|
||||||
Цели урока: закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии; развитие умений анализировать данные и делать обобщения; развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся. Предварительная подготовка 1. Класс делится на три команды:
«Аналитики», «Теоретики», «Практики». Каждая
команда готовит эмблемы и трафарет с названием
команды. Оформление урока 1. В классе устанавливаются компьютер и
телевизор. Ход урока Учитель. Тема сегодняшнего урока – «Прокариотическая клетка». Одной из важнейших и наиболее сложных проблем биологии является классификация (систематика) организмов – разделение их на группы, более или менее сходные по своей организации. Все известные науке организмы имеют клеточное строение, поэтому естественно, что различия в строении клеток должны учитываться при создании любой классификации организмов. Решая эту проблему, Э.Четтон в середине 1930-х гг. разделил все организмы на эукариоты и прокариоты. По его определению, клетки эукариот должны иметь истинные клеточные ядра (обладающие ядерной мембраной) и митохондрии, а также некоторые другие особенности внутриклеточного строения. Прокариоты же определялись как организмы, не имеющие признаков эукариот. Такое грубое деление привело к тому, что целое новое царство организмов – Архебактерии – было открыто только около полувека назад. Архебактерии похожи на обычные бактерии (за которыми теперь закрепилось название «эубактерии»), но существенно отличаются от них особенностями биосинтеза. Таким образом, в настоящее время организмы по типу клеток могут относиться к одной из трех групп: эукариоты, эубактерии или архебактерии, причем последние две группы формально относятся к прокариотам. Прокариоты окружают нас повсюду. Их находят в почве, воде, воздухе, причем иногда в условиях, казалось бы, не совместимых с жизнью, например вблизи горячих источников на дне океана при температурах около 100 °С или в кернах скальных пород, полученных с глубин в несколько километров (в экстремальных условиях обычно обнаруживаются архебактерии). В дальнейшем под прокариотами мы будем понимать только бактерии. Бактерии были первыми организмами, появившимися на Земле, но и сейчас жизнь без бактерий вряд ли бы была возможна. Посмотрите на всем знакомые упаковки продуктов на столе. Что объединяет находившиеся в них продукты? В 7-м и 8-м классах вы уже знакомились со строением, питанием, размножением бактерий. Сегодня вы продолжите изучение этих удивительных организмов и пополните ваши знания новыми понятиями и терминами. Между командами учащихся – «Аналитиками», «Теоретиками» и «Практиками» – проводится соревнование. Оценка каждого члена команды – число баллов, которое он принесен команде. В конце урока подводятся итоги, и команда, набравшая наибольшую сумму баллов, объявляется победительницей. Первое задание для всех команд общее: после объяснения учителем нового материала один из членов команды должен сделать небольшое сообщение по теме урока: аналитики делают анализ услышанного (по плану, выданному учителем), теоретики и практики рассматривают теоретические и прикладные аспекты материала урока (им также выдаются планы выступлений). План выступления аналитика 1. С какой темой вы познакомились на
уроке? План выступления теоретика 1. Строение прокариот. План выступления практика 1. Роль бактерий в природе. – положительная; 3. Биотехнология – современная наука, изучающая возможности использования прокариот в производстве необходимых человеку веществ (белков, гормонов, витаминов, антибиотиков и т.д.). Прокариоты – это самые простые, очень
мелкие и широко распространенные организмы,
которые существуют на Земле более 2 млрд лет. Их
клетки не имеют ограниченного мембраной ядра.
Генетическая система (генофор) представляет
собой кольцевую хромосому. Помимо хромосомы у
прокариот могут присутствовать небольшие
кольцевые молекулы ДНК, называемые плазмидами,
которые несут до сотни генов, но не являются
обязательными для генома данного вида.
Прокариоты лишены хлоропластов, митохондрий,
аппарата Гольджи, центриолей. Клетка заключена в
плотную жесткую оболочку, в большинстве случаев
она окружена слизистой капсулой. Рибосомы
прокариот отличаются от рибосом эукариот. Густая
цитоплазма содержит гранулы гликогена, белков и
жиров. БактерияПо форме клеток бактерии разделяют на: – кокки (шаровидные); По способу питания бактерии разделяются на автотрофы (хемотрофы, фотосинтетики) и гетеротрофы (сапрофиты, паразиты). Фотосинтезирующие бактерии содержат особый хлорофилл – бактериохлорофилл, – отличающийся от хлорофилла высших растений. У многих бактерий фотосинтез проходит без выделения кислорода, поскольку донором водорода является не вода, а сероводород, перекись водорода, спирты. В XIX в. биологи заинтересовались странными микробами, внутри клеток которых были обнаружены кристаллики серы. Русский ученый С.Н. Виноградский в 1887 г. доказал, что подобные бактерии, окисляя сероводород, используют образующуюся при этом энергию на построение органических веществ из углекислого газа и воды. В результате такого процесса получается серная кислота или сера, кристаллики которой и были обнаружены в клетке. Формы бактерийК этой же группе относятся бактерии-нитрификаторы. Они способны превращать аммиак в селитру. За один год на 1 га почвы ими может быть образовано более 0,25 т селитры. В районе Бухары почва глинистых пустынь нередко содержит до 2% селитры. Особенно много ее на местах старых городищ, древних караван-сараев, кладбищ. Скопление органических остатков в этих районах послужило для микробов сырьем при образовании селитры. Некоторые бактерии способны усваивать азот из воздуха и вступать в симбиоз с бобовыми. По отношению к кислороду прокариоты
делятся на аэробов и анаэробов. Размножение бактерийНебольшая часть бактерий живет за счет других живых организмов, вызывая у них различные заболевания. Микробная теория болезней утвердилась благодаря работам Луи Пастера, Роберта Коха и других исследователей. Болезнетворные бактерии не всегда вызывают заболевания: у многоклеточных организмов существуют специальные защитные реакции – иммунитет, который подавляет или уничтожает «интервентов». Иммунитет может быть врожденным и приобретенным (активным и пассивным). Значение бактерий огромно. В природе они: – способствуют образованию гумуса; Человек широко использует бактерии в: – пищевой промышленности
(кисломолочные продукты, квашеная капуста); Такое широкое использование микроорганизмов стало возможным благодаря развитию новой отрасли науки – биотехнологии, занимающейся изучением возможности использования биологических объектов в промышленности. Применение методов генной инженерии позволяет изменять генотипы бактерий, получать продуцентов или утилизаторов различных веществ. Так, кишечная палочка со встроенным в ее генотип человеческим геном инсулина, используется в производстве инсулина, необходимого больным сахарным диабетом. Бактерии можно иммобилизовать – «пришить» к твердой подложке. Иммобилизованные бактерии сохраняют жизнеспособность длительное время. Их используют в проточных реакторах, что значительно удешевляет производство синтезируемых ими веществ. Члены команд могут приступать к подготовке сообщений, а три ученика – по одному от каждой команды – выходят к доске для выполнения следующих заданий. Хочу обратить ваше внимание на то, что эти задания подобны тем, которые используют в КИМах ЕГЭ уровня В, в которых от учеников требуются умения анализировать и сопоставлять. Задания на доске1. Выберите правильные утверждения: а) бактерии размножаются спорами; 2. Установите соответствие:
3. Найдите ошибки в тексте. Прокариоты – это организмы, клетки которых имеют ограниченное мембраной ядро. Размножаются они делением. В клетках содержатся хлоропласты, митохондрии, аппарат Гольджи, центриоли. По способу питания они могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. Обитают только в аэробных условиях. При неблагоприятных условиях превращаются в спору. После прослушивания сообщений учащиеся решают биологические задачи. 1. Жара. На столе стоит закупоренная бутылка с хлебным квасом. Через некоторое время жидкость начинает пениться, выделяя газ. Вдруг пробка с оглушительным хлопком вылетает из бутылки, а за ней и квас. Объясните причину образования этого газа. (Речь, конечно, идет о дрожжах-сахаромицетах, являющихся эукариотами.) 2. Вы получили небольшую ссадину, поленились смазать ранку йодом. Через некоторое время вокруг ранки появляется покраснение, а через несколько дней нагноение. И только нож хирурга сможет предотвратить опасные последствия. В чем причина нагноения? 3. Микробиологи предложили использовать особые бактерии в качестве разведчиков залежей нефти. Обычно на поверхность земли над залежами нефти просачиваются нефтяные газы. Если воздух пропускать через среду, содержащую эти бактерии, то при малейших следах подобных газов в колбе на поверхности жидкости появляется пленка, и раствор сильно мутнеет. Это служит индикатором того, что в этом месте можно искать нефть. Что происходит с микробами – разведчиками нефти в присутствии нефтяных газов? 4. Однажды большой океанский пароход шел с грузом хлопка из Египта в Англию. В плохо проветриваемых трюмах влажный хлопок стал постепенно нагреваться, а затем воспламенился. На пароходе возник пожар. Объясните причину самовозгорания хлопка. (Термогенные бактерии, размножаясь во влажной среде, выделяют большое количество тепла, которое приводит к нагреванию плотно уложенного хлопка (а также сена, торфа и т.п.) до 70–80 °С. При этой температуре начинается интенсивное окисление кислородом воздуха растительных масел на поверхности волокон, приводящее к дальнейшему росту температуры и ускорению процессов окисления, что в конце концов приводит к самовозгоранию хлопка.) Колонии бактерий на плотной питательной средеПосле решения биологических задач трое учащихся, по одному из каждой команды, выполняют следующие тесты. 1. Для прокариот характерны: а) кольцевая молекула ДНК; 2. Бактерии размножаются: а) половым способом; 3. Прокариоты для получения энергии используют: а) свет; 4. К прокариотам относятся: а) цианобактерии; 5. Основателем микробиологии считается: а) Ч.Дарвин; Далее команды показывают творческие домашние задания. 1-й ученик. Частушки (посвящаются бактериям)
2-й ученик. Необыкновенная история одной обыкновенной бактерииВ далекие-далекие времена, когда большую
часть суши занимал первичный океан, жила-была на
белом свете обыкновенная бактерия. Беззаботно и
сытно жилось ей. Вокруг – калорийные жиры и
питательные белки с углеводами. Знай
переваривай. Все бы ничего, да все хорошее
когда-нибудь заканчивается. Так, незаметно,
закончились «бесплатные» обеды и ужины. Бактерия
похудела, побледнела, потому что день и ночь
думала, как ей прокормиться. Решение пришло, как
всегда, внезапно. Она решила измениться так,
чтобы самой синтезировать органические
вещества. 3-й ученик. Мой родственник – Луи ПастерЯ хочу рассказать вам о моем
пра-пра-пра-прадедушке – Луи Пастере, открытия
которого имеют для человечества огромное
значение. Луи Пастер родился в 1822 г. Он был сыном
французского кожевника из города Доль. Несмотря
на слабое здоровье и недостаток средств, Пастер с
успехом окончил высшее учебное заведение в
Париже, готовящее учителей для средней школы.
Стремление к научным исследованиям заставило
молодого Пастера предпочесть выгодной должности
преподавателя скромную работу лаборанта. В своем
увлечении опытами он часто забывал об отдыхе и
сне. За короткое время Пастер сумел выполнить
очень большую научную работу, подготовил и
блестяще защитил две докторские диссертации:
одну по физике, другую по химии. Урок завершается подведением итогов, объявлением победителей, выставлением оценок.
|