О.В. ЛАГУНОВА,
учитель биологии и химии МОУ СОШ №10,
г. Пенза
В мире генетики
Программа курса по выбору для 9-го
класса
Элективный курс «В мире генетики» направлен на
расширение знаний по генетике, способствует
самоопределению школьников относительно
профиля образования. Содержание курса
рассчитано на изучение в течение 17 ч. Курс
включает следующие темы: «Закономерности
наследственности и изменчивости человека»,
«Методы изучения генетики человека»,
«Современные исследования в генетике».
Особенность этого курса в том, что он дает
учащимся сведения практического характера из
области генетики. Курс включает раздел «Решение
генетических задач», который поможет лучше
понять основные законы наследственности, даст
возможность тренировки логического мышления.
Связь содержания изучаемого материала с жизнью
самого ученика в значительной мере стимулирует
формирование познавательного интереса. Поэтому
в содержание курса включен ряд вопросов, которые
исследуются в современной науке и широко
освещаются в средствах массовой информации.
Еще один фактор, помогающий школьникам
определиться в выборе дальнейшего жизненного
пути, – ориентация содержания курса на старшую
школу. Курс состоит из ряда занятий, посвященных
проблемам, детальное рассмотрение которых
предполагается в старшей профильной школе.
Цель элективного курса: создание
ориентационной и мотивационной основы для
осознанного выбора естественнонаучного профиля
обучения, содействие формированию у учащихся
генетической грамотности и приобщение к
здоровому обра
зу жизни, создание условий для развития
творческого мышления, развитие умения
самостоятельно применять и пополнять свои
знания.
Задачи курса: развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся на основе опыта
самостоятельного приобретения новых знаний;
формирование умений и навыков комплексного
осмысления знаний; развитие генетического
мышления – гибкого вероятностного мышления,
предполагающего способность к установлению
причинноследственных связей, системному анализу
действительности, моделированию и
прогнозированию результатов; формирование у
школьников правильного отношения к здоровью.
Ожидаемые результаты занятий
Учащиеся должны знать:
– основные правила и законы наследственности:
единообразие гибридов первого поколения,
расщепление признаков, независимое
наследование, сцепленное наследование;
– хромосомную теорию наследственности, методы
изучения наследственности;
– закономерности изменчивости организмов:
мутации, модификации, норма реакции, причины
изменчивости;
– значение генетики для медицины, основные
принципы генной инженерии.
Учащиеся должны уметь:
– применять знания по молекулярной биологии,
митозу, мейозу, оплодотворению для раскрытия
сущности законов наследования;
– давать характеристику типам скрещивания,
приводить примеры, конкретизирующие
рассматриваемые закономерности;
– приводить примеры практического применения
генетических знаний в медицине, сельском
хозяйстве и др.;
– применять знания закономерностей
наследственности для обоснования мероприятий по
охране природы, приемов выращивания растений и
животных, получения новых сортов, пород и
гибридов;
– пользоваться генетической терминологией и
символикой; определять сферу деятельности
генетических законов применительно к конкретным
ситуациям;
– решать генетические задачи.
Содержание курса
Введение (1 ч)
Предмет, задачи, объекты генетики. История
развития генетики.
Тема 1. Закономерности наследственности и
изменчивости человека (8 ч)
История исследований генетики человека.
Менделевская генетика человека. Взаимодействие
генов. Сцепленное наследование генов у человека.
Генетика пола. Наследственность и среда. Типы
изменчивости у человека.
Практические занятия:
– «Взаимодействие генов»;
– «Сцепленное наследование»;
– «Наследование, сцепленное с полом»;
Тема 2. Методы изучения генетики человека (6
ч)
Клиникогенеалогический метод. Близнецовый ме
тод. Цитогенетический метод.
Антропогенетические методы. Иммуногенетические
методы. Популяционногенетические методы.
Биохимические методы.
Решение задач по темам:
– «Определение типа наследования признака с
помощью анализа родословной»;
– «Генетические процессы и действие закона
Харди–Вайнберга в популяциях человека»;
– «Наследование групп крови у человека».
Тема 3. Современные исследования в генетике
(2 ч)
Роль генетики на современном этапе развития
цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их
использование на практике. Этические аспекты
исследований в области генной инженерии.
Биотехнология – наука будущего. Проблема
создания и использования трансгенных
организмов. Получе
ние трансгенных продуктов питания: «за» и
«против». Маркировка генетически
модифицированных продуктов. Перспективы
развития биотехнологии.
Проведение социологического опроса:
«Выявление отношения людей к трансгенным
продуктам».
Тематическое планирование
Тема занятия |
Форма занятия |
Образовательный продукт |
Тема 1. Закономерности
наследственности и изменчивости человека (8 ч) |
Предмет, задачи, объекты генетики.
История развития генетики |
Лекция |
Опорный конспект |
Тема 2. Методы изучения
генетики человека (6 ч) |
Гибридологический метод.
Моногибридное скрещивание |
Лекция |
Опорный конспект |
Дигибридное скрещивание |
Лекция |
Опорный конспект |
Решение и составление задач по теме:
«Моногибридное и дигибридное скрещивание» |
Лекция. Практикум |
Отчет |
Взаимодействие генов. Решение задач
по теме: «Взаимодействие генов» |
Лекция. Практикум |
Отчет |
Сцепленное наследование генов у
человека.
Генетика пола. Решение задач по теме: «Сцепленное
наследование» |
Лекция. Практикум |
Отчет |
Решение задач по теме: «Наследование,
сцепленное с полом» |
Практикум |
Отчет |
Лабораторная работа «Создайте лицо
ребенка» |
Практикум, работа в группе |
Отчет |
Наследственность и среда. Типы
изменчивости у человека. Лабораторная работа
«Статистическое изучение изменчивости
количественных признаков» |
Практикум, работа в группах |
Отчет |
Тема 3. Современные
исследования в генетике (2 ч) |
Клиникогенеалогический метод |
Лекция |
Опорный конспект |
Близнецовый метод. Цитогенетический
метод |
Лекция |
Опорный конспект |
Демонстрация таблиц, видеофильмов о
достижениях генной инженерии, о трансгенных
растениях и животных.
Темы докладов и рефератов
1. Трансгенные продукты: «за» и «против».
2. Выращивают ли трансгенные растения в России?
Как они поступают к нам?
3. Успехи ученых в области получения трансгенных
животных.
4. Зачем нужно маркировать
генетическимодифицированные продукты?
5. История развития генетики.
Список литературы для учащихся
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. –
Смоленск: Русич, 1999.
2. Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая
гвардия, 1978.
3. Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г.,
Максимов А.Г. Краткий словарь генетических
терминов. – М.: Вузовская книга, 2001.
4. Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. –
Минск: Вышэйша школа, 1976.
5. Попов Б.Е. За семью замками
наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991.
6. Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика
человека: практикум для вузов. – М.: Гуманит. изд.
центр «Владос», 2001.
Список литературы для учителя
1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н.
Биология: Общая биология: Учебн. для 10х кл.
общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2000.
2. Большой справочник по биологии. – М.:
«Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма
«Издательство ACT», 2000.
3. Пирузян Э.С. Генетическая инженерия
растений. – М.: Знание, 1988. – (Новое в жизни, науке,
технике. Сер. «Биология», № 5).
4. Нейфах А. Клеточные и генетические основы
биотехнологии. – М.: Знание, 1987.
5. Сборник задач по общей и медицинской генетике.
Учебнометодическое пособие / Бутвиловский В.А. и
др. – Минск: МГМИ, 1998.
6. Синнот Э., Денн Л. Курс генетики. Теория и
задачи. Изд. 3е, перераб. и расшир., 1934.
7. Соколовская Б.Х. Сто задач по генетике и
молекулярной биологии. – Новосибирск: Наука, 1974.
8. Хелевин Н.В., Лобанов A.M., Колесова О.Ф. Задачник
по общей и медицинской генетике. – М.: Высшая
школа, 1984.
9. Янковский Н.К., Боринская С.А. Гены и
здоровье // «Биология в школе». 2001. № 5.
10. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.
Пер. с англ. В 3х т . Т. 3. – М.: Мир, 1988.
11. Веселовский С.Б. Род и предки А.С. Пушкина в
истории. – М.: Наука, 1990.
12. Каминская Э.А. Сборник задач по генетике. –
М.: Высшая школа, 1977.
13. Песецкая Л.Н., Гончаренко Г.Г., Острейко Н.Н.
Сборник задач по генетике.
|