КОПИЛКА ОПЫТА

О.К. КРАМАРЕНКО,
учитель биологии, г. Москва

Активизация творческого мышления на обобщающих уроках по анатомии

В нынешних условиях реформирования образовательной системы возникает проблема неполной реализации творческого потенциала ученика в рамках общеобразовательного курса средней школы. Современная концепция гуманизации и гуманитаризации образования на практике привела к ущемлению интересов учащихся, предпочитающих предметы естественнонаучного цикла, – из-за уменьшения часов, отведенных на эти предметы. Это сказывается на качестве образовательного уровня выпускников школ.

Каждый творчески работающий педагог в своей ежедневной деятельности старается решить главную образовательную проблему – вызвать у учащихся интерес к предмету и одновременно уложиться в отведенное учебное время, давая необходимый материал на соответствующем научном уровне.

Пути решения этой проблемы могут быть разными. Это и частая смена деятельности для уменьшения перегрузок учащихся, и нестандартность предлагаемых заданий, и чередование индивидуальной и парной работы (с соседом), и строго ограниченное время на выполнение каждого задания с учетом степени подготовленности класса и индивидуальных особенностей учеников.

С учетом индивидуального подхода к учащемуся, учитель должен предвидеть ситуацию отказа того или иного ученика от выполнения творческого задания (из-за лени или нежелания вникать в суть задания и искать нестандартное решение ценой собственных интеллектуальных усилий). В то же время причиной отказа может стать плохое самочувствие или какие-то негативные психоэмоциональные состояния и реакции, свойственные подростковому возрасту.

Рассмотрим один из вариантов проведения урока. Приведем пример обобщающего урока по анатомии (9-й кл.).

«Взаимосвязь дыхания и кровообращения»

Работа с терминами. Учащимся предлагается набор из 20 слов или словосочетаний, каждое из которых представляет собой термин, используемый при описании процессов дыхания и кровообращения: энергия; выделение; обмен; органические вещества; глюкоза; вода; митохондрия; гомеостаз; аэробы (аэробные организмы); кислород; капилляр; газообмен; тканевая жидкость; дифференциация; клетка; окружающая среда; эритроцит, диффузия, плазма крови; лимфа.

Газообмен в органах и тканях

Газообмен в органах и тканях

Термины написаны на доске, но лучше предложить их учащимся на индивидуальных карточках, которые они могли бы взять с собой для выполнения домашнего задания. Если разрешить детям не возвращать карточки, то они смогут делать на них пометки, что облегчит работу, особенно на II и III этапах. Для уточнения некоторых непонятных ученику терминов целесообразно разрешить пользоваться справочными материалами (тетрадями, учебниками, словарями) и консультироваться с другими учениками.

Разминка

За 1–2 мин составить максимально возможное количество слов из букв, входящих в слово «гомеостаз» (или любого другого из числа предложенных).

Отмечаем учеников, придумавших самое длинное слово и максимальное количество слов.

I этап. Логические группы

Задание. Из предложенных терминов составить логические:

– пары (устно, индивидуально);
– тройки (устно/письменно, индивидуально/в паре);
(Выборочно проверяем по одному варианту от ученика.)
– четверки (письменно с пояснением, индивидуально) – обсуди их с соседом, и вместе представьте наиболее удачные, на ваш взгляд, варианты классу. (Проверяем умение объяснить логику подбора.)

II этап. Фразы

Задание. Составить развернутое предложение (письменно, индивидуально), используя максимальное количество терминов из числа предложенных.

(Учитываем научность предлагаемых суждений.)

III этап. Схемы

Задание. Составить схему (индивидуально/в па-ре – по выбору учителя), логически объединив все понятия (число терминов при необходимости можно увеличить).

IV этап. Рассказ

Задание. Написать биологическую историю на тему: «Путешествие молекулы кислорода в организме человека». (Работа сдается на проверку учителю.)

Варианты компоновки этапов

1. Разминка, I–III этапы, IV – домашнее задание.

2. I–II, IVэтап. В качестве разминки выступает начало первого этапа (составление «пар» и «триад»), в процессе которого происходит визуальное ознакомление с терминами и их осмысление и уточнение (в случае необходимости) с помощью одноклассников, тетради, учебника или учителя.

3. I–IV этапы. В этом случае нужно дать ученику возможность выполнить в классе задания I–III этапов, а недописанную историю (IV этап) по договоренности с учителем взять на доработку домой. Тогда ученик не будет переживать, что не успеет сделать IV задание за отведенное время на уроке, и сможет наиболее качественно выполнить III этап, требующий творческого осмысления, затратив на него наибольшее количество времени. На следующем занятии учитель (обязательно по договоренности с учеником) представляет классу наиболее удачные фразы (II этап), грамотно составленные схемы (III этап) и отрывки или полный текст сочинения (IV этап). Дети обсуждают, отмечают научность выполненной работы, критикуют, задают автору вопросы.

Такие обобщающие уроки помогают формированию творческой активности ребят. А это необходимое условие всестороннего развития личности, развития познавательных способностей детей и их стремления к самообразованию. У ребят, поверивших в себя, растет целеустремленность, работоспособность, коммуникабельность, творческий подход к любому виду деятельности. Но чем выше творческая активность учащегося, тем больше требуется педагогического мастерства и внимания к нему со стороны педагога. Готовые инструкции убивают стремление к саморазвитию, останавливают личностный рост.

Примеры работ на I этапе «Логические группы» («четверки»)

  • Обмен – вода – газообмен – энергия. (В природе постоянно происходят обмен воды и энергии, а также газообмен.)

  • Тканевая жидкость – лимфа – клетка – во-да. (Вода, в которой растворены ненужные вещества, выводится из клетки через тканевую жидкость и попадает в лимфу.)

  • Окружающая среда – вода – всасывание – выделение. (Поступление воды и веществ в организм и выведение непереваренных остатков.)

  • Глюкоза – клетка – обмен – энергия. (Получение энергии клеткой.)

  • Кислород – капилляр – тканевая жидкость – клетки. (Кровь, обогащенная О2, через тонкую стенку капилляра попадает в тканевую жидкость, а затем в клетку.)

  • Обмен – клетка – энергия – митохондрии. (В клетках происходит обмен энергии при помощи митохондрий.)

Примеры работ на II этапе «Фразы»

  • При вдохе аэробы поглощают воздух, в котором находится кислород, происходит газообмен (кислород попадает в кровь), после чего кровь по артериям и капиллярам распространяется по организму, клетки получают кислород и отдают углекислый газ – выделяется энергия в виде тепла.

  • Из окружающей среды, в которой непрерывно происходит газообмен, кислород попадает в организм и соединяется с эритроцитом, который содержится в плазме крови, а затем попадает в клетку, и там «обрабатывается» митохондрией.

Пример работы на III этапе «Схемы»

Примеры работ IV этапа. «Рассказ»

  • Молекула кислорода по имени О'Два попала в чью-то носовую полость. Ей там крайне не понравилось – слизистая оболочка и застрявшие пылинки. О'Два стало засасывать дальше. Пролетев по гортани, образованной хрящами, она последовала в трахею – трубку, состоящую из хрящевых полостей. По ней было так хорошо лететь, легко. Затем О'Два попала через бронхи в легкие, затем в кровь, поменявшись местами с молекулой углекислого газа, которая полетела к выходу. На этом история О'Два не закончилась, но это уже совсем другая история.

(А.Волкова)

  • Сначала был нудный досмотр в носу на предмет запрещенных веществ и путешествие по длинному темному тоннелю. О2 не раз бывал в человеческом организме и прекрасно знал весь предстоящий маршрут. Еще один досмотр в бронхах и, наконец, легкие. О2 был достаточно опытной молекулой и не слишком верил, что удастся остаться там. Эритроциты очень проворны, и избежать соединения с гемоглобином практически невозможно. Так что, раз уж тебя угораздило всосаться в рот вместе с остальными «счастливчиками», то не стоит тратить силы, чтобы убежать от эритроцитов. Лучше приберечь силы на потом.
    А вот и они пожаловали! Ужасные монстры, подскакивающие к кислороду и всасывающие его в себя. Эритроциты. Многие молекулы тут же заметались по легким, пытаясь скрыться, но некоторые, как и О2, не шевелились. И вот к О2 подскочил эритроцит и всосал его в себя.

Продолжение следует…

(А.Никифоров)

  • Я – молекула кислорода. При вдохе человека я вместе со своими собратьями попадаю в носовую полость. С помощью ресничек эпителия я очищаюсь, а проходя около кровеносных сосудов в носу человека, нагреваюсь до температуры его тела. Иду по носоглотке и попадаю в гортань. После гортани попадаю в трахею. Передняя стенка, образованная хрящевыми полукольцами, способствует моему свободному прохождению. Мерцательный эпителий дополнительно обеззараживает меня вместе с другими молекулами. Дальше открывается путь в брон-
    хи – левый и правый. Просвет бронхов всегда открыт для того, чтобы я попала в легкие. Наконец-то легкие. Они образованы бронхиолами и альвеолами. Легкие могут принять до 3 л воздуха! Вот я и в легком.
    Оттуда, при помощи диффузии, меня забирает артериальная кровь и несет по артериям и тканям. Скоро я пройду по организму человека и окажусь в ткани. Переработаюсь в СО2 и понесусь по венам обратно в легкое, а уже оттуда наружу.

(Е.Пшеничникова)

(В данном сочинении автор допускает ошибку, путая понятия «молекула» и «газ» (воздух). Молекула, конечно, не может очищаться, нагреваться, обеззараживаться и т.п. – Прим. ред.)

  • Воздух, которым мы дышим и который окружает нас, вовсе не мертвый. В нем происходят очень интересные события. Маленькие молекулы, из которых состоит воздух, постоянно перемещаются в поисках чего-нибудь интересного. И вот одна такая молекула, которую все просто звали О-Два, попала в странное место. Вокруг было много других молекул, которых О-Два никогда не видела, кроме своих друзей – Це-О-Два и Эн-Два, она вообще редко кого встречала. Вдруг откуда-то сверху, где О-Два видела только непроглядную черноту, вынырнули другие молекулы, такие же, как и она. Они быстро неслись в невидимом потоке, и вихрь от них закрутил бедную О-Два в водоворот. Еще секунда – и она уже летела с другими молекулами в темную дыру, влекомая неведомой силой. Впереди О-Два увидела ужасную дыру, похожую на ворота, которые при приближении молекул приоткрывались, пропуская их внутрь. О-Два и ее друзья по несчастью попали в длинную трубу, через стенку которой О-Два видела черные кольца, окружающие ее. Внезапно труба разделилась на две, потом еще и еще, и все другие молекулы попали в другие ответвления. О-Два осталась одна-одинешенька, и ей стало жутко в этих непонятных ходах, которые постепенно сужались. О-Два с трудом протиснулась в огромный полый шар, огляделась и подплыла к его тонкой стеночке, на которую падали странные движущиеся тени. Какая-то сила протолкнула ее сквозь стенку, и О-Два оказалась в коридоре, в котором шло постоянное движение. Здесь перемещались большие красные круги, с трудом протискиваясь через узкий проход. Один из таких кругов остановился и предложил О-Два ее довезти. О-Два согласилась и, сев на круг, отправилась в путешествие по этому проходу. Сзади и спереди плыли другие молекулы на таких же кругах. Внезапно круг остановился и сказал, что дальше он не может ее везти. О-Два сошла и попала в другую комнату. В ней было темно и страшно. Внезапно на нее налетело что-то непонятное и О-Два потеряла сознание. Больше она ничего не помнила.

(А.Горшкова)

  • То, с помощью чего мы дышим, называется легкими. Легкие осуществляют газообмен между вдыхаемым нами воздухом и кровью. Они помещаются в грудной клетке. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой – плеврой. Она заполнена плевральной жидкостью. При дыхательных движениях она уменьшает трение легких о стенки грудной полости. Ткань легких состоит из бронхов и легочных пузырьков. Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться на все более мелкие веточки. Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими, заполненными воздухом легочными пузырьками (альвеолами).

Поступление кислорода
Поступление кислорода

Бронхиола и альвеолы

Бронхиола и альвеолы

Легочные пузырьки снаружи оплетены густой сетью капилляров и так тесно прилегают друг к другу, что капилляры оказываются зажатыми между ними. Стенки капилляров и пузырьков настолько тонки, что расстояние между воздухом и кровью не превышает тысячных долей миллиметра, а их общая поверхность, через которую осуществляется обмен газов, огромна – около 100 м2. Это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и легочных пузырьков. Однако, для интенсивного газообмена нужно, чтобы внутренние стенки альвеол не подсыхали. Вот почему необходимо увлажнение воздуха, происходящее в воздухоносных путях.

Газообмен в альвеоле

Газообмен в альвеоле

Кровь находится в капилляре меньше 1 секунды, но за это время углекислый газ из крови успевает перейти в воздушное пространство легочного пузырька, а кислород – в кровь. Углекислый газ удаляется из легких во время выдоха, а обогащенная кислородом и очищенная от углекислого газа кровь по легочным венам поступает в сердце и отсюда разносится по всему организму.

(С.Поваляева)

Учащимся, имеющим задолженности или пропуски по темам: «Дыхание» и «Кровообращение», а также для тех, кто затрудняется выполнить более сложные задания III или IV этапов, можно предложить работу по индивидуальным карточкам.

Карточка № 1

  • Укажите механизм газообмена через альвеоло-капиллярную мембрану.

  • Какой тип крови несут легочные вены. Почему он так назван?

  • Рассмотрите строение гортани.

Карточка № 2

  • Как устроен легочный круг кровообращения?

  • Какой тип крови несут легочные артерии. Почему он так назван?

  • Рассмотрите строение легких.

Карточка № 3

  • Почему общая доля кожного дыхания у человека составляет только 1%?

  • В больницу был доставлен больной с пробитой с двух сторон грудной клеткой. Легкие остались неповрежденными. Через некоторое время пациент умер от удушья. Объясните это явление.

  • Какую роль играет процесс диффузии в газообмене? Укажите условия протекания этого процесса.

Карточка № 4

  • Как образуется оксигемоглобин в организме? Какова его роль?

  • Перед тем, как нырнуть в воду, можно или набрать в легкие как можно больше воздуха, или сделать ряд быстрых и глубоких вдохов и выдохов. В каком случае человек дольше продержится под водой? Почему?

  • Рассмотрите роль микроциркуляторного русла в организме.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru