К.Е. БЕЗУХ
Оригинальные способы
активизации знаний учащихся на уроках биологии*
Упражнение «Зебра»
Если кто-то мыслит иначе, чем я,
он не только не оскорбляет меня этим,
но, напротив, обогащает меня.
Антуан де Сент-Экзюпери
Это упражнение названо «Зебра» не случайно.
Различные явления рассмотрены в нем с двух
позиций: «польза – вред», «миф – реальность»,
«аргумент – контраргумент» и т.д. Иначе говоря,
«Зебра» – это один из вариантов дискуссии.
Упражнение помогает развить критическое
мышление, увидеть неожиданные стороны знакомых
предметов и явлений.
Учащиеся разбиваются на две группы: «Белая
полоса» и «Черная полоса» и заранее готовят
списки утверждений по темам дискуссий: «Белая
полоса» составляет списки «положительных
сторон» каждого предмета обсуждения, «Черная
полоса» – списки его «отрицательных сторон».
На занятии представитель «Белой полосы»
зачитывает свое утверждение, а представитель
«Черной полосы» должен найти в своем списке
контраргумент к нему, и так до конца списка.
Для младших школьников можно использовать
облегченный вариант «Зебры». Например, при
изучении темы «Признаки живых организмов» на
первом уроке в 6-м классе можно использовать
следующую схему. В начале урока учащиеся
вспоминают материал, изученный по данной теме в
5-м классе, и читают материал учебника для 6-го
класса. Затем школьники по очереди называют
найденные признаки живого и выясняют, может ли
какой-либо из них быть единственным, дающим
полное определение. В данном случае поиск
контраргументов может оказаться для учащихся
сложным, поэтому в качестве оппонента
рекомендуется выступить учителю. Таблица,
которая заполняется при обсуждении, будет
выглядеть следующим образом.
Признаки живого (аргументы) |
Признаки неживого (контраргументы) |
Активное движение |
Многие организмы ведут неподвижный
или малоподвижный образ жизни: растения, губки и
т.д., при этом многие неживые тела способны к
движению: поезда, самолеты и т.д. |
Рост |
Рост характерен не только для живых
организмов, но и для неживых, например для
кристаллов.
Можно вырастить «клетку Траубе», используя
неорганические химические соединения, т.е.
предметы неживой природы |
Питание |
Можно сказать, что «питаются» и
неживые тела – машины, электрические приборы
(они имеют источники питания) и др. |
Дыхание |
Кислород потребляется также при
горении и окислении неорганических веществ; с
другой стороны, известны организмы, живущие в
бескислородной среде, – паразитические черви,
бактерии |
Выделение |
Многие предметы из алюминия – ковши,
кастрюли – при нагревании выделяют в воду или
молоко, которые в них находятся, частички
алюминия и со временем истончаются |
Размножение |
Действительно, воспроизводство себе
подобных – наиболее важный признак живого, но к
размножению способны и кристаллы неорганических
соединений, а с другой стороны, есть организмы, не
дающие потомства, – рабочие пчелы и т.п. |
Смерть |
Объекты неживой природы имеют
ограниченный срок существования, или «жизни»,
после чего теряют свои свойства, т.е. «умирают» |
В конце обсуждения делаются выводы.
1. Ни один из перечисленных признаков живого не
является исчерпывающим.
2. Только совокупность всех признаков дает
целостное представление о живом организме.
Сходным образом можно провести обсуждение по
многим другим темам, например: «Типы диет:
«плюсы» и «минусы» вегетарианства, раздельного
питания, сыроедения и т.д.»; «Польза и вред
лекарственных препаратов»; Отношения
«Хищник–жертва», «Паразит–хозяин»,
«Паразит–хозяин–переносчик»; «Положительные и
отрицательные стороны стресса» и т.п.
Упражнение «Сериал»
Для выполнения этого упражнения надо
подготовить 5 серий карточек (по 4 в каждой) с
загадками, оцененными в 10–40 баллов в зависимости
от степени сложности.
Учащиеся разбиваются на группы по 2–4 человека
(или на 2 команды). Представители групп выбирают
карточки из разных серий, группа дает ответ. Если
ответ верный, баллы группе начисляются, если
допущена ошибка, баллы вычитаются. Выигрывает
группа, набравшая наибольшее количество баллов.
БОТАНИКА
Серия 1. Лесная ботаника
1. Стоит Алена –
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
(Береза. 10 баллов.)
2. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель. 20 баллов.)
3. На зеленом шнурочке белые звоночки.
(Ландыш. 30 баллов.)
4. Мягок, да не пух, зелен, да не трава.
(Мох. 40 баллов.)
Серия 2. Овощи
1. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь. 10 баллов.)
2. Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
(Капуста. 20 баллов.)
3. Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались оттуда бусинки – дробинки.
(Горох. 30 баллов.)
4. Круглый бок, желтый бок,
Растет на грядке колобок.
(Репа. 40 баллов.)
Серия 3. Овощи
1. Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук. 10 баллов.)
2. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка. 20 баллов.)
3. Золотая голова
Велика и тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква. 30 баллов.)
4. Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
(Огурцы. 40 баллов.)
Серия 4. Фрукты
1. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
(Рябина. 10 баллов.)
2. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
(Земляника. 20 баллов.)
3. Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко. 30 баллов.)
4. Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид – похож на мяч.
(Арбуз. 40 баллов.)
Серия 5. Луговые травы
1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал –
И развеял этот шар.
(Одуванчик. 10 баллов.)
2. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка. 20 баллов.)
3. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек. 30 баллов.)
4. Кто прикасается –
За того и цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(Репей. 40 баллов.)
ЗООЛОГИЯ
Серия 1. Членистоногие
1. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела. 10 баллов.)
2. Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(Муравьи. 20 баллов.)
3. Он сети, как рыбак, готовит,
Но рыбы никогда не ловит.
(Паук. 30 баллов.)
4. С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку,
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка.
(Кузнечик. 40 баллов.)
Серия 2. Рыбы, земноводные, рептилии
1. Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто?
(Черепаха. 10 баллов.)
2. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка. 20 баллов.)
3. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом. 30 баллов.)
4. Колюч, да не еж.
Кто это?
(Ерш. 40 баллов.)
Серия 3. Птицы
1. Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку...Ку-ку...»?
(Кукушка. 10 баллов.)
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
По полям кочует –
Коноплю ворует.
(Воробей. 20 баллов.)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел. 30 баллов.)
4. Для малышей своих –
Птенцов-голышек –
Они в январские
Крутые времена
Щипцами клюва
Из еловых шишек
Смолистые таскают семена.
(Клесты. 40 баллов.)
Серия 4. Млекопитающие
1. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц. 10 баллов.)
2. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось. 20 баллов.)
3. Сделал дыру,
Вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.
(Крот. 30 баллов.)
4. Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
(Мышь. 40 баллов.)
Серия 5. Домашние животные
1. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка. 10 баллов.)
2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь. 20 баллов.)
3. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака. 30 баллов.)
4. У кого рога длиннее хвоста?
(Коза. 40 баллов.)
ТЕСТЫ
Тесты – один из действенных способов
активизации учебно-познавательной деятельности.
Чем разнообразнее применяемые тесты, тем выше
уровень познавательной активности школьников.
Обычно используют тесты следующих типов:
тесты-соответствия, тесты-таблицы, «Разбить на
столбцы», «Закончить фразу», альтернативные
тесты, «Подобрать пару», тесты в рисунках, тесты с
выбором ответа, «Расставить по порядку» и т.д.
Примеры разных тестовых заданий по курсу
«Человек и его здоровье» (8-й класс)
1. Найти пару
1 – Анатомия.
2 – Физиология.
3 – Гигиена.
4 – Психология.
5 – Валеология.
А) Наука, изучающая закономерности психических
процессов человека, его поведение.
Б) Наука, изучающая строение организма, его
органов и тканей.
В) Наука о здоровом образе жизни.
Г) Наука, изучающая функции организма, отдель-ных
клеток, органов, систем органов.
Д) Наука, изучающая влияние факторов окружающей
среды на организм человека и разрабатывающая
мероприятия, предупреждающие пагубное
воздействие их на здоровье.
Ответ. 1 – Б; 2 – Г; 3 – Д; 4 – А; 5 – В.
2. Альтернативный тест
Верно или нет данное утверждение?
1. Органы, утратившие свое первоначальное
значение, называются рудиментами.
2. К общим чертам строения человека и других
млекопитающих относится наличие диафрагмы.
3. Развитие «зубов мудрости» у человека может
считаться проявлением атавизма.
4. Появление млечных желез является качественным
отличием человека от животных.
5. Формирование у человека S-образного
позвоночника – приспособление к прямохождению.
Ответ. 1 – «+»; 2 – «+»; 3 – «–»; 4 – «–»; 5 – «+».
3. Разбить на логические группы
1. Вода.
2. Глюкоза.
3. Хитин.
4. ДНК.
5. Хлорид натрия.
6. Инсулин.
7. Каталаза.
8. Крахмал.
9. Углекислый газ.
10. Кислород.
11. РНК.
Ответ. Неорганические соединения – 1, 5, 9, 10.
Органические соединения: белки – 6, 7; углеводы –
2, 3, 8; нуклеиновые кислоты – 4, 11.
4. Дописать фразу
Вариант 1
1. «Энергетическими станциями» клетки являются
… .
2. Синтез клеточных белков происходит на … .
3. Деление клетки обеспечивает … .
4. Носители наследственной информации – … –
сосредоточены в … .
Вариант 2
1. Избирательное поступление веществ в клетку и
из нее возможно благодаря … .
2. Хранение и транспорт синтезируемых клеткой
веществ осуществляется с помощью … .
3. В клетках часто содержатся мелкие пузырьки –
…, в которых распадаются сложные органи-ческие
вещества.
4. Составные части растительной клетки,
ответ-ственные за осуществление процесса
фотосинтеза, называются … .
5. Внутренней средой клетки является … .
Ответ. Вариант 1: 1 – митохондрии; 2 –
рибосомах; 3 – клеточный центр; 4 – хромосомы,
ядре. Вариант 2: 1 – мембране; 2 – ЭПС; 3 – лизосомы;
4 – хлоропластами; 5 – цитоплазма.
Продолжение следует
*Первая часть материала
– см. «Биология» № 18, 21, 23, 24/2005.
|