удалять сорняки, вести борьбу с вредителями и болезнями, собирать урожай.
Осень – время подготовки к зиме, перекапывания почвы, обрезки поврежденных ветвей, внесения удобрений, посадки деревьев и кустарников.
И даже зимой садоводы не отдыхают – готовятся к весенним прививкам, подготавливают семена плодовых культур к посеву, стряхивают снег с ветвей, проводят снегозадержание.
Сад любит трудолюбивых, любознательных и веселых садоводов, и тогда он отвечает взаимностью, одаривая нас богатым урожаем плодов и ягод, которые вы видите в корзине.
Вот и заканчивается наша встреча. Сегодня вы путешествовали на «машине времени» по саду Кизлярской станции юннатов. Узнали что растет в саду, кто живет в саду. Собрали урожай плодов и ягод. Для всех своих обитателей сад – дом, убежище, столовая.
Если вам было интересно и вы бы хотели больше знать о том, что еще растет и кто еще живет в саду, хотите узнать секреты ухода за садом и своими руками посадить сад, я приглашаю вас в «Кружок садоводов».
А теперь я угощу вас дарами сада. Вот корзина для команды «Солнышко», а эта – для команды «Улыбка». Когда вы будете уходить, каждый возьмет по одному фрукту.
До свидания, ребята! Желаю вам мира и добра!

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru