Т.Ю. ОХОТНИКОВА,
учитель биологии МСОШ № 22,
г. Березники, Пермская обл.
Путешествие в загадочный мир
Ролевая игра, 8-й класс
Динозавры вызывают у учащихся живой интерес,
т.к. каждый из них что-то слышал или знает об этой
группе живых организмов. Предлагаемый урок,
входящий в тему «Класс Пресмыкающиеся» и
перекликающийся с темой «Происхождение
пресмыкающихся», проводится в форме ролевой игры
с элементами конференции. За неделю до
проведения мероприятия определяются роли
участников, подбирается необходимый материал и
готовятся сообщения. Помимо этого, подбираются
иллюстрации и литература для оформления книжной
выставки. Поскольку урок очень насыщен, время
проведения отдельных этапов должно быть очень
четко продумано и распределено, а материал
тщательно отобран. Желательно заранее
прослушать сообщения учащихся, просмотреть
иллюстрации. Предлагаемый вариант урока я
провожу на протяжении пяти лет, и он
откорректирован по времени до минуты.
Разумеется, каждый учитель может изменить
предлагаемый материал и представить свое
видение данного вопроса. Кроме проведения урока
по теме «Пресмыкающиеся», материал,
представленный в данной разработке, может быть
использован и для занимательного внеклассного
мероприятия в рамках недели биологии, а также для
проведения урока по природоведению в 5-м классе
по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.
Оборудование: видеофильм «Парк Юрского
периода»; диафильм «Развитие животного мира»;
рисунки (рамфоринх, птеранодон, ихтиозавр,
брахиозавр, зауролоф, тираннозавр, трицератопс,
парейазавр, стегоцефал, гаттерия); таблички с
терминами, видами динозавров, названиями
профессий; кроссворд; выставка книг.
Доисторические чудовища поражают
наше
воображение: пробуждают в нас любопытство и
желание узнать неизвестное.
Игорь Акимушкин
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка целей урока
Сегодня мы с вами совершим путешествие в
загадочный мир, где царили диковинные животные,
познакомимся с особенностями их строения и
питания, многообразием и причинами вымирания.
Помогать нам в этом путешествии будут ребята,
которые заранее поработали с материалом и
выступают в качестве консультантов по различным
разделам наук.
Время, когда на Земле жили представители
животного мира, о которых пойдет речь, отличалось
теплым и ровным климатом, благоприятным для их
жизни. (Демонстрация фрагмента видеофильма «Парк
Юрского периода».)
Тема нашего урока: «Путешествие в загадочный
мир».
III. Изучение нового материала
Учитель. Сегодня на дворе XXI век. Годом
Дракона, имеющим прямое отношение к нашему уроку,
был 2001 г. Ужасные драконы были персонажами сказок
и легенд многих народов. Они нагоняли на людей
страх и ужас. Они извергали пламя, дым из пасти и
ноздрей, а рев их был настолько громким, что от
него дрожала земля. В древнегреческом мифе
девятиглавая Гидра пожирала прекрасных молодых
девушек до тех пор, пока ее не убил Геракл. Химеру
– чудище с огнедышащей пастью – сразил молодой
воин Беллерофон с помощью своего крылатого
скакуна Пегаса. Золотое руно охранялось
стоглазым чудовищем… Ну, а в русских сказках
часто присутствовал Змей Горыныч.
Но Дракон был не только воплощением зла, он
иногда символизировал силы, защищающие человека.
В старые времена воины рисовали драконов на
своих щитах, чтобы вселять страх в сердца врагов.
Образы драконов – результат фантазии и
воображения человека, но они возникли не на
пустом месте. (Демонстрация книги «Драконы»,
серия «Зачарованный мир». – М.: ТЕРРА, 1996 г.)
Издавна взглядам людей открывались гигантские
кости неизвестных животных. Об истории
знакомства с ними людей расскажет
консультант-историк.
Консультант-историк. Из Указа Петра I от 13
ноября 1718 г.: «...Ежели кто найдет в земле или воде
старыя вещи, а именно: каменья необыкновенныя,
кости человеческия или скотския, рыбьи или
птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или такия,
да зело велики или малы перед обыкновенными,
також бы приносили, за что давана будет довольная
дача».
Ученые-палеонтологи проводят поиски и раскопки
вымерших животных. Эти находки помогают
восстановить историю развития животного мира.
Чаще всего удается найти окаменевшие фрагменты
скелетов.
На территории Монголии палеонтологи нашли
скелеты двух динозавров, травоядного и хищного,
сцепившихся в смертельной схватке. Хищник,
вероятно, был неопытным или больным и слишком
глубоко вонзил свои когти в жертву. Жертва,
видимо, пыталась скрыться в родной для нее водной
стихии. Здесь они и погибли оба, их тела затянули
ил и песок... на 80 млн лет.
Учитель. В 1841 г. английский палеонтолог
Ричард Оуэн собрал и обобщил все известные к тому
времени сведения об ископаемых рептилиях. Он
назвал их «динозаврами», что в переводе означает
«ужасный ящер». Об истории научного описания
динозавров расскажет консультант-палеонтолог.
Консультант-палеонтолог. В 1801 г.
французский натуралист, «отец палеонтологии»
Ж.Кювье впервые описал летающего ящера по
ископаемым остаткам и назвал его птеродактилем.
Крупный вымерший ящер был впервые описан учеными
в 1824 г. Его остатки 9-метровой длины были найдены в
начале 1818 г. около города Вудстока в
Великобритании.
В конце XIX – начале XX в. русский палеонтолог В.П.
Амалицкий при раскопоках в районе Северной Двины
на территории Пермской губернии обнаружил
множество ископаемых пресмыкающихся. В честь
этого открытия целый период в истории Земли
назван пермским. Среди характерных
представителей северодвинской фауны стоит
назвать иностранцевию – крупного (больше 3 м)
хищного саблезубого звероящера и парейазавров –
примитивных растительноядных пресмыкающихся
размерами от 1,5 до 4 м с коротким толстым
туловищем и хвостом.
В 1975 г. американский палеонтолог Д.Лоусон при
раскопках в национальном парке «Биг-Бенд» (США,
шт. Техас) обнаружил скелет самого крупного
летающего ящера – птеранодона (кетцалькоатля),
размах крыльев которого составил 16 м.
Иногда ученые находят не только скелеты, но и
яйца динозавров и даже окаменевшие отпечатки их
следов. Размеры вымерших пресмыкающихся были
достаточно крупными, поэтому и яйца их были
большими. Количество питательных веществ,
накапливаемых в яйцеклетке, зависит от условий, в
которых происходит развитие зародыша. Если
зародыш развивается вне организма матери, но
появляется на свет более или менее
сформировашимся существом, то желток может
составлять более 95% объема яйцеклетки.
Одна из первых находок следов динозавров была
сделана в 1800 г. в Северной Америке. В 1933 г. в Грузии
была обнаружена уникальная пещеpa со следами
динозавров диаметром 48 см.
Учитель. Размеры и форма тела динозавров
были чрезвычайно разнообразны, также различны
были и места их обитания. Об особенностях
строения и питания этих животных дает справку
консультант-биолог (по статье Курзанова С.М.
Быстроногие гиганты? // Уральский следопыт, 1979, №
4).
Консультант-биолог. По костям ученые судят
о строении тела животных, по форме и размерам
зубов определяют, чем они питались. Длинные
острые зубы говорят о том, что их обладатели были
хищниками и добывали себе мясную пищу, а те, у
кого зубы были плоские, предпочитали растения.
Масса у динозавров была разная: от нескольких
килограммов до 40–50 т. Многие из них
передвигались только на двух задних конечностях,
другие на всех четырех. Голова у
растительноядных динозавров была сравнительно
мала,у хищных – крупнее, но полость черепной
коробки у всех – совсем крошечная. Зато
спинно-мозговой канал в области крестца был
очень широк, что указывает на местное расширение
спинного мозга.
Учитель. Удивителен мир динозавров. О
некоторых из них мы сейчас с вами узнаем,
просмотрев диафильм «Развитие животного мира». О
динозаврах приготовили сообщения
консультанты-палеонтологи. По ходу просмотра
диафильма и прослушивания сообщений вам следует
заносить сведения в таблицу:
Представитель |
Время жизни |
Питание |
Особенности строения |
1. 2.
3.
... |
|
|
|
Выступления
консультантов-палеонтологов
Рамфоринх. Жили эти динозавры в конце
мелового периода, в одно время с птеродактилями.
Это были летающие ящеры, похожие на демонов со
старинных гравюр – зубастая пасть, перепончатые
крылья. Их передние конечности представляли
собой настоящие крылья. У них было три маленьких
пальца, а четвертый представлял собой удлинение
крыла, и конец крыла соединялся с туловищем
перепонкой. Длинный хвост оканчивался
ромбовидным лоскутом, выполнявшим функцию руля.
Рамфоринхи могли отдыхать, цепляясь когтями за
ветки деревьев, словно летучие мыши. У некоторых
форм были зубы, а другие были беззубыми. Зубастый
ящер рамфоринх питался в основном рыбой, но не
прочь был проглотить и зазевавшуюся стрекозу.
Жили по прибрежным скалам, здесь откладывали и
яйца. Подобно птицам, эти ящеры были
теплокровными.
Брахиозавр. Эти динозавры середины
мелового периода жили группами до 20 особей.
Брахиозавры были самыми тяжелыми и самыми
высокими из динозавров того времени. Вес их мог
достигать 80 т, т.е. больше, чем вес 20 слонов. В
высоту брахиозавр достигал 12 м, что
соответствует высоте 4-этажного дома. Длина тела
составляла 25 м. У этого ящера была очень длинная
шея, благодаря чему он мог дотягиваться до
листьев на верхушках деревьев. В сутки он съедал
до 1 т листьев. Его название переводится как
«плечистый ящер». Имел мощный хвост, с помощью
которого мог отразить нападение. Этот хвост
уравновешивал вес шеи. Питался древовидными
папоротниками и хвойными деревьями. Движения
были медленными, скорость – до 8 км/ч.
Тираннозавр. Жил в середине мезозойской
эры. Был самым крупным наземным хищником,
которого когда-либо знал мир. Обитал на
территории со-временных США и Канады. Его
размеры: высота –
5 м, длина – около 10 м, вес – 10 т. Метровой длины
челюсти тираннозавра были вооружены сотнями
больших и острых зубов. Ими тираннозавр легко бы
вспорол живот слону, а носорога мог бы унести в
своей пасти. Бегал тираннозавр на двух задних
конечностях. Его чудовищные ноги отмеряли шаги в
4 м длиной. Это значит, что он без особого труда
мог перепрыгнуть через слона средних размеров!
Длина следа тираннозавра – 76 см, а ширина – почти
80 см. Появление тираннозавра наводило ужас на
древних обитателей планеты.
Стегозавр
Стегозавр. Жил в юрском периоде.
Маленькая плоская голова. Неуклюжее
четвероногое тело с громадным животом. Спина
украшена двумя рядами костных пластин, похожих
на богатырские щиты древнерусских воинов. На
конце длинного хвоста четыре острых шипа. Весил
этот ящер 4 т. Его головной мозг был не больше
кошачьего.
Учитель. Многообразен мир динозавров –
ужасных ящеров, но и его можно систематизировать.
Систематика – это наука, занимающаяся
классификацией организмов по группам (слово
записать в словарь). Кто и кому дал начало?
(Приложение 1).
Если вы наблюдательны, то, очевидно, обратили
внимание, что большинство динозавров вымерли в
меловом периоде мезозойской эры. Этот период
ученые-палеонтологи назвали периодом вымирания.
Итак, почему же они вымерли? Слово
предоставляется консультантам-палеонтологам.
(Консультанты-палеонтологи излагают гипотезы о
причинах вымирания динозавров – Приложение 2.)
Грустно, что такая большая группа животных
вымерла… А может быть, вымерли не все? Летом 1933 г.,
стоя на берегу шотландского озера Лох-Несс,
инженер А.Пальмер увидел поднимающееся из воды
чудовище. За короткий промежуток времени его
видели 118 раз и назвали Несси. По свидетельствам
очевидцев длина Несси более 12 м, кожа черного
цвета, вся в складках и покрыта крупной чешуей,
шея длинная. На озеро зачастили экспедиции, но
увы, ящера так и не обнаружили. Бытует мнение, что
это существо, испугавшись людей, скрылось в
прибрежных лесах.
Но… «Существование морских чудовищ будет до тех
пор под сомнением, пока мы не заполучим хоть один
экземпляр живым или мертвым» (Поль X. Леблонд).
IV. Закрепление
Учитель. Мы с вами сегодня говорили о многих
вымерших представителях загадочного мира. Я вам
предлагаю разгадать кроссворд. Если вы правильно
впишите в клетки названия семи динозавров, то в
выделенном вертикальном ряду получится название
эры, когда на Земле господствовали эти животные.
(Ответ. 1 – раМфоринх; 2 – птЕранодон;
3 – ихтиоЗавр; 4 – брахиОзавр; 5 –
тиранноЗавр; 6 – трицератОпс; 7 –
пареЙазавр. В выделенной графе – «Мезозой».)
V. Заключение
Как видите, тайн довольно много, и кто знает,
может быть, пройдет время, и кто-нибудь из вас
станет знаменитым палеонтологом, открывшим еще
одну страницу в книге о динозаврах.
Подведение итогов, оценки за урок.
Литература
Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные.
– М.: Мысль, 1995.
Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – М.:
Аванта+, 1997.
Карр А. Рептилии. – М.: Мир, 1975.
Курзанов С.М. Быстроногие гиганты? //
Уральский следопыт, 1979, № 4.
Никишов А.И. Животные. 7–8-й класс. – М.:
Просвещение, 1994.
Пахневич А.В., Чегодаев А.Е. Все о ... Детская
энциклопедия: Все о динозаврах. – М.: ООО «Фирма
«Издательство ACT»»; OOO «Издательство Астрель», 2000.
Резанов А.Г. Зоология в таблицах, рисунках и
схемах. 7–8-й класс. – М.: Издат-школа-2000, 1999.
Рохлов В.С. Занимательная зоология. – М.:
АСТ-Пресс, 1999.
Татаринов Л.П. Как исчезли динозавры? //
Природа, 1980, № 4.
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые.
– М.: Просвещение, 1985.
Приложение 1
Приложение 2
Причины вымирания динозавров (по
Э.Тенниусу)
Изменение климата (с перемещением
полюсов и без оного), отсюда – гибель основных
растений, которыми питались травоядные ящеры.
Горообразование (в конце мелового
периода) привело к высыханию болот, рек и лагун.
Дегенерация в процессе эволюции.
Глобальные эпидемии (гибель от
болезней и паразитов).
Истребление хищными рептилиями
травоядных с последовавшим затем вымиранием
хищных.
Появление млекопитающих, поедающих
яйца ящеров.
Патологическое образование слишком
толстой скорлупы, которую развивавшиеся в яйцах
детеныши динозавров не могли прорвать.
Изменение атмосферного давления в
результате накопления в ней вулканических газов
или по другим причинам.
Взрыв сверхновой звезды, близкой к
Солнечной системе, повлекший повышение
космического излучения, а отсюда – резкое
увеличение смертельных мутаций.
Сильное повышение космического
излучения высоких энергий в результате
нарушения магнитного поля Земли.
Расцвет покрытосеменных. Таннины и
алкалоиды (стрихнин), содержащиеся в растениях,
сильно влияют на психику, вызывают вредные
изменения в наследственности и циклах
размножения. (40–50 г алкалоидов – смертельная
доза для динозавра, а такое их количество было их
ежедневном рационе в 200 кг).
Генетическая гипотеза: мало врагов, а
близкородственное скрещивание привело к
появлению большого количества вредных,
летальных, мутаций и увеличению вредных генов. В
результате рождались нежизнеспособные потомки.
Метеоритная гипотеза: на Землю упал
огромный метеорит, поднявший в атмосферу
огромное количество пыли, на несколько лет
закрывшей Землю от солнечных лучей, что привело к
резкому похоладанию.
Приложение 3
Возникновение пресмыкающихся (дополнительный
материал)
Череп стегоцефала состоял из костных
пластинок, что было характерным признаком
древних кистеперых рыб, и имел непарное
отверстие на темени. Этот же признак характерен и
для всех древнейших рептилий, а также
обнаруживается и у некоторых современных
пресмыкающихся (ящериц). Через это теменное
отверстие проходит теменной стебелек, который
начинается от крыши мозга и заканчивается под
самой кожей в виде маленького непарного
теменного глаза. Это подчеркивает связь
современных пресмыкающихся с древнейшими
земноводными – стегоцефалами, процветавшими в
каменноугольном периоде.
С наступлением пермского периода изменился
климат: исчезли заболоченные участки с пышной
древовидной растительностью, на Земле
распространились обширные территории
полупустынного характера. Ороговевшие кожные
покровы предохраняли тело рептилий от излишней
потери влаги: увеличилась внутренняя
поверхность легких, размножаться могли только
те, у которых оплодотворение было внутренним,
откладываемые яйца были защищены плотными
оболочками и содержали большое количество
желтка, а на свет появлялись сформировавшиеся
детеныши.
Приложение 4
Драконы
В Австрии, в г. Клагенфурте, на базарной площади
стоит внушительный монумент, воздвигнутый около
1500 г. Изображает он дракона, извергающего из
пасти пламя (водяной фонтан), и сражающегося с ним
великана с дубинкой. Моделью для головы дракона
послужил скульптору череп, найденный в конце XV в.
около города. Тогда решили, что голова размером с
бочонок может принадлежать только дракону,
побежденному в стародавние времена местным
Георгием Победоносцем. В честь этой находки и был
установлен монумент.
В XVII в. иезуит А.Кирхер в своих
«Научно-естественных сочинениях» представил
дело так: Земля, по его учению, как швейцарский
сыр, испещрена дырами. Там, в глубине этих дыр, в
подземных пещерах и гротах, размещается
«кунст-камера» всевозможных монстров – героев
церковных легенд. В подземном мире обитает много
чудовищ, но большинство из них – драконы.
Драконы, с которыми приходилось сражаться
христианским святым, – заблудившиеся бродяги,
случайно вышедшие из дыры на свет божий и не
нашедшие дороги обратно.
|