К.Е. БЕЗУХ
Окончание. См. № 1/2008
Оригинальные способы
активизации знаний учащихся на уроках биологии
5. Тест-таблица. Распределить
информацию по столбцам
Фаза |
Интерфаза |
Профаза |
Метафаза |
Анафаза |
Телофаза |
Процессы |
|
|
|
|
|
Число молекул ДНК в клетке |
|
|
|
|
|
Процессы
1. Хромосомы расходятся к полюсам
клетки.
2. Растворяется ядерная оболочка, хроматин
спирализуется.
3. Осуществляется синтез белков, накапливается
энергия, удваиваются хромосомы.
4. Восстанавливается ядерная оболочка,
цитоплазма делится.
5. Хромосомы выстраиваются по экватору клетки.
6. Образуются две дочерние клетки.
7. Формируется веретено деления.
Число молекул ДНК:
1. 2n
2. 4n
Ответ.
Фаза |
Интерфаза |
Профаза |
Метафаза |
Анафаза |
Телофаза |
Процессы |
3, 7 |
2 |
5 |
1 |
4, 6 |
Число молекул ДНК в клетке |
1 ––> 2
(2n ––> 4n) |
2
(4n) |
2
(4n) |
2
(4n) |
2
(в каждой клетке 2n) |
6. Найти соответствие
Системы органов:
А. Пищеварительная.
Б. Кровеносная.
В. Эндокринная.
Г. Нервная.
Д. Опорно-двигательная.
Е. Выделительная.
Ж. Дыхательная. |
Органы:
1. Почки.
2. Носоглотка.
3. Язык.
4. Щитовидная железа.
5. Легкие.
6. Желудок.
7. Мочевой пузырь.
8. Головной мозг.
9. Тимус.
10. Суставы.
11. Сердце.
12. Позвоночник.
13. Капилляры.
14. Рецепторы. |
Ответ: А – 3, 6; Б – 11, 13; В – 4, 9; Г – 8,
14; Д – 10, 12; Е – 1, 7; Ж – 2, 5.
Настольные игры
Настольные игры – это биологическое
лото, карты, кубики, мозаика, лабиринты, домино и
другой дидактический материал развивающего
характера.
1. Биологические карты
Изготавливается набор карточек,
похожий на колоду обычных игральных карт. Каждая
карта разделена на две половины: в верхней под
знаком «?» написан вопрос, в нижней под знаком «!»
– ответ.
Каждой паре учащихся дается некоторое
количество карточек, достаточное для
выставления оценки. Один из пары задает вопрос со
своей карточки соседу, получает ответ и делает
пометки в табеле: правильно – «+», неверно – «–».
По количеству «+» выставляются оценки. Затем роли
меняются (используется второй набор карточек).
Благодаря написанным на карточках
ответам осуществляется и самопроверка
опрашивающего школьника, задающего вопрос.
Например, при обобщении темы «Черви» в
7-м классе можно использовать такие
биологические карты.
2. Биологическое лото
В основу положена та же система, что и в
цифровом лото. Игровое действие опирается на
знания, умения и навыки, приобретенные на
предыдущих занятиях.
Например, при изучении темы
«Эндокринная система» можно использовать
следующий игровой набор.
Фишки раскладываются на игровом поле в
соответствии с их значением, причем за
определенное время. Затем учитель дает сигнал о
прекращении игры и зачитывает код – цвет фишек
каждой ячейки игрового поля. При абсолютном
совпадении выставляется оценка «5». Если
обнаружены ошибки, необходимо их разобрать.
Ответ. А – 1, 7, 9, 3; Б – 2, 5, 6, 8; В – 4,
10.
В младших классах наиболее интересно
лото «Зоопарк».
Необходимо правильно распределить
фишки по полям.
Ответ. А – 1, 3, 5, 8; Б – 16; В – 14; Г – 12; Д – 2, 11;
Е – 10; Ж – 6; З – 9; И – 4; К – 15; Л – 13; М – 7.
3. Незавершенная клетка
Карточка («незавершенная клетка») разделена на
ячейки и имеет прорези, в которые нужно вставить
прилагаемые полоски с определенной
последовательностью номеров. Если задание
выполнено верно, клетка считается достроенной.
Показатели
1. Радиоактивное загрязнение почвы,
воды, атмосферы.
2. Поедание крестоцветной блошкой листьев
капусты.
3. Солнечный свет, влажность, температура воздуха.
4. Заражение человека вирусом гриппа.
5. Газовый состав атмосферы.
6. Минеральный состав и содержание гумуса в почве.
7. Симбиоз бобовых растений и клубеньковых
бактерий.
8. Эрозия почв в результате загрязнения
химическими элементами.
9. Ультрафиолетовое излучение.
10. Рельеф местности.
11. Загрязнение водоемов промышленными и бытовыми
стоками.
12. Взаимоотношения рыбы-прилипало и акулы.
Полоски
Ответ. «3-5-6-9-10» – абиотические
факторы, «2-4-7-12» – биотические факторы, «1-8-11» –
антропогенные факторы.
4. «Биологическая мозаика»
Опорный конспект по какой-либо теме разрезан на
фрагменты. За определенное время нужно сложить
эти фрагменты таким образом, чтобы
восстановилась единая картинка. В качестве
конспекта может выступать рисунок, схема, текст
или таблица.
В 6–7-х классах из отдельных частей
можно собирать клетки бактерий, растений, грибов,
простейших животных (амебы, инфузории). В таком
случае игра превращается в «Аппликацию».
Настольные игры разнообразят уроки. Ребята
обучаются с удовольствием, получают новые знания
и закрепляют уже имеющиеся. Особенно полезно
использование таких заданий в работе с
эмоционально пассивными, замкнутыми детьми.
|