БОТАНИКА

Г.И. ЛЕРНЕР

Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20, 21/2007

Ботаника

Рабочая тетрадь для 6-го класса для совместной работы учителя, ученика и родителей

Контрольная часть

А1. Какой буквой обозначены спириллы?

 

А2. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки;
2) цитоплазмы;
3) ядра;
4) рибосом.

 

А3. Температурный диапазон жизни бактерий примерно равен:

1) –10... +10 °C;
2) –50... +30 °C;
3) –80... +80 °C;
4) –5... +5 °C.

 

А4. Бактерии, живущие на Земле, питаются:

1) только готовыми органическими веществами;
2) только созданными ими органическими веществами;
3) как готовыми, так и созданными ими органическими веществами;
4) минеральными веществами.

 

А5. Чтобы вырастить культуру бактерий сенной палочки, настой сначала кипятят в течение 20–30 мин.
Это делают для того, чтобы:

1) бактерии активнее размножались;
2) убить всех бактерий кроме сенной палочки;
3) сенная палочка образовала споры;
4) повысить жизнеспособность сенной палочки.

 

А6. Сходство процессов жизнедеятельности у некоторых бактерий и цветковых растений проявляется в способности к:

1) гетеротрофному питанию;
2) автотрофному питанию;
3) спорообразованию;
4) двойному оплодотворению.

 

А7. Труднее всего жить бактериям в условиях:

1) почвы;
2) водоема;
3) высокогорья;
4) организма животных.

 

А8. Труднее всего бактериям разлагать остатки животных в:

1) водоемах Африки;
2) песках Каракумов;
3) почвах Европы;
4) джунглях Бразилии.

 

А9. Бактерии, наиболее полезные для человека:

1) стрептококки;
2) туберкулезные палочки;
3) молочнокислые;
4) пневмококки.

 

А10. Антибиотики не действуют на:

1) вирус гриппа;
2) чумную бациллу;
3) стрептококк;
4) холерный вибрион.

 

А11. Некоторые бактерии выживают при –150 °C в виде:

1) группы делящихся клеток;
2) спор (цист);
3) отдельных клеток;
4) множественных колоний.

 

А12. Уничтожение всех бактерий на Земле приведет к:

1) расцвету жизни;
2) улучшению здоровья населения;
3) угнетению и исчезновению жизни;
4) к исчезновению органических веществ.

 

А13. Бактерии гниения длительное время не будут развиваться в:

1) сгущенном молоке;
2) открытых консервах;
3) мясе в холодильнике;
4) овощах на рынке.

 

А14. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

1) у споры более плотная оболочка;
2) в споре несколько бактериальных клеток;
3) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;
4) пора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

 

А15. Возбудители дифтерии являются:

1) сапрофитами;
2) паразитами;
3) симбионтами;
4) автотрофами.

 

А16. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии:

1) мытье полов;
2) проветривание;
3) облучение ультрафиолетовыми лучами;
4) нагрев воздуха до температуры +30 °C.

 

А17. В каком случае указан симбиоз бактерий с другим организмом:

1) возбудитель холеры и человека;
2) сальмонелла и курица;
3) возбудитель сибирской язвы и овца;
4) клубеньковые бактерии и бобовые растения.

 

А18. В каком случае правильно показано место бактерий в пищевой цепи:

1) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;
2) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;
3) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;
4) мышь – почвенные бактерии – сова – трава.

 

А19. Исключите лишнее понятие:

1) чума;
2) холера;
3) грипп;
4) брюшной тиф.

 

А20. Заболевание, вызывающее паралич у человека, – это:

1) корь;
2) ветрянка;
3) столбняк;
4) скарлатина.

 

Часть В

В1. Выберите условия, обеспечивающие бактериям процветание в природе:

А) сложность внутреннего строения;
Б) способность к фотосинтезу;
В) сложность обмена веществ;
Г) простота внутреннего строения;
Д) способность к быстрому размножению;
Е) питание органическими остатками.

 

В2. Выберите правильные утверждения:

А) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом;
Б) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ;
В) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных;
Г) бактерии гниения питаются остатками растений и животных. Они своеобразные санитары планеты;
Д) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями;
Е) чтобы продукты не портились, им необходим доступ воздуха.

Часть С

С1. Каким образом можно обезвредить бактерии холеры?
____________________________________________________________________________ .

 

С2. В чем заключаются основные отличия бактерий от вирусов?
____________________________________________________________________________ .

 

С3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки и объясните их.

1. Подавляющее большинство бактерий – фотосинтезирующие организмы. 2. Они широко распространены в природе и разлагают органические вещества – останки и продукты жизнедеятельности других организмов. 3. При делении бактерий их ядро и цитоплазма делятся пополам. 4. Две новые клетки содержат по 4 хромосомы, так же как и материнская клетка. 5. Бактерии используются в пищевой, текс-тильной, медицинской промышленности.

Тема: «ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ»

Обучающая часть

Не забывайте о том, что прежде чем начинать работу с тетрадью, необходимо поработать с учебником и дополнительной литературой!

Грибы – отдельное царство организмов. От бактерий, растений и животных их отличает ряд важнейших признаков: клеточная стенка грибов построена из хитина, а не из целлюлозы, как у растений. Грибы питаются готовыми органическими веществами, размножаются как спорами, так и половым путем, не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Заполните пропуски в тексте, и вы получите рассказ об основных признаках грибов.

Для выполнения этой работы можно использовать учебник.

1. Грибы раньше относили к ____________________ за их некоторое сходство. Как и растения, грибы не могут _______________________, они размножаются с помощью _________________. Однако грибы отличаются от растений. В их клетках нет ______________________, и поэтому грибы не способны к ____________________. Они питаются _____________________ органическими веществами. Среди грибов встречаются как многоклеточные, так и __________________ формы. Размножаются грибы как спорами, так и участками __________________________. Наука о грибах называется _____________________________.

2. Дайте определения следующим понятиям:

Вспомните, что дать определение – значит отметить самые существенные признаки определяемого понятия.

Паразитизм – существование одного организма за счет использования питательных веществ другого организма.

Симбиоз _____________________________
Микориза ____________________________
Сапрофиты __________________________

Сравните в таблице разные классы грибов и найдите общие признаки.

Признаки для сравнения

Группы грибов

шляпочные грибы

плесневые грибы

грибы-паразиты

Среда обитания

Лесная подстилка

Хлеб, древесина

Другие организмы – деревья, злаки

Особенности строения

 

 

 

Способ распространения

 

 

 

Размножение

 

 

 

Значение

 

 

 

Общие признаки

 

 

 

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru