Я ИДУ НА УРОК

Т.Ю. ОХОТНИКОВА,
учитель биологии МСОШ № 22,
г. Березники, Пермская обл.

Путешествие в загадочный мир

Ролевая игра, 8-й класс

Динозавры вызывают у учащихся живой интерес, т.к. каждый из них что-то слышал или знает об этой группе живых организмов. Предлагаемый урок, входящий в тему «Класс Пресмыкающиеся» и перекликающийся с темой «Происхождение пресмыкающихся», проводится в форме ролевой игры с элементами конференции. За неделю до проведения мероприятия определяются роли участников, подбирается необходимый материал и готовятся сообщения. Помимо этого, подбираются иллюстрации и литература для оформления книжной выставки. Поскольку урок очень насыщен, время проведения отдельных этапов должно быть очень четко продумано и распределено, а материал тщательно отобран. Желательно заранее прослушать сообщения учащихся, просмотреть иллюстрации. Предлагаемый вариант урока я провожу на протяжении пяти лет, и он откорректирован по времени до минуты.

Разумеется, каждый учитель может изменить предлагаемый материал и представить свое видение данного вопроса. Кроме проведения урока по теме «Пресмыкающиеся», материал, представленный в данной разработке, может быть использован и для занимательного внеклассного мероприятия в рамках недели биологии, а также для проведения урока по природоведению в 5-м классе по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

Оборудование: видеофильм «Парк Юрского периода»; диафильм «Развитие животного мира»; рисунки (рамфоринх, птеранодон, ихтиозавр, брахиозавр, зауролоф, тираннозавр, трицератопс, парейазавр, стегоцефал, гаттерия); таблички с терминами, видами динозавров, названиями профессий; кроссворд; выставка книг.

Доисторические чудовища поражают наше
воображение: пробуждают в нас любопытство и желание узнать неизвестное.

Игорь Акимушкин

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие в загадочный мир, где царили диковинные животные, познакомимся с особенностями их строения и питания, многообразием и причинами вымирания.

Помогать нам в этом путешествии будут ребята, которые заранее поработали с материалом и выступают в качестве консультантов по различным разделам наук.

Время, когда на Земле жили представители животного мира, о которых пойдет речь, отличалось теплым и ровным климатом, благоприятным для их жизни. (Демонстрация фрагмента видеофильма «Парк Юрского периода».)

Тема нашего урока: «Путешествие в загадочный мир».

III. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня на дворе XXI век. Годом Дракона, имеющим прямое отношение к нашему уроку, был 2001 г. Ужасные драконы были персонажами сказок и легенд многих народов. Они нагоняли на людей страх и ужас. Они извергали пламя, дым из пасти и ноздрей, а рев их был настолько громким, что от него дрожала земля. В древнегреческом мифе девятиглавая Гидра пожирала прекрасных молодых девушек до тех пор, пока ее не убил Геракл. Химеру – чудище с огнедышащей пастью – сразил молодой воин Беллерофон с помощью своего крылатого скакуна Пегаса. Золотое руно охранялось стоглазым чудовищем… Ну, а в русских сказках часто присутствовал Змей Горыныч.
Но Дракон был не только воплощением зла, он иногда символизировал силы, защищающие человека. В старые времена воины рисовали драконов на своих щитах, чтобы вселять страх в сердца врагов. Образы драконов – результат фантазии и воображения человека, но они возникли не на пустом месте. (Демонстрация книги «Драконы», серия «Зачарованный мир». – М.: ТЕРРА, 1996 г.) Издавна взглядам людей открывались гигантские кости неизвестных животных. Об истории знакомства с ними людей расскажет консультант-историк.

Консультант-историк. Из Указа Петра I от 13 ноября 1718 г.: «...Ежели кто найдет в земле или воде старыя вещи, а именно: каменья необыкновенныя, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или такия, да зело велики или малы перед обыкновенными, також бы приносили, за что давана будет довольная дача».
Ученые-палеонтологи проводят поиски и раскопки вымерших животных. Эти находки помогают восстановить историю развития животного мира. Чаще всего удается найти окаменевшие фрагменты скелетов.
На территории Монголии палеонтологи нашли скелеты двух динозавров, травоядного и хищного, сцепившихся в смертельной схватке. Хищник, вероятно, был неопытным или больным и слишком глубоко вонзил свои когти в жертву. Жертва, видимо, пыталась скрыться в родной для нее водной стихии. Здесь они и погибли оба, их тела затянули ил и песок... на 80 млн лет.

Учитель. В 1841 г. английский палеонтолог Ричард Оуэн собрал и обобщил все известные к тому времени сведения об ископаемых рептилиях. Он назвал их «динозаврами», что в переводе означает «ужасный ящер». Об истории научного описания динозавров расскажет консультант-палеонтолог.

Консультант-палеонтолог. В 1801 г. французский натуралист, «отец палеонтологии» Ж.Кювье впервые описал летающего ящера по ископаемым остаткам и назвал его птеродактилем.
Крупный вымерший ящер был впервые описан учеными в 1824 г. Его остатки 9-метровой длины были найдены в начале 1818 г. около города Вудстока в Великобритании.
В конце XIX – начале XX в. русский палеонтолог В.П. Амалицкий при раскопоках в районе Северной Двины на территории Пермской губернии обнаружил множество ископаемых пресмыкающихся. В честь этого открытия целый период в истории Земли назван пермским. Среди характерных представителей северодвинской фауны стоит назвать иностранцевию – крупного (больше 3 м) хищного саблезубого звероящера и парейазавров – примитивных растительноядных пресмыкающихся размерами от 1,5 до 4 м с коротким толстым туловищем и хвостом.
В 1975 г. американский палеонтолог Д.Лоусон при раскопках в национальном парке «Биг-Бенд» (США, шт. Техас) обнаружил скелет самого крупного летающего ящера – птеранодона (кетцалькоатля), размах крыльев которого составил 16 м.
Иногда ученые находят не только скелеты, но и яйца динозавров и даже окаменевшие отпечатки их следов. Размеры вымерших пресмыкающихся были достаточно крупными, поэтому и яйца их были большими. Количество питательных веществ, накапливаемых в яйцеклетке, зависит от условий, в которых происходит развитие зародыша. Если зародыш развивается вне организма матери, но появляется на свет более или менее сформировашимся существом, то желток может составлять более 95% объема яйцеклетки.
Одна из первых находок следов динозавров была сделана в 1800 г. в Северной Америке. В 1933 г. в Грузии была обнаружена уникальная пещеpa со следами динозавров диаметром 48 см.

Учитель. Размеры и форма тела динозавров были чрезвычайно разнообразны, также различны были и места их обитания. Об особенностях строения и питания этих животных дает справку консультант-биолог (по статье Курзанова С.М. Быстроногие гиганты? // Уральский следопыт, 1979, № 4).

Консультант-биолог. По костям ученые судят о строении тела животных, по форме и размерам зубов определяют, чем они питались. Длинные острые зубы говорят о том, что их обладатели были хищниками и добывали себе мясную пищу, а те, у кого зубы были плоские, предпочитали растения.
Масса у динозавров была разная: от нескольких килограммов до 40–50 т. Многие из них передвигались только на двух задних конечностях, другие на всех четырех. Голова у растительноядных динозавров была сравнительно мала,у хищных – крупнее, но полость черепной коробки у всех – совсем крошечная. Зато спинно-мозговой канал в области крестца был очень широк, что указывает на местное расширение спинного мозга.

Учитель. Удивителен мир динозавров. О некоторых из них мы сейчас с вами узнаем, просмотрев диафильм «Развитие животного мира». О динозаврах приготовили сообщения консультанты-палеонтологи. По ходу просмотра диафильма и прослушивания сообщений вам следует заносить сведения в таблицу:

Представитель

Время жизни

Питание

Особенности строения

1.

2.

3.

...

 

 

 

Выступления консультантов-палеонтологов

Рамфоринх. Жили эти динозавры в конце мелового периода, в одно время с птеродактилями. Это были летающие ящеры, похожие на демонов со старинных гравюр – зубастая пасть, перепончатые крылья. Их передние конечности представляли собой настоящие крылья. У них было три маленьких пальца, а четвертый представлял собой удлинение крыла, и конец крыла соединялся с туловищем перепонкой. Длинный хвост оканчивался ромбовидным лоскутом, выполнявшим функцию руля. Рамфоринхи могли отдыхать, цепляясь когтями за ветки деревьев, словно летучие мыши. У некоторых форм были зубы, а другие были беззубыми. Зубастый ящер рамфоринх питался в основном рыбой, но не прочь был проглотить и зазевавшуюся стрекозу. Жили по прибрежным скалам, здесь откладывали и яйца. Подобно птицам, эти ящеры были теплокровными.

Брахиозавр. Эти динозавры середины мелового периода жили группами до 20 особей. Брахиозавры были самыми тяжелыми и самыми высокими из динозавров того времени. Вес их мог достигать 80 т, т.е. больше, чем вес 20 слонов. В высоту брахиозавр достигал 12 м, что соответствует высоте 4-этажного дома. Длина тела составляла 25 м. У этого ящера была очень длинная шея, благодаря чему он мог дотягиваться до листьев на верхушках деревьев. В сутки он съедал до 1 т листьев. Его название переводится как «плечистый ящер». Имел мощный хвост, с помощью которого мог отразить нападение. Этот хвост уравновешивал вес шеи. Питался древовидными папоротниками и хвойными деревьями. Движения были медленными, скорость – до 8 км/ч.

Тираннозавр. Жил в середине мезозойской эры. Был самым крупным наземным хищником, которого когда-либо знал мир. Обитал на территории со-временных США и Канады. Его размеры: высота –
5 м, длина – около 10 м, вес – 10 т. Метровой длины челюсти тираннозавра были вооружены сотнями больших и острых зубов. Ими тираннозавр легко бы вспорол живот слону, а носорога мог бы унести в своей пасти. Бегал тираннозавр на двух задних конечностях. Его чудовищные ноги отмеряли шаги в
4 м длиной. Это значит, что он без особого труда мог перепрыгнуть через слона средних размеров! Длина следа тираннозавра – 76 см, а ширина – почти 80 см. Появление тираннозавра наводило ужас на древних обитателей планеты.

Стегозавр

Стегозавр

Стегозавр. Жил в юрском периоде. Маленькая плоская голова. Неуклюжее четвероногое тело с громадным животом. Спина украшена двумя рядами костных пластин, похожих на богатырские щиты древнерусских воинов. На конце длинного хвоста четыре острых шипа. Весил этот ящер 4 т. Его головной мозг был не больше кошачьего.

Учитель. Многообразен мир динозавров – ужасных ящеров, но и его можно систематизировать. Систематика – это наука, занимающаяся классификацией организмов по группам (слово записать в словарь). Кто и кому дал начало? (Приложение 1).
Если вы наблюдательны, то, очевидно, обратили внимание, что большинство динозавров вымерли в меловом периоде мезозойской эры. Этот период ученые-палеонтологи назвали периодом вымирания.
Итак, почему же они вымерли? Слово предоставляется консультантам-палеонтологам. (Консультанты-палеонтологи излагают гипотезы о причинах вымирания динозавров – Приложение 2.)
Грустно, что такая большая группа животных вымерла… А может быть, вымерли не все? Летом 1933 г., стоя на берегу шотландского озера Лох-Несс, инженер А.Пальмер увидел поднимающееся из воды чудовище. За короткий промежуток времени его видели 118 раз и назвали Несси. По свидетельствам очевидцев длина Несси более 12 м, кожа черного цвета, вся в складках и покрыта крупной чешуей, шея длинная. На озеро зачастили экспедиции, но увы, ящера так и не обнаружили. Бытует мнение, что это существо, испугавшись людей, скрылось в прибрежных лесах.
Но… «Существование морских чудовищ будет до тех пор под сомнением, пока мы не заполучим хоть один экземпляр живым или мертвым» (Поль X. Леблонд).

IV. Закрепление

Учитель. Мы с вами сегодня говорили о многих вымерших представителях загадочного мира. Я вам предлагаю разгадать кроссворд. Если вы правильно впишите в клетки названия семи динозавров, то в выделенном вертикальном ряду получится название эры, когда на Земле господствовали эти животные.

(Ответ. 1 – раМфоринх; 2 – птЕранодон; 3 – ихтиоЗавр; 4 – брахиОзавр; 5 – тиранноЗавр; 6 – трицератОпс; 7 – пареЙазавр. В выделенной графе – «Мезозой».)

V. Заключение

Как видите, тайн довольно много, и кто знает, может быть, пройдет время, и кто-нибудь из вас станет знаменитым палеонтологом, открывшим еще одну страницу в книге о динозаврах.

Подведение итогов, оценки за урок.

Литература

Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные. – М.: Мысль, 1995.

Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – М.: Аванта+, 1997.

Карр А. Рептилии. – М.: Мир, 1975.

Курзанов С.М. Быстроногие гиганты? // Уральский следопыт, 1979, № 4.

Никишов А.И. Животные. 7–8-й класс. – М.: Просвещение, 1994.

Пахневич А.В., Чегодаев А.Е. Все о ... Детская энциклопедия: Все о динозаврах. – М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»»; OOO «Издательство Астрель», 2000.

Резанов А.Г. Зоология в таблицах, рисунках и схемах. 7–8-й класс. – М.: Издат-школа-2000, 1999.

Рохлов В.С. Занимательная зоология. – М.: АСТ-Пресс, 1999.

Татаринов Л.П. Как исчезли динозавры? // Природа, 1980, № 4.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые. – М.: Просвещение, 1985.

Приложение 1

Приложение 2

Причины вымирания динозавров (по Э.Тенниусу)

  • Изменение климата (с перемещением полюсов и без оного), отсюда – гибель основных растений, которыми питались травоядные ящеры.

  • Горообразование (в конце мелового периода) привело к высыханию болот, рек и лагун.

  • Дегенерация в процессе эволюции.

  • Глобальные эпидемии (гибель от болезней и паразитов).

  • Истребление хищными рептилиями травоядных с последовавшим затем вымиранием хищных.

  • Появление млекопитающих, поедающих яйца ящеров.

  • Патологическое образование слишком толстой скорлупы, которую развивавшиеся в яйцах детеныши динозавров не могли прорвать.

  • Изменение атмосферного давления в результате накопления в ней вулканических газов или по другим причинам.

  • Взрыв сверхновой звезды, близкой к Солнечной системе, повлекший повышение космического излучения, а отсюда – резкое увеличение смертельных мутаций.

  • Сильное повышение космического излучения высоких энергий в результате нарушения магнитного поля Земли.

  • Расцвет покрытосеменных. Таннины и алкалоиды (стрихнин), содержащиеся в растениях, сильно влияют на психику, вызывают вредные изменения в наследственности и циклах размножения. (40–50 г алкалоидов – смертельная доза для динозавра, а такое их количество было их ежедневном рационе в 200 кг).

  • Генетическая гипотеза: мало врагов, а близкородственное скрещивание привело к появлению большого количества вредных, летальных, мутаций и увеличению вредных генов. В результате рождались нежизнеспособные потомки.

  • Метеоритная гипотеза: на Землю упал огромный метеорит, поднявший в атмосферу огромное количество пыли, на несколько лет закрывшей Землю от солнечных лучей, что привело к резкому похоладанию.

Приложение 3

Возникновение пресмыкающихся (дополнительный материал)

Череп стегоцефала состоял из костных пластинок, что было характерным признаком древних кистеперых рыб, и имел непарное отверстие на темени. Этот же признак характерен и для всех древнейших рептилий, а также обнаруживается и у некоторых современных пресмыкающихся (ящериц). Через это теменное отверстие проходит теменной стебелек, который начинается от крыши мозга и заканчивается под самой кожей в виде маленького непарного теменного глаза. Это подчеркивает связь современных пресмыкающихся с древнейшими земноводными – стегоцефалами, процветавшими в каменноугольном периоде.
С наступлением пермского периода изменился климат: исчезли заболоченные участки с пышной древовидной растительностью, на Земле распространились обширные территории полупустынного характера. Ороговевшие кожные покровы предохраняли тело рептилий от излишней потери влаги: увеличилась внутренняя поверхность легких, размножаться могли только те, у которых оплодотворение было внутренним, откладываемые яйца были защищены плотными оболочками и содержали большое количество желтка, а на свет появлялись сформировавшиеся детеныши.

Приложение 4

Драконы

В Австрии, в г. Клагенфурте, на базарной площади стоит внушительный монумент, воздвигнутый около 1500 г. Изображает он дракона, извергающего из пасти пламя (водяной фонтан), и сражающегося с ним великана с дубинкой. Моделью для головы дракона послужил скульптору череп, найденный в конце XV в. около города. Тогда решили, что голова размером с бочонок может принадлежать только дракону, побежденному в стародавние времена местным Георгием Победоносцем. В честь этой находки и был установлен монумент.
В XVII в. иезуит А.Кирхер в своих «Научно-естественных сочинениях» представил дело так: Земля, по его учению, как швейцарский сыр, испещрена дырами. Там, в глубине этих дыр, в подземных пещерах и гротах, размещается «кунст-камера» всевозможных монстров – героев церковных легенд. В подземном мире обитает много чудовищ, но большинство из них – драконы. Драконы, с которыми приходилось сражаться христианским святым, – заблудившиеся бродяги, случайно вышедшие из дыры на свет божий и не нашедшие дороги обратно.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru