Г.А. ВОРОНИНА, к.п.н.
Западно-европейская модель обучения в
восприятии учащихся и педагогов
Модернизация общеобразовательной школы,
которая осуществляется в настоящее время,
опирается как на отечественный, так и на
зарубежный опыт. В работе C.O’Hanion (The United Kingdom perception
of school. Vews from sixth form. – Frankfurt an Main, 1999) раскрывается
все многообразие точек зрения педагогов и
учащихся на образовательный процесс в старших
классах общеобразовательных школ, что позволяет
понять восприятие существующих европейских
образовательных моделей разными участниками
процесса обучения.
В исследовании проблем образования принимали
участие Бельгия, Дания, Великобритания, Франция,
Греция, Италия, Испания, Нидерланды. Опрос
включал 190 вопросов, объединенных в блоки: личная
информация; представление школьников о целях и
функциях школы; мнение школьников о влиянии
учителей на различные аспекты школьной жизни и
др. Проанализируем данные, опубликованные по
результатам анкетирования педагогов и учащихся
Великобритании.
В этой стране 76% школьников старших классов
обучаются в государственных школах. Ныне
действующий учебный план принят в 1988 г. В нем
указаны такие цели обучения старшеклассников,
как внедрение духовности, культуры, психическое
и физическое развитие учащихся, а также
подготовка школьников к вступлению во взрослую
жизнь. Стадии кульминации в образовании
затрагивают следующие возрастные категории: 7, 11,
14, 16 лет. Так выстраиваются цели и функции школы в
понимании учащихся:
– приобретение друзей;
– поддержка, которая включает опыт общения,
получение конкретной помощи, обсуждение
персональных проблем;
– личное и социальное развитие;
– получение конкретных знаний;
– профессиональная подготовка, а именно:
подготовка к профессии, развитие
профессиональных навыков и знакомство с
проблемами, связанными с будущей профессией.
Учебный план включает всего 10 базовых учебных
предметов. В старших классах биология изучается
или в составе объединенной дисциплины
«естественные науки», или как отдельный учебный
предмет. Кроме того, с 1993 г. учебные планы
несколько различаются для ряда этнических групп.
Опрос показал, что 75% школьников считают, что
изучаемые предметы вызывают определенный
интерес, однако 42% старшеклассников утверждают,
что школьные дисциплины не важны для будущей
жизни: «Я часто спрашиваю себя: смогу ли
применить эти знания в реальной жизни?»
Значение знаний, получаемых в процессе
школьного образования, распределяется следующим
образом: теоретические знания составляют 52%;
сведения, необходимые для познания мира, – 48%, из
них на практико-ориентированную информацию
приходится 13%.
Большинство старшеклассников высказываются за
сокращение времени, отводимого для школьных
занятий. В качестве причины подобного пожелания
учащиеся отмечают: «Как ученик, я не оказываю
влияние на собственный процесс обучения».
Основное значение опрашиваемые уделяют
персональному развитию: учусь работать
самостоятельно; развитие разнообразных
интересов; появление возможности более полного
самопознания; способность реализовать свои
жизненные планы. Особо выделяется подготовка к
профессиональной деятельности – 35%. При этом
часть школьников указывают, что имеют
достаточные знания для получения дальнейшего
образования, а другая группа учащихся
обеспокоена трудностями, связанными с поиском
работы по окончании школы.
Часть старшеклассников подчеркивает важность
изучения социальных проблем, которые выражаются
в обмене мнениями и идеями по наиболее
существенным вопросам, что позволяет учитывать
чужую точку зрения и учит толерантности.
В опросе отдельная группа вопросов касалась
взаимодействия с учителями. Так, 50% респондентов
чувствуют, что учителя оказывают положительное
влияние на их личное развитие, при этом 63% желают,
чтобы это воздействие увеличилось. Особо
выделены конфликты в процессе обучения: 61%
старшеклассников считают, что учителя являются
причиной стресса; 39% опрошенных, наоборот,
уверены, что педагоги помогают переживать
стресс. Роль учителей в процессе обучения в
понимании респондентов варьирует: 50% опрошенных
полагают, что задача педагога заключается в
организации усвоения новых знаний, а 45%
старшеклассников главную задачу воспринимают
как развитие жизненных навыков для вхождения в
социум. Кроме того, для учащихся важно, чтобы
учителя понимали их проблемы и конфликты, знали
их страхи и тревоги, а также давали советы для
освоения предметной области знания.
Ожидания родителей от школьного образования
более прагматичны. Так, 2/3 опрошенных ожидают, что
школа будет ориентирована на получение
конкурентоспособных знаний. В это понимание
включены: получение определенного уровня
образования, успешная сдача экзаменов по
окончании школы, возможность трудоустройства
или дальнейшего обучения.
Особый интерес представляет мнение учителей о
дидактико-профессиональном аспекте школьного
образования. Анализируя все высказанные точки
зрения, можно составить общую картину.
1. Учителя должны полностью владеть знаниями в
предметной области.
2. Необходимо заинтересовать школьников в
учебном предмете, сделав уроки интересными и
яркими.
3. Учителя считают своей задачей обучение
учащихся конкретным знаниям.
4. Необходимо работать в тесном контакте со
своими коллегами.
5. Педагоги должны вести не только монологическое
преподавание, а перейти к диалогу.
6. Необходимо давать возможность школьникам
обсуждать с учителем стиль преподавания.
7. Желательно шире вовлекать педагогов в школьную
жизнь.
Таким образом, восприятие разных участников
образовательного процесса (учащихся, родителей и
учителей) при всем разнообразии высказываемых
мнений позволяют определить круг наиболее остро
стоящих проблем: соотношение разных типов
знаний, основные задачи школьного образования,
совершенствование процесса обучения.
|