Н.И. АСТАШИНА,
учитель биологии Воротынской СШ,
Нижегородская обл.
Чье колечко лучше?
Урок биологии в 7-м классе по теме:
«Кольчатые черви» по курсу Н.И. Сонина
«Многообразие живых организмов»
На изучение темы «Кольчатые черви»
предполагается отвести 3 урока: на первом
познакомить учащихся с общими признаками
кольчатых червей, их происхождением, чертами
усложнения по сравнению с круглыми и плоскими
червями. На втором – познакомить с многообразием
кольчатых червей, их классификацией, ролью в
природе и значением в жизни человека. Для
проведения этого урока можно использовать
«Фантазии на тему «Кольчатые» В.Г. Смеловой (из
книги серии «Библиотека «Первого сентября». Я
иду на урок биологии. Зоология. Беспозвоночные»).
Тогда же ребятам сообщается, что на следующем
уроке будет проходить игра «Чье колечко лучше?».
Для ее проведения необходимо разделить класс на
три команды – каждая будет представлять
(«защищать» колечки) один из классов кольчатых
червей – Малощетинковые, Многощетинковые и
Пиявки. Команды готовят рассказ об общих
признаках представителей выбранного класса,
среде их обитания, подбирают рисунки, информацию
о наиболее интересных представителях, их роли в
природе и значении в жизни человека. Все учащиеся
класса получают задание повторить все о
кольчатых червях по учебнику. Учитель заранее
раздает список дополнительной литературы,
которой можно пользоваться при подготовке к
уроку.
Оборудование: рисунки с изображением
различных кольчатых червей; таблички с названием
этапов урока; цветные маркеры, бумага; карточки с
заданиями для команд.
Ход урока
Учитель. Ребята, сегодня мы проводим игру
«Чье колечко лучше?». В ходе игры мы увидим, какая
из команд лучше подготовилась защищать честь
своего класса из типа Кольчатые черви. Игра будет
состоять из нескольких этапов, на которых вы
будете выполнять различные задания. В
зависимости от полноты и успешности выполнения
заданий каждая команда будет зарабатывать баллы.
По сумме баллов в конце игры мы увидим, «чьи
колечки лучше», т.е. какая команда показала
лучшие знания, смекалку, умение лучше слушать,
работать в группе. Обращаю ваше внимание на
необходимость внимательно слушать друг друга –
вы узнаете много нового, эти сведения помогут вам
выполнять конкурсные задания, а также дополнять
ответы других команд, зарабатывая себе
дополнительные баллы. Прежде чем давать ответ, вы
можете обсудить его в своей группе.
Удачи вам!
Свободная таблица для фиксирования
результатов работы групп
|
1-й этап
(максимально 6 баллов) |
2-й этап
(максимально 10 баллов) |
3-й этап
(максимально 5 баллов) |
4-й этап
(максимально 10 баллов) |
5-й этап |
1-я команда |
|
|
|
|
|
2-я команда |
|
|
|
|
|
3-я команда |
|
|
|
|
|
Родственные отношения между классами
кольчатых червей
1-й этап: «Мы – ребята-молодцы, просто
чудо-Кольчецы!»
(Максимальная оценка – 6 баллов.)
Представление команд – рассказ о каждом классе
кольчецов по плану:
– название класса;
– среда обитания;
– особенности строения, жизнедеятельности;
– представители (с демонстрацией рисунков);
– роль в природе и значение в жизни человека.
2-й этап: «Верю – не верю»
(Максимальная оценка –10 баллов.)
Учитель. На этом этапе вы должны показать
свои знания об общих признаках кольчатых червей.
Я читаю предложения, а вы должны посоветоваться в
группе и решить, можно или нельзя верить тому или
иному суждению. Ответы записывайте на бланке для
ответов, используя значки: кружочек – верю,
треугольник – не верю. Исправлять значки нельзя.
Каждое предложение я читаю два раза.
1. Тело кольчатых червей состоит из
множества сегментов. (Да.)
2. У кольчатых червей имеется
кожно-мускульный мешок. (Да.)
3. Все кольчатые черви живут в почве. (Нет.)
4. Среди кольчатых червей нет
паразитических форм. (Нет.)
5. Органы выделения кольчатых червей –
метанефридии. (Да.)
6. У кольчатых червей есть кровеносная
система. (Да.)
7. Все кольчатые черви – гермафродиты. (Нет.)
8. Нервная система кольчатых червей
цепочечного типа. (Да.)
9. Большинство кольчатых червей дышат всей
поверхностью тела, но у некоторых на параподиях
имеются специальные кожные выросты – жабры. (Да.)
10. Для кольчатых червей характерна
регенерация. (Да.)
По завершении данного этапа учитель записывает
на доске правильную цепочку знаков, ребята
сверяют ее со своими цепочками и подсчитывают
количество правильных ответов. Результат
фиксируется в сводной таблице на доске.
3-й этап: «Загадки смешанного леса»
(Максимальная оценка – 5 баллов.)
Учитель. Сейчас каждая команда получит
карточ-ки с заданием (одинаковым для всех команд).
Это задание на смекалку. Внимательно
присмотревшись к порядку изображенных под
буквами деревьев, вы можете прочитать о значении
морских червей, которые появились не так давно в
Каспийском море, но уже заслужили хорошую славу.
Время выполнения задания – 5 мин. Ответ запишите
на бланке для ответов.
(Нереиды – корм для рыб.)
4-й этап: «Жил на свете Червячок»...
(Максимальная оценка – 10 баллов.)
Каждая команда получает карточку-задание с
небольшим стихотворением. Необходимо
определить, о каком кольчатом черве идет речь в
этом стихотворении и аргументировать свой ответ.
Время выполнения задания – 10 мин.
1. Жил на свете Червячок,
Был он страшно одинок,
Круглый год один скитался,
Только раз в году питался...
Червячок – пловец удалый,
Несмотря, что ростом малый.
Цвет умел менять не раз –
Для защиты, без прикрас.
Нет щетинок для движенья,
Только жертвам нет спасенья –
Есть присоски, гирудин.
Кто он, этот господин?
Малощетинковые кольчатые черви
2. Они живут в тиши подземной,
Тихонько двигаясь, шурша.
Едят листву, опад бесплодный,
Ее глотают не спеша.
Они коричневого цвета,
Кровь гонят несколько «сердец».
Их тело состоит из многих
Сцепленных меж собой колец.
Все, что съедают, скоро станет
Питаньем будущим цветам.
Они – друзья для урожая
И корм и птицам, и кротам.
Их любят рыбы и цыплята,
Им рад садовник, рыболов,
А ну, скажите-ка, ребята, кто стал
Героем сих стихов?
Пиявки
3. На дне морей, где ила много,
Зарывшись в грунт, живут друзья.
Их тело – длинное немного,
В норе сидит, наверх – «труба».
В трудах проводят жизни годы
«Подушки» красные на дне.
В крови носитель кислорода –
Гемоглобин, как и в тебе.
Они глотают ил придонный,
Спасая воду от гнилья.
Скажите, знатоки природы,
Что за полезные «друзья»?
Многощетинковые кольчатые черви
5-й этап: «Стена почета»
Учитель. Как мы сегодня слышали, черви
приносят огромную пользу людям. Давайте соорудим
в их честь «Стену почета и благодарности»! Для
этого каждая команда с помощью маркеров и листов
бумаги изготовит Почетные грамоты кольчатым
червям. Обычно в таких грамотах указывают
профессию и заслуги героев. Подумайте, какой
текст можно было бы написать о Кольчатых червях.
Один лист – это одна «грамота», на ней можно
указать одну «профессию», одну пользу червей.
(Например: «Кольчатым червям за огромный вклад в
повышение плодородия почвы от садоводов и
огородников», «Медицинской пиявке от излеченных
больных» и т.д.) Количество баллов за этот этап
определяется по количеству изготовленных
«грамот». Дополнительно можно заработать баллы
за оригинальность исполнения.
Время выполнения задания – 5 мин.
Подведение итогов урока
Подсчитывается общее количество баллов,
определяется команда-победитель. За активную
работу ребята поощряются оценками.
Литература
Дольник В., Козлов М.Р. Зоология:
Беспозвоночные: 7 кл. Учеб. для угл. изучения
биологии. – М.: ACT, Астрель – СПб.: Спецлит, 2002.
Жизнь животных. Т. 1. – М.: Просвещение, 1987.
Медников Б.М. Биология: формы и
уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.
Молис С.А. Хрестоматия по зоологии. –
М.: Просвещение, 1971.
Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных.
Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 1999.
Я иду на урок биологии. Зоология,
Беспозвоночные. Книга для учителя. Библиотека
«Первого сентября». – М.: Первое сентября, 2000.
|