Л.К. ФЕДУЛОВА,
учитель биологии МОУ СОШ № 16,
г. Березники, Пермский кр.
Продолжение. См. № 1, 2/2008
Обобщающие таблицы по систематике
растений и животных
Тест «Высшие споровые растения»
Вариант 1
1. Найди лишнее растение:
а) хвощ;
б) сфагнум;
в) маршанция;
г) кукушкин лен.
2. Не имеют корней:
а) мхи;
б) папоротники;
в) хвощи;
г) плауны.
3. Спорофит паразитирует на
гаметофите у:
а) папоротников;
б) плаунов;
в) мхов;
г) хвощей.
4. Гаметофит папоротников – это:
а) заросток;
б) протонема;
в) семязачаток;
г) спора.
5. Многолетнее растение с жестким
членистым стеблем, в узлах которого расположены
мутовки чешуевидных листьев:
а) хвощ;
б) плаун;
в) кукушкин лен;
г) папоротник.
|
Вариант 2
1. Найди лишнее растение:
а) плаун;
б) орляк;
в) щитовник;
г) нефролепис.
2. Лист растет верхушкой у:
а) мхов;
б) плаунов;
в) папоротников;
г) хвощей.
3. В образовании торфа участвует:
а) сфагнум;
б) кукушкин лен;
в) хвощ;
г) плаун.
4. Детскую присыпку получают из спор:
а) хвощей;
б) плаунов;
в) мхов;
г) папоротников.
5. Тело хвоща состоит из:
а) стебля и корней;
б) стебля и листьев;
в) листьев и корней;
г) стебля, листьев и корней.
|
ОТВЕТЫ
Вариант 1: 1 – а; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а.
Вариант 2: 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – г.
Царство Растения. Высшие семенные
растения
Образец, разрезные карточки
Отдел и класс |
Представители |
Жизненная форма |
Особенности строения |
Особенности жизненного цикла |
Значение в природе и в жизни
человека |
1. Отдел
Голосеменные
А. Класс Хвойные |
Сосна
обыкновенная |
Дерево |
Листья игольчатой формы с кутикулой
из воска. В древесине трахеиды, много смоляных
ходов |
Имеют специальные укороченные побеги
– мужские и женские шишки |
Хвоя – витаминное сырье;
лесообразующая порода; выделяет фитонциды |
Б. Класс
Саговниковые |
Саговник |
Дерево |
Листья перисто-рассеченные;
растение похоже на пальму |
Сперматозоиды подвижны |
Крахмал сердцевины – саго –
используют в пищу |
В. Класс
Гинкговые |
Гинкго
двулопастный |
Дерево |
Листья с вееровидной лопастной
пластинкой на тонком черешке |
Сперматозоиды подвижны.
Преобладает спорофит |
Декоративное растение, семена
съедобны. Реликт |
Г. Класс Гнетовые
а) Эфедровые |
Эфедра
хвощевая
(хвойник) |
Кустарник |
Чешуевидные листья расположены
супротивно |
Зародыш двусемядольный |
Лекарственное растение, получают
эфедрин для лечения аллергических заболеваний |
б) Вельвичиевые |
Вельвичия
удивительная |
Дерево-карлик |
Имеют только два супротивно
расположенных листа. Отсут-ствуют смоляные
каналы |
Вода для оплодотворения не нужна, т.к.
есть пыльцевая трубка |
Редкое реликтовое растение,
выращивается в оранжереях |
2. Отдел
Покрытосеменные
А. Класс
Двудольные |
Рябина
обыкновенная |
Дерево |
Семя с двумя семядолями, содержит
запас питательных веществ |
Преобладает спорофит |
Плодовое, лекарственное, декоративное
растение |
Шиповник
коричный |
Кустарник |
Проводящая ткань образована сосудами
и ситовидными трубками с клетками-спутницами |
Женский гаметофит – зародышевый
мешок – находится в семяпочке |
Декоративное и лекарственное
растение |
Б. Класс
Однодольные |
Пырей
ползучий |
Трава |
Околоплодник сросся с семенной
кожурой. Семя с одной семядолей |
Оплодотворение двойное |
Сорняк |
Рожь
посевная |
Трава |
Имеет цветок и плод с семенами;
семяпочка защищена завязью |
Вода для оплодотворения не нужна, т.к.
есть пыльцевая трубка |
Получают хлеб – основной продукт
питания человека |
Баллы: 7 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Вывод
Семенные растения имеют вегетативные
органы – ..., ... . Зародыш защищен от
неблагоприятных воздействий внешней среды, т.к.
находится в ... . Оплодотворение не зависит от
присутствия ... . Хвойные растения относятся к
отделу ... . Самые распространенные растения на
Земле – .... , … (Побег, корни, семени, воды,
Голосеменные, Покрытосеменные.)
Критерии оценок
Максимальная сумма баллов – 52: менее 26
– «2», от 27 до 35 – «3», от 36 до 48 – «4», от 49 до 52 – «5»
Царство Растения. Высшие семенные
растения
Игровое поле
Цель: обобщение, углубление и
закрепление знаний об особенностях строения,
размножения и значении семенных растений
Отдел |
Представители |
Жизненная форма |
Особенности строения |
Особенности жизненного цикла |
Значение в природе и в
жизни человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы: 7 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Тест «Высшие семенные
растения»
Вариант 1
1. Основной признак покрытосеменных
растений – наличие:
а) стебля и листьев;
б) стебля, листьев и корня;
в) цветков и плодов;
г) семени.
2. Семя:
а) только защищает зародыш от
неблагоприятных факторов среды;
б) только обеспечивает зародыш питательными
веществами;
в) обеспечивает зародыш питательными веществами
и защищает его от неблагоприятных факторов
среды;
г) орган бесполого размножения.
3. Процесс оплодотворения у
голосеменных растений:
а) зависит от присутствия воды;
б) не зависит от присутствия воды;
в) может происходить как в воде, так и без нее;
г) происходит так же, как у папоротников.
4. Найди лишнее растение:
а) хвощ;
б) пихта;
в) сосна;
г) ель.
5. Хвою используют:
а) как витаминную добавку;
б) для получения смолы (живицы);
в) для получения скипидара;
г) для изготовления бумаги.
|
Вариант 2
1. Покрытосеменных растений
насчитывается:
а) 250 тыс. видов;
б) 500 тыс. видов;
в) 1 млн видов;
г) 1 млн 500 тыс. видов.
2. Голосеменные растения:
а) имеют семя и цветок;
б) имеют только семя;
в) не имеют ни семени, ни цветка;
г) имеют семя и плод.
3. Вода нужна для оплодотворения:
а) голосеменным;
б) покрытосеменным;
в) мхам;
г) всем растениям.
4. Найди лишнее растение:
а) ель;
б) горох;
в) ромашка;
г) паслён.
5. Не имеет цветка:
а) гинкго;
б) картофель;
в) рожь;
г) осока.
|
ОТВЕТЫ
Вариант 1: 1 – в; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – а.
Вариант 2: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 – а.
Признаки семейств отдела
Покрытосеменные растения
Образец, разрезные карточки
Класс и семейство |
Представители |
Формула цветка |
Соцветие |
Плод |
Другие особенности |
Значение в жизни человека |
Класс Двудольные
1. Розоцветные |
Шиповник |
*Ч5Л5Т?П? |
Одиночный цветок |
Ценородий
(многоорешек) |
Листья очерёдные, простые или
сложные, часто с прилистниками |
Декоративное и лекарственное
растение |
Вишня |
*Ч5Л5Т?П1 |
Простой зонтик |
Костянка |
Цветоложе разросшееся –
выпуклое, вогнутое, блюдцевидное; часто
участвует в образовании плода |
Косточковая плодовая культура |
2. Крестоцветные
(Капустные) |
Редька |
*Ч4Л4Т2+4П1 |
Кисть |
Стручок |
Лепестки венчика расположены
крестообразно |
Овощная и кормовая культура |
Пастушья сумка |
*Ч4Л4Т2+4П1 |
Кисть |
Стручочек |
Листья очерёдные, обычно
опушены волосками |
Сорняк и лекарственное
растение |
3. Паслёновые |
Картофель |
*Ч(5)Л(5)Т5П1 |
Завиток |
Ягода |
Листья без прилистников,
простые, цельные или рассеченные |
Овощная, кормовая и техническая
культура |
Дурман |
*Ч(5)Л(5)Т5П1 |
Одиночный цветок |
Коробочка |
Части растения содержат
алкалоиды |
Ядовитое и лекарственное
растение |
4. Сложноцветные
(Астровые) |
Подсолнечник |
*Ч5Л(5)Т(5)П1
трубчатый |
Корзинка |
Семянка |
Цветки трех типов: язычковые,
трубчатые, воронковидные (у некоторых –
ложноязычковые) |
Масличная культура;
декоративное растение |
Календула (ноготки) |
Ч5Л(5)Т(5)П1
язычковый |
Корзинка |
Семянка |
Обертка вокруг соцветия |
Лекарственное и декоративное
растение |
5. Бобовые
(Мотыльковые) |
Горох |
Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 |
Одиночные цветки |
Боб |
Листья сложные с прилистниками.
Вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями |
Овощное растение; зернобобовая
культура |
Клевер |
Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 |
Головка |
Боб |
Вступают в симбиоз с
клубеньковыми бактериями |
Кормовое, дикорастущее
растение. Медонос |
Класс Однодольные
1. Лилейные |
Лилия |
*О3+3Т3+3П1 |
Одиночный цветок |
Коробочка |
Имеют видоизмененные побеги:
корневища, луковицы |
Декоративное и охраняемое
растение |
Ландыш |
*О(6)Т6П1 |
Кисть |
Ягода |
Листья простые, цельные с
параллельным или дуговым жилкованием |
Ядовитое и лекарственное;
декоративное растение |
2. Злаковые
(Мятликовые) |
Пшеница |
О2+(2)Т3П1 |
Сложный колос |
Зерновка |
Стебель соломина со вставочным
ростом |
Основная зерновая культура |
Кукуруза |
О2+(2)Т3П1 |
Початок и метёлка |
Зерновка |
Лист с влагалищем |
Кормовая и зерновая культура |
Баллы: 7 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
Критерии оценок
Максимальное количество баллов – 98:
менее 49 – «2», от 50 до 67 – «3», от 68 до 93 – «4», от 94
до 91 – «5»
Признаки семейств отдела
Покрытосеменные растения
Игровое поле
Цель: обобщение, углубление и
закрепление знаний о семействах отдела
Покрытосеменные растения, а также значении этих
растений в жизни человека
Класс и семейство |
Представители |
Формула цветка |
Соцветие |
Плод |
Другие особенности |
Значение в жизни человека |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы: 7 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
Вывод
Покрытосеменные делятся на два класса.
Характерные признаки однодольных: ... корневая
система, листья с ... или ... жилкованием, число
частей в цветке кратно ... . Признаки двудольных: ...
корневая система, листья с ... жилкованием, число
частей в цветке кратно ... или ... . (Мочковатая,
параллельным, дуговым, трем, стержневая,
сетчатым, четырем, пяти.)
Продолжение следует
|