ДАВАЙТЕ ОБСУДИМ

Г.А. ВОРОНИНА, к.п.н.

Западно-европейская модель обучения в восприятии учащихся и педагогов

Модернизация общеобразовательной школы, которая осуществляется в настоящее время, опирается как на отечественный, так и на зарубежный опыт. В работе C.O’Hanion (The United Kingdom perception of school. Vews from sixth form. – Frankfurt an Main, 1999) раскрывается все многообразие точек зрения педагогов и учащихся на образовательный процесс в старших классах общеобразовательных школ, что позволяет понять восприятие существующих европейских образовательных моделей разными участниками процесса обучения.

В исследовании проблем образования принимали участие Бельгия, Дания, Великобритания, Франция, Греция, Италия, Испания, Нидерланды. Опрос включал 190 вопросов, объединенных в блоки: личная информация; представление школьников о целях и функциях школы; мнение школьников о влиянии учителей на различные аспекты школьной жизни и др. Проанализируем данные, опубликованные по результатам анкетирования педагогов и учащихся Великобритании.

В этой стране 76% школьников старших классов обучаются в государственных школах. Ныне действующий учебный план принят в 1988 г. В нем указаны такие цели обучения старшеклассников, как внедрение духовности, культуры, психическое и физическое развитие учащихся, а также подготовка школьников к вступлению во взрослую жизнь. Стадии кульминации в образовании затрагивают следующие возрастные категории: 7, 11, 14, 16 лет. Так выстраиваются цели и функции школы в понимании учащихся:

– приобретение друзей;
– поддержка, которая включает опыт общения, получение конкретной помощи, обсуждение персональных проблем;
– личное и социальное развитие;
– получение конкретных знаний;
– профессиональная подготовка, а именно: подготовка к профессии, развитие профессиональных навыков и знакомство с проблемами, связанными с будущей профессией.

Учебный план включает всего 10 базовых учебных предметов. В старших классах биология изучается или в составе объединенной дисциплины «естественные науки», или как отдельный учебный предмет. Кроме того, с 1993 г. учебные планы несколько различаются для ряда этнических групп. Опрос показал, что 75% школьников считают, что изучаемые предметы вызывают определенный интерес, однако 42% старшеклассников утверждают, что школьные дисциплины не важны для будущей жизни: «Я часто спрашиваю себя: смогу ли применить эти знания в реальной жизни?»

Значение знаний, получаемых в процессе школьного образования, распределяется следующим образом: теоретические знания составляют 52%; сведения, необходимые для познания мира, – 48%, из них на практико-ориентированную информацию приходится 13%.

Большинство старшеклассников высказываются за сокращение времени, отводимого для школьных занятий. В качестве причины подобного пожелания учащиеся отмечают: «Как ученик, я не оказываю влияние на собственный процесс обучения».

Основное значение опрашиваемые уделяют персональному развитию: учусь работать самостоятельно; развитие разнообразных интересов; появление возможности более полного самопознания; способность реализовать свои жизненные планы. Особо выделяется подготовка к профессиональной деятельности – 35%. При этом часть школьников указывают, что имеют достаточные знания для получения дальнейшего образования, а другая группа учащихся обеспокоена трудностями, связанными с поиском работы по окончании школы.

Часть старшеклассников подчеркивает важность изучения социальных проблем, которые выражаются в обмене мнениями и идеями по наиболее существенным вопросам, что позволяет учитывать чужую точку зрения и учит толерантности.

В опросе отдельная группа вопросов касалась взаимодействия с учителями. Так, 50% респондентов чувствуют, что учителя оказывают положительное влияние на их личное развитие, при этом 63% желают, чтобы это воздействие увеличилось. Особо выделены конфликты в процессе обучения: 61% старшеклассников считают, что учителя являются причиной стресса; 39% опрошенных, наоборот, уверены, что педагоги помогают переживать стресс. Роль учителей в процессе обучения в понимании респондентов варьирует: 50% опрошенных полагают, что задача педагога заключается в организации усвоения новых знаний, а 45% старшеклассников главную задачу воспринимают как развитие жизненных навыков для вхождения в социум. Кроме того, для учащихся важно, чтобы учителя понимали их проблемы и конфликты, знали их страхи и тревоги, а также давали советы для освоения предметной области знания.

Ожидания родителей от школьного образования более прагматичны. Так, 2/3 опрошенных ожидают, что школа будет ориентирована на получение конкурентоспособных знаний. В это понимание включены: получение определенного уровня образования, успешная сдача экзаменов по окончании школы, возможность трудоустройства или дальнейшего обучения.

Особый интерес представляет мнение учителей о дидактико-профессиональном аспекте школьного образования. Анализируя все высказанные точки зрения, можно составить общую картину.

1. Учителя должны полностью владеть знаниями в предметной области.
2. Необходимо заинтересовать школьников в учебном предмете, сделав уроки интересными и яркими.
3. Учителя считают своей задачей обучение учащихся конкретным знаниям.
4. Необходимо работать в тесном контакте со своими коллегами.
5. Педагоги должны вести не только монологическое преподавание, а перейти к диалогу.
6. Необходимо давать возможность школьникам обсуждать с учителем стиль преподавания.
7. Желательно шире вовлекать педагогов в школьную жизнь.

Таким образом, восприятие разных участников образовательного процесса (учащихся, родителей и учителей) при всем разнообразии высказываемых мнений позволяют определить круг наиболее остро стоящих проблем: соотношение разных типов знаний, основные задачи школьного образования, совершенствование процесса обучения.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru