Г.И. ЛЕРНЕР
Окончание. См. № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23/2007
Ботаника
Рабочая тетрадь для 6-го класса для
совместной работы учителя, ученика и родителей
А11. Основное сходство между
бактериями, грибами и лишайниками заключается в
том, что:
1) их клетки имеют ядра;
2) они способны к фотосинтезу;
3) их клетки образуют споры;
4) все названные организмы – многоклеточные. |
А12. Основным источником
энергии для грибов и болезнетворных бактерий
служит:
1) фотосинтез;
2) углекислый газ;
3) органические вещества;
4) вода и минеральные соли. |
А13. Симбиотические
отношения существуют между:
1) грибом и водорослью;
2) возбудителем холеры и человеком;
3) грибом трутовиком и тополем;
4) спорыньей и рожью. |
А14. Основную роль в
образовании почвы и разложении органических
веществ играют:
1) паразиты растений;
2) сапрофиты;
3) симбионты;
4) паразиты животных. |
А15. Основная роль бактерий
гниения и брожения заключается в том, что они:
1) создают органические вещества,
которые затем используются растениями и
животными;
2) разлагают сложные органические вещества на
более простые;
3) паразитируют на живых организмах;
4) входят в состав лишайников. |
А16. Наиболее важным
отличием клеток бактерий от клеток грибов и
лишайников является:
1) способность к образованию спор;
2) наличие клеточной стенки;
3) отсутствие ядра;
4) отсутствие наследственного апппарата. |
А17. Сахар превращают в
спирт под действием:
1) дрожжей;
2) сыроежек;
3) мукора;
4) пеницилла. |
А18. Грибница, опутывающая
корни растений, называется:
1) плесень;
2) лишайник;
3) микоз (грибковое заболевание);
4) микориза. |
А19. Из перечисленных
деревьев в меньшей степени подвержены грибковым
заболеваниям:
1) тополь;
2) липа;
3) лиственница;
4) осина. |
А20. Съедобная часть белого
гриба называется:
1) грибницей;
2) пеньком;
3) шляпкой;
4) плодовым телом. |
А21. Из названных грибов к
пластинчатым относится:
1) подосиновик;
2) масленок;
3) лисичка;
4) подберезовик. |
А22. По характеру питания
грибы относятся к:
1) гетеротрофам;
2) автотрофам;
3) автотрофам и гетеротрофам одновременно;
4) паразитическим гетеротрофам. |
А23. Ложный опенок
отличается от съедобного тем, что:
1) ложный опенок намного крупнее;
2) у ложного опенка нет пленки на пеньке и
зеленоватые пластинки;
3) ложный опенок – трубчатый гриб;
4) у ложного опенка есть пленка на пеньке и
светло-желтые пластинки. |
А24. Съедобные грибы ценны
тем, что в них в основном содержатся:
1) жиры;
2) углеводы;
3) белки;
4) все эти вещества примерно в равных количествах. |
А25. Грибница мукора – это :
1) многоклеточное образование;
2) одна многоядерная клетка;
3) одна одноядерная клетка;
4) неклеточное образование. |
А26. Мукор скорее всего
можно встретить на (в):
1) дереве;
2) почве;
3) влажном хлебе;
4) злаках. |
А27. Пеницилл отличается от
мукора:
1) способом питания;
2) способом размножения;
3) строением;
4) всеми указанными особенностями. |
А28. Хлебопарные дрожжи
получают энергию для жизнедеятельности за счет:
1) фотосинтеза;
2) поглощения из почвы минеральных веществ;
3) разложения сахара на спирт и углекислый газ;
4) получения из почвы органических веществ. |
А29. Антибиотики готовят из:
1) пеницилла;
2) дрожжей;
3) спорыньи;
4) мукора. |
А30. Пораженный головней
колос злака заполнен:
1) грибницей;
2) плодовыми телами;
3) спорами;
4) всеми названными образованиями. |
А31. Растения не образуют
микоризы с:
1) подосиновиком;
2) подберезовиком;
3) лисичками;
4) трутовиками. |
Часть В
В1. Выберите характерные
особенности клеток грибов.
А) Клетка не содержит хлоропластов.
Б) Клеточная стенка построена из целлюлозы.
В) Питание автотрофное.
Г) Клетка содержит хлоропласты.
Д) Эукариотическая клетка.
Е) Гетеротрофное питание.
Ж) Клеточная стенка состоит из хитина.
Ответ: _____________________ |
В2. Выберите способы,
которыми могут размножаться грибы.
А) Гифами.
Б) Спорами.
В) Черенками.
Г) Семенами.
Д) Половым путем.
Е) Прививками.
Ответ: ______________________ |
Часть С
С1. Что такое дрожжи и
каково их значение?
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
. |
С2. Какие условия нужны для
прорастания плесени?
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
. |
ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ ЧАСТЯМ
Тема: «Отделы растений (водоросли,
моховидные, папоротниковидные, хвощевидные,
плауновидные)»
Часть А
А1 – 1; А2 – 2; А3 – 3; А4
– 4; А5 – 3; А6 – 3; А7 – 2; А8 – 1; А9
– 2; А10 – 3; А11 – 1; А12 – 3; А13 – 1; А14
– 4; А15 – 3; А16 – 2; А17 – 3; А18 – 2; А19
– 1; А20 – 3; А21 – 2; А22 – 2; А23 – 3; А24
– 2; А25 – 4; А26 – 2; А27 – 2; А28 – 3; А29
– 2; А30 – 3; А31 – 1; А32 – 4; А33 – 4; А34
– 2; А35 – 4; А36 – 2.
Часть В
В1 – Б, В, Г, Д, Ж. В2 – А, Г, Д,
Ж. В3 – А, Б, Д. В4: 1 – а, б, д, е; 2 – в, г. В5
– В, Б, Г, А, Д. В6 – Б, В, Д, Е, А, Г.
Часть С
С1. Водоросли способны к фотосинтезу,
а значит самостоятельно создают органические
вещества из неорганических. Такой тип питания
называется автотрофным.
С2. Зооспорами, половым путем
(слиянием гамет) и кусочками таллома (тела).
С3. Спорофит – это бесполое
поколение растений, а гаметофит – половое.
Запомнить это можно так: на гаметофите
образуются гаметы, а на спорофите спорангии со
спорами. Гаметофит вырастает из споры, а спорофит
из зиготы, образующейся после оплодотворения. В
процессе эволюции гаметофит постепенно
уменьшается в размерах, а спорофит
увеличивается. Так, у мха гаметофит – это зеленая
часть растения, а спорофит – маленькая
коробочка. У папоротника спорофит – это само
растение, а гаметофит – заросток.
С4. Хвойные растения являются
источником витамина С. Отвар хвои используют для
лечения цинги – болезни десен. В санаториях
применяют хвойные ванны. Для обеззараживания ран
используют пыльцу и смолу хвойных. Из сосновой
смолы получают скипидар и канифоль. Хвойные –
прекрасный строительный материал. Из лиственниц
делали железнодорожные шпалы, которые долго не
портились. Из кедровых орешков – семян кедровой
сосны получают масло.
Тема: «Царство Бактерии»
Часть А
А1 – Г; А2 – 3; А3 – 3; А4 – 3; А5
– 2; А6 –2; А7 – 3; А8 – 2; А9 – 3; А10
– 1; А11 – 2; А12 – 3; А13 – 1; А14 – 1; А15
– 2; А16 – 3; А17 – 4; А18 – 1; А19 – 3; А20
– 3.
Часть В
В1 – Г, Д, Е. В2 – А, Г, Д.
Часть С
С1. Надо кипятить воду, которую
собираетесь пить, особенно если это вода из
водоема. При плавании стараться не глотать воду.
Необходимо мыть руки перед едой и после
посещения туалета.
С2. Вирус – неклеточная форма,
которая проявляет свойства жизни только попадая
в другие организмы. Бактерии – клеточные
организмы, которые могут жить самостоятельно.
Вирусы состоят из белковой оболочки и
вещества, несущего наследственную информацию. У
бактерий есть клеточная стенка, некоторые
органеллы, у многих есть органы передвижения.
С3. Ошибки допущены в следующих
предложениях: 1 – основная масса бактерий не
фотосинтезирует; 3 – в клетках бактерий нет ядра;
4 – у бактерий не может быть четырех хромосом.
Тема: «Грибы и Лишайники»
Часть А
А1 – 3; А2 – 4; А3 – 4; А4
– 4; А5 – 3; А6 – 1; А7 – 4; А8 – 4; А9
– 3; А10 – 2; А11 – 3; А12 – 3; А13 – 1; А14
– 2; А15 – 2; А16 – 3; А17 – 1; А18 – 4; А19
– 3; А20 – 4; А21 – 3; А22 – 1; А23 – 2; А24
– 3; А25 – 2; А26 – 3; А27 – 3; А28 – 3; А29
– 1; А30 – 3; А31 – 4.
Часть В
В1– А, Д, Е, Ж. В2 – А, Б, Д.
Часть С
С1. Одна или несколько клеток,
размножающихся почкованием. Используют в
хлебопекарной промышленности, виноделии.
С2. Влага, тепло и питательная среда.
|