Г.И. ЛЕРНЕР
Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20, 21/2007
Ботаника
Рабочая тетрадь для 6-го класса для
совместной работы учителя, ученика и родителей
Контрольная часть
А1. Какой буквой обозначены
спириллы?
|
А2. Клетки бактерий
отличаются от клеток растений и животных
отсутствием:
1) клеточной оболочки;
2) цитоплазмы;
3) ядра;
4) рибосом. |
А3. Температурный диапазон
жизни бактерий примерно равен:
1) –10... +10 °C;
2) –50... +30 °C;
3) –80... +80 °C;
4) –5... +5 °C. |
А4. Бактерии, живущие на
Земле, питаются:
1) только готовыми органическими
веществами;
2) только созданными ими органическими
веществами;
3) как готовыми, так и созданными ими
органическими веществами;
4) минеральными веществами. |
А5. Чтобы вырастить
культуру бактерий сенной палочки, настой сначала
кипятят в течение 20–30 мин.
Это делают для того, чтобы:
1) бактерии активнее размножались;
2) убить всех бактерий кроме сенной палочки;
3) сенная палочка образовала споры;
4) повысить жизнеспособность сенной палочки. |
А6. Сходство процессов
жизнедеятельности у некоторых бактерий и
цветковых растений проявляется в способности к:
1) гетеротрофному питанию;
2) автотрофному питанию;
3) спорообразованию;
4) двойному оплодотворению. |
А7. Труднее всего жить
бактериям в условиях:
1) почвы;
2) водоема;
3) высокогорья;
4) организма животных. |
А8. Труднее всего бактериям
разлагать остатки животных в:
1) водоемах Африки;
2) песках Каракумов;
3) почвах Европы;
4) джунглях Бразилии. |
А9. Бактерии, наиболее
полезные для человека:
1) стрептококки;
2) туберкулезные палочки;
3) молочнокислые;
4) пневмококки. |
А10. Антибиотики не
действуют на:
1) вирус гриппа;
2) чумную бациллу;
3) стрептококк;
4) холерный вибрион. |
А11. Некоторые бактерии
выживают при –150 °C в виде:
1) группы делящихся клеток;
2) спор (цист);
3) отдельных клеток;
4) множественных колоний. |
А12. Уничтожение всех
бактерий на Земле приведет к:
1) расцвету жизни;
2) улучшению здоровья населения;
3) угнетению и исчезновению жизни;
4) к исчезновению органических веществ. |
А13. Бактерии гниения
длительное время не будут развиваться в:
1) сгущенном молоке;
2) открытых консервах;
3) мясе в холодильнике;
4) овощах на рынке. |
А14. Спора отличается от
свободной бактерии тем, что:
1) у споры более плотная оболочка;
2) в споре несколько бактериальных клеток;
3) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;
4) пора питается автотрофно, а свободная бактерия
– гетеротрофно. |
А15. Возбудители дифтерии
являются:
1) сапрофитами;
2) паразитами;
3) симбионтами;
4) автотрофами. |
А16. Какой из приемов
стерилизации операционных наиболее эффективно
действует на бактерии:
1) мытье полов;
2) проветривание;
3) облучение ультрафиолетовыми лучами;
4) нагрев воздуха до температуры +30 °C. |
А17. В каком случае указан
симбиоз бактерий с другим организмом:
1) возбудитель холеры и человека;
2) сальмонелла и курица;
3) возбудитель сибирской язвы и овца;
4) клубеньковые бактерии и бобовые растения. |
А18. В каком случае
правильно показано место бактерий в пищевой
цепи:
1) трава – мышь – сова – почвенные
бактерии;
2) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;
3) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;
4) мышь – почвенные бактерии – сова – трава. |
А19. Исключите лишнее
понятие:
1) чума;
2) холера;
3) грипп;
4) брюшной тиф. |
А20. Заболевание, вызывающее
паралич у человека, – это:
1) корь;
2) ветрянка;
3) столбняк;
4) скарлатина. |
Часть В
В1. Выберите условия,
обеспечивающие бактериям процветание в природе:
А) сложность внутреннего строения;
Б) способность к фотосинтезу;
В) сложность обмена веществ;
Г) простота внутреннего строения;
Д) способность к быстрому размножению;
Е) питание органическими остатками. |
В2. Выберите правильные
утверждения:
А) клубеньковые бактерии обогащают
почву азотом;
Б) бактерии затрудняют усвоение растениями
минеральных веществ;
В) сапрофитные бактерии паразитируют в организме
животных;
Г) бактерии гниения питаются остатками растений
и животных. Они своеобразные санитары планеты;
Д) квашение капусты и силосование кормов
вызывается молочнокислыми бактериями;
Е) чтобы продукты не портились, им необходим
доступ воздуха. |
Часть С
С1. Каким образом можно
обезвредить бактерии холеры?
____________________________________________________________________________ .
|
С2. В чем заключаются
основные отличия бактерий от вирусов?
____________________________________________________________________________ .
|
С3. Укажите номера предложений, в
которых допущены ошибки и объясните их. 1.
Подавляющее большинство бактерий –
фотосинтезирующие организмы. 2. Они широко
распространены в природе и разлагают
органические вещества – останки и продукты
жизнедеятельности других организмов. 3. При
делении бактерий их ядро и цитоплазма делятся
пополам. 4. Две новые клетки содержат по 4
хромосомы, так же как и материнская клетка. 5.
Бактерии используются в пищевой, текс-тильной,
медицинской промышленности. |
Тема: «ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ»
Обучающая часть
Не забывайте о том, что прежде чем
начинать работу с тетрадью, необходимо
поработать с учебником и дополнительной
литературой!
Грибы – отдельное царство организмов.
От бактерий, растений и животных их отличает ряд
важнейших признаков: клеточная стенка грибов
построена из хитина, а не из целлюлозы, как у
растений. Грибы питаются готовыми органическими
веществами, размножаются как спорами, так и
половым путем, не имеют ни корней, ни стеблей, ни
листьев.
Заполните пропуски в тексте, и вы
получите рассказ об основных признаках грибов.
Для выполнения этой работы можно
использовать учебник.
1. Грибы раньше относили к ____________________ за их
некоторое сходство. Как и растения, грибы не
могут _______________________, они размножаются с помощью
_________________. Однако грибы отличаются от растений. В
их клетках нет ______________________, и поэтому грибы не
способны к ____________________. Они питаются _____________________
органическими веществами. Среди грибов
встречаются как многоклеточные, так и __________________
формы. Размножаются грибы как спорами, так и
участками __________________________. Наука о грибах
называется _____________________________.
2. Дайте определения следующим
понятиям:
Вспомните, что дать определение –
значит отметить самые существенные признаки
определяемого понятия.
Паразитизм – существование одного
организма за счет использования питательных
веществ другого организма.
Симбиоз _____________________________
Микориза ____________________________
Сапрофиты __________________________
Сравните в таблице разные классы грибов
и найдите общие признаки.
Признаки для сравнения |
Группы грибов |
шляпочные грибы |
плесневые грибы |
грибы-паразиты |
Среда обитания |
Лесная подстилка |
Хлеб, древесина |
Другие организмы – деревья, злаки |
Особенности строения |
|
|
|
Способ распространения |
|
|
|
Размножение |
|
|
|
Значение |
|
|
|
Общие признаки |
|
|
|
Продолжение следует
|