И.И. СКВОРЦОВА,
учитель биологии,
г. Климовск, Моск. обл.
Опыление растений
6-й класс
Оборудование: набор таблиц по теме
«Опыление», коллекция насекомых-опылителей,
компьютер, диск с авторским фильмом «Опыление –
одно из чудес природы», мультимедийный проектор,
портреты Дарвина, Мичурина, макеты цветков
яблони, кисть, мука, муляжи фруктов, цветные
карандаши, грамоты за оценивание устных ответов
(если учащемуся в ходе урока дана грамота, то за
устный ответ ставится в журнал 5); бант, кепка (для
инсценировки задачи), цветные мелки,
инструктивные карточки на каждого ученика
(Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие
2. Определение темы урока
Учащиеся должны определить тему урока,
разгадав кроссворд с вопросами по теме «Плоды», с
которой они ознакомились ранее. Сетка кроссворда
приведена в инструктивной карточке и расчерчена
мелом на доске. Цветным мелом обведены клетки для
ключевого слова.
1. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех,
Называется ... (Орех.)
2. Сам плод душистый и пушистый,
А середка – словно камень. (Персик.)
3. В старой сказке овощ этот
Стал для золушки каретой. (Тыква.)
4. Дольку этого плода
В чай кладем мы иногда,
Ароматней и вкусней
В чашке чай бывает с ней.
Нужен сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть ... (Лимон.)
5. Корнеплод на грядке жил,
Дед себе его растил.
Он такой огромный стал!
В сказку сразу же попал. (Репа.)
6. Весной на деревце – беленькие
венчики.
Летом на деревце – красные бубенчики. (Вишня.)
7. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник.)
8. Он почти по форме сердца,
Желто-красный плод у ... (Перец.)
Решив кроссворд, учащиеся определят
ключевое слово, обозначающее тему урока, –
«опыление». Учитель записывает тему на доске, а
учащиеся – в инструктивной карточке.
Учитель задает ученикам вопросы:
– Какой орган растения играет главную
роль при опылении? (Цветок.)
– Какие главные части цветка вы знаете? (Пестик
и тычинки.)
– Что находится в тычинках? (В
пыльниках – пыльца.)
Вывод: без пыльцы не будет опыления.
3. Постановка познавательной задачи
Для выявления связи между опылением и
образованием плодов ставится познавательная
задача: «Какую роль в жизни растения играет
опыление?» Поиск ответа на этот вопрос проходит в
форме беседы, в ходе которой обсуждаются
высказанные версии. Конечная цель: подвести
учащихся к выводу о важности значения опыления в
жизни растений.
Цветки многих растений приспособлены к
опылению определенными насекомыми. Однажды
произошел такой случай: крестьяне засеяли целое
поле красным клевером. Все лето клевер ярко цвел,
но вскоре к великому огорчению выяснилось, что он
не дал семян. Почему так произошло?
Учащиеся говорят, что не произошло
опыления клевера. Верно, но почему обычно
опыление происходит и клевер дает семена, а на
том поле этого не произошло?
Этим случаем заинтересовался Чарлз
Дарвин. Он стал расспрашивать крестьян.
Крестьяне говорили ему, что для того, чтобы
клевер давал семена, нужны кошки. Когда кошек
мало, нет и семян. Ученого поразило такое
странное объяснение (ведь не кошки же опыляют
клевер!), и он стал изучать строение цветков
клевера. Оказалось, что опылять их могут только
шмели, а у пчел, например, для этого недостаточно
длинный хоботок. Главный враг шмелей – полевые
мыши, которые поедают их соты. А враги мышей, как
известно, – кошки. Значит если нет кошек, то
становится мало шмелей: они не опыляют клевер, и
он не дает семян.
Вывод: опыление необходимо, чтобы
образовались семена. В природе все
взаимосвязано.
Учитель показывает муляжи плодов.
4. Изучение нового материала
Учитель рассказывает о типах опыления и
приспособительных особенностях анемофильных и
энтомофильных растений. По ходу рассказа
учащиеся работают с инструктивными карточками,
заполняя соответствующие графы схемы «Типы
опыления». Должны быть указаны: самоопыление,
перекрестное опыление – с подразделением на
опыление насекомыми и ветром, позже, по мере
получения информации, – искусственное опыление.
Опыление – это процесс переноса
пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Различают
несколько типов опыления:
Самоопыление. При самоопылении пыльца из
тычинки попадает на рыльце пестика того же
самого цветка. При самоопылении все получаемое
потомство очень похоже на родительское растение.
Примеры самоопыляющихся растений:
пшеница, рис, овес, ячмень, горох, фасоль,
хлопчатник.
А может ли происходить опыление до
цветения? Да, может, это парадокс, но порой
опыление происходит внутри закрытых бутонов,
которые потом могут даже не распускаться.
Перекрестное опыление. При
перекрестном опылении пыльца с одного цветка
переносится на пестик другого. Образовавшееся
потомство может приобрести новые свойства,
которые не проявлялись ни у одного из родителей.
Пыльца при перекрестном опылении может
переноситься двумя основными способами: с
помощью насекомых и ветром.
(По мере изложения следующей
информации учащиеся заполняют соответствующую
таблицу в инструктивной карточке.)
Для растений, опыляемых насекомыми,
характерны следующие признаки:
– крупные одиночные цветки или мелкие,
но собранные в хорошо заметные соцветия;
– яркая окраска лепестков или листочков
простого околоцветника;
– наличие нектара или аромата;
– крупная, липкая, шероховатая пыльца.
Например, цветки душистого табака,
раскрывающиеся в сумерках, белые и крупные,
источают сильный аромат, и их легко находят
опылители – ночные бабочки. Некоторые растения
опыляют только определенные насекомые. Львиный
зев и клевер опыляют только шмели. Бабочки хорошо
видят алые, красные, ярко-бордовые цветки, а
шмели, пчелы и осы – желтые, синие и голубые
цветки. Так устроено зрение этих насекомых. Во
время цветения фруктовых деревьев в сады
привозят ульи. Урожаи после этого повышаются, т.к.
пчелы опыляют много цветков.
Как-то раз Чарлз Дарвин, изучая опыление
у растений, заметил бабочку с необычными
булавовидными придатками на хоботке. Оказалось,
что это пыльники орхидеи. Ряд орхидей
приклеивают два своих пыльника (поллинария) к
голове или хоботку насекомого, пьющего нектар.
Когда бабочка перелетит на другой цветок, пыльца
попадет по назначению.
Часто на лепестках насекомоопыляемых
растений имеются специальные указатели – яркие
пятнышки, показывающие насекомым путь к нектару.
Они становятся заметны лишь к моменту созревания
пыльцы и нектарников. К цветку растения, на
котором указатели еще незаметны, насекомое не
подлетит.
Многие растения привлекают опылителей
запахом. Обычно это приятный сладкий запах
нектара. Но не всегда. Цветок тропической
раффлезии издает запах тухлого мяса, привлекая
для опыления падальных мух.
(Демонстрация на мультимедийном
проекторе авторского кинофильма о растениях,
опыляемых насекомыми и другими животными:
«Опыление растений – одно из чудес природы».
Текст аудиоряда – в Приложении 2.)
Для растений, опыляемых ветром,
характерны следующие признаки:
– невзрачные мелкие цветки, часто
собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных
свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.
Примеры ветроопыляемых растений:
тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь,
кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно
цветут весной, до распускания листьев, которые
помешали бы переносу пыльцы.
Искусственное опыление. Человек
иногда берет на себя опыление цветков – сам
переносит пыльцу с тычинок на рыльце пестиков.
Это делают с целью выведения новых сортов и
повышения урожайности некоторых растений.
Переносят пыльцу кисточкой или кусочком резины.
Подсолнечник – насекомоопыляемое
растение. В холодную погоду летает мало
насекомых, и тогда на поле выходят люди. Проходя
вдоль рядов растений, они проводят мягкой
варежкой по поверхности соцветий.
Далее учитель рассказывает о И.В.
Мичурине – великом селекционере. В виде
небольшой ролевой игры (учитель – селекционер,
учащиеся – его помощники) он предлагает всем
ученикам «принять участие в создании нового
сорта яблок» – провести «искусственное
опыление» на макетах цветков яблонь.
5. Закрепление изученного материала
Работа с инструктивной карточкой.
Учащиеся:
– заполняют схему типов опыления;
– решают биологическую задачу;
– отвечают на вопросы теста (на решение теста
отводится 2 мин, учитель предупреждает о том, что
на один вопрос может быть несколько вариантов
правильных ответов. После решения тут же следует
проверка ответов на оценку);
– отвечают на вопросы задания VII;
– выполняют творческое задание (по вариантам).
6. Подведение итогов урока
В конце урока учитель собирает
заполненные инструктивные карточки (после их
проверки выставляются оценки за работу);
выставляет оценки за устную работу на уроке.
Приложение 1.
Образец заполненной инструктивной
карточки
Фамилия:
Имя:
Класс:
Вариант:
Оценка:
I. Кроссворд на определение темы
урока
II. Заполнить схему, отражающую типы
опыления
III. Отметь в таблице значками «+» или
«–» признаки растений с разными типами опыления
Признаки опыляемых растений |
Насекомоопыляемые растения |
Ветроопыляемые растения |
Крупные одиночные цветки |
+ |
|
Мелкие цветки, собранные в пышные
соцветия |
+ |
|
Нектар, аромат |
+ |
|
Крупная, липкая, шероховатая пыльца |
+ |
+ |
Невзрачные цветки, собранные в мелкие
соцветия |
|
+ |
Мелкая, легкая, сухая пыльца |
|
+ |
Перистые рыльца |
|
+ |
Пыльники на длинных тычиночных нитях |
|
+ |
IV. Схема типов опыления. Используя
рисунок в учебнике, покажите стрелками перенос
пыльцы при самоопылении и при перекрестном
опылении.
V. Петров Вася – хороший мальчик,
он не срывает цветы, а только нюхает. Вот он
понюхал цветок один раз, потом еще и еще. Ну очень
хорошо пахнет! Сидорова Катя тоже молодец: и она
не срывает цветы, а только нюхает. Вот она
понюхала один цветок, потом другой и третий.
Какой тип опыления произвел Вася, а какой – Катя?
VI. Тест
1. Тип опыления, который обеспечивают
насекомые:
а) самоопыление;
б) перекрестное опыление.
2. Цветки какого цвета заметнее всего
для ос и шмелей?
а) красного;
б) зеленого;
в) синего.
3. Что характерно для цветов,
опыляемых насекомыми ночью?
а) яркий цветной венчик;
б) нектар и пыльца;
в) сильный запах;
г) светлая окраска венчика.
4. Какие растения опыляется ветром?
а) береза;
б) дуб;
в) орешник;
г) рожь;
д) роза.
VII. Ответьте на вопросы
1. Из двух цветков яблони один
образовал плод, другой – нет. Почему так
произошло?
2. Цветок томата еще в бутоне был
закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке
распустился, позже образовался плод. Каким путем
произошло здесь опыление?
3. Цветок вишни точно так же, еще в
бутоне, был закрыт марлевым мешочком. Бутон
распустился, цветение закончилось, но плода из
цветка не образовалось. Почему?
VIII.
Творческое задание
Цветными карандашами раcкрасьте цветок,
который:
|
Приложение 2.
Текст, сопровождающий видеоряд
авторского фильма: «Опыление растений – одно из
чудес природы»
Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Различность голосов?
Быть может, вся природа –
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа –
Желанье красоты?..
Константин Бальмонт
Сегодня мы вместе раскроем одну
удивительную тайну жизни растений.
Вот раскрывается самое нежное,
трепетное и дивное создание – цветок. Он
привлекает к себе гостей – насекомых: нектаром и
пыльцой, запахом, формой и своеобразной окраской.
Опыление – это перенос пыльцы на рыльце
пестика. И самыми верными помощниками в этом
являются насекомые. Цветку нужно быть крупным,
ярким. А если он мелкий? Тогда природа дает ему
возможность проявить себя в группе – в соцветии.
Синяя, розовая, желтая, оранжевая, белая окраска
цветков хорошо заметна на фоне зеленой листвы
даже издалека.
Окраска и запах цветка – это вывеска,
приглашение: «Милые пчелки и бабочки, загляните
внутрь венчика! Что, понравилось? Тогда
запоминайте облик «вкусного» цветка, а затем
ищите такой же!» Насекомые устремляются на
цветок, и здесь их ждет кладовая сладкого нектара
и большое количество питательной пыльцы. И они
отправляются на поиски других таких же цветков.
Мотылек на нем порою
Не боится отдохнуть
И, осыпанный пыльцою,
Продолжает дальний путь.
Нет, обидели напрасно
Странным прозвищем цветок!
Он растет, как все, прекрасным.
А иным он быть не мог.
Вс.Рождественский
По древнему поверью, этот цветок славит
первый из двенадцати подвигов Геракла. В темном
лесу жил жестокий лев, он приносил много бед
жителям Немейской долины. Никто не осмеливался
убить льва, и только храбрый Геракл совершил этот
подвиг.
«Я создам цветок, – сказала мудрая
Флора, – который всегда будет напоминать людям
разодранную пасть немейского льва и подвиг
Геракла». Так появился на земле цветок под
названием «львиный зев». Пережив героев и богов,
раскрывает он под жарким солнцем свой глубокий
зев, чтобы угостить сладким нектаром шмелей, ос,
пчел. Только эти насекомые имеют доступ к запасам
цветка.
Способны ли насекомые определять вкус
нектара, не пробуя его? «Нет», скажете вы, и
ошибетесь. Опускаясь на цветок, бабочка
определяет вкус лапками, т.к. на их кончиках
находятся специальные чувствительные клетки.
Если нектар вкусный, бабочка раскручивает
хоботок.
Цветки дерева буддлеи особенно
старательно привлекают бабочек. Их так и
называют «деревья бабочек».
Личинка кузнечика покрыта пыльцой
оранжевого цветка ястребинки, на котором она
сидит, греясь на солнышке. И взрослый кузнечик,
сам того не ведая, переносит пыльцу с одного
яркого цветка на другой.
Оса, собиравшая с цветка нектар,
нечаянно унесет на себе часть пыльцы.
Труженицы пчелы, летая от улья к цветкам
и обратно, пролетают за день до 100 км. Итог их
работы – сладкий нектар и пыльца, собранные при
помощи специальных приспособлений на задних
лапках – корзиночек и щеточек.
Птицы и млекопитающие тоже верные
помощники растениям в опылении. Они не прочь
полакомиться нектаром и пыльцой. Проворные
попугаи лори и лорикеты неспроста красуются на
цветущих тропических деревьях.
Зоркое зрение и длинный язык помогают
медососам добыть заветную порцию нектара и
пыльцы.
А вот шустрый кускус. Несколько ловких
движений языка – и пища во рту, а цветок получил
немного пыльцы от другого цветка, на котором уже
побывал кускус.
Летучие мыши, поссумы, райские птицы,
колибри, жуки-бронзовки, бабочки, мушки-журчалки,
пчелы, осы, шмели, муравьи – все они незаменимы в
опылении самых разных растений.
|