ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Г.И. ЛЕРНЕР

Продолжение. См. № 6/2008

Зоология

Рабочая тетрадь для 7-го класса

Тренировочные задания

Часть А

1. Ниже приводятся задания, которые могут встретиться в контрольных и проверочных работах. Постарайтесь объяснить свои ответы.

А1. В каком случае правильно и полностью дано определение понятия «система органов»?

Ответы

1) группа органов;
2) группа органов, сходных по своему строению;
3) группа органов, вместе выполняющих разные функции;
4) группа органов, взаимосвязанных между собой и выполняющих общую функцию.

Объяснения

 

А2. Всех хордовых объединяет в один тип:

Ответы

1) живорождение;
2) наличие осевого внутреннего скелета;
3) сходство покровов тела;
4) два круга кровообращения и теплокровность.

Объяснения

 

А3. Информацию об изменениях в окружающей среде хордовые животные воспринимают:

Ответы

1) головным мозгом;
2) спинным мозгом;
3) специальными нервными окончаниями – рецепторами;
4) разбросанными в покровах отдельными клетками.

Объяснения

 

А4. Центральная нервная система позвоночных образована:

Ответы

1) спинным мозгом;
2) головным мозгом;
3) нервами;
4) спинным и головным мозгом.

Объяснения

 

А5. Органы дыхания сухопутных хордовых должны иметь:

Ответы

1) небольшую сухую поверхность;
2) небольшую влажную поверхность;
3) большую сухую поверхность;
4) большую влажную поверхность.

Объяснения

 

А6. Наиболее общей функцией внутренней среды организма волка можно считать:

Ответы

1) регуляцию дыхания;
2) регуляцию пищеварения;
3) нервную регуляцию жизнедеятельности;
4) транспорт веществ к клеткам и продуктов распада из клеток.

Объяснения

 

А7. Важнейшим эволюционным приобретением только млекопитающих можно считать:

Ответы

1) заботу о потомстве;
2) появление шерсти;
3) появление теплокровности;
4) способность жить в разных средах обитания.

Объяснения

Часть В

В этой части тетради вы потренируетесь в умении давать определения понятиям и терминам, с которыми вы встречаетесь. Понятие – это мысль, выраженная словом или словосочетанием. Определить понятие – это значит отразить самые главные признаки определяемого объекта.

Пример. Хордовые – вторично-полостные, двусторонне-симметричные животные, имеющие внутренний хрящевой или костный скелет.

Обратите внимание на то, что первые два признака, названные в определении, относятся и ко мно-гим беспозвоночным животным. И только последний признак относится исключительно к хордовым. Однако было бы неправильным назвать только его.

Определение должно давать более или менее полное представление об объекте.

B1. Определение «хордовые» можно развернуть, перечислив основные их признаки. Попробуйте это сделать, воспользовавшись имеющимися у вас знаниями и заполнив пропуски.

1. Наличие осевого внутреннего скелета.
2. _________________________________
3. _________________________________
4. _________________________________
5. _________________________________
6. _________________________________

B2. Воспользовавшись словарем или учебником, дайте определения следующим понятиям.

Клетка ________________________________________________________________
Орган __________________________________________________________________
Дыхание ______________________________________________________________
Питание ________________________________________________________________
Выделение _____________________________________________________________
Обмен веществ ___________________________________________________________
Внутренняя среда организма _________________________________________________

Теперь попробуйте выполнить еще одну опера-цию – сравнение. Что значит сравнить? Сравнить –
значит выявить сходство и различия между объектами. Сравнивать можно предметы, явления, результаты каких-либо процессов и т.д.
Попытаемся сравнить основные особенности рыб и земноводных. Для этого можно выполнить задание, которое неизбежно побуждает вас сравнивать два класса животных.

B3. Выберите признаки, общие для рыб и земноводных:

А) два круга кровообращения;
Б) слизистая кожа;
В) обтекаемая форма тела;
Г) трехкамерное сердце;
Д) жаберное дыхание;
Е) легочное дыхание;
Ж) развитие яиц в воде;
З) слюнные железы;
И) роговые чешуйки на коже;
К) пятипалые конечности;
Л) внутреннее или наружное оплодотворение;
М) есть внутреннее ухо;
Н) есть барабанная перепонка;
О) развитие с метаморфозом.

Выполняя это задание, сделайте табличку.

Признаки рыб

Признаки земноводных

Общие признаки

     

В таких заданиях некоторые вопросы могут быть спорными. Например, обтекаемая ли форма тела у земноводных? Только ли жаберное дыхание у рыб?

При выполнении таких заданий нужно исходить из их формулировки, знания многих фактов, логики. Известно, что существуют земноводные с такой же обтекаемой формой тела, как и у рыб. Это тритоны, червяги. У лягушек и жаб тоже вполне обтекаемая форма тела, хотя и более уплощенная. Существуют двоякодышащие рыбы, которые могут дышать и жабрами, и легкими. Поэтому не будет ошибкой, если вы укажете этот признак в обоих столбцах таблицы, но сумеете это объяснить.

Часть С

Эти задания требуют развернутых ответов.

C1. У рыб встречаются глаза самых разных форм и свойств. Предположите, зачем нужны телескопические глаза, светящиеся глаза, глаза с двумя глазными яблоками.

Решая эту задачу, подумайте об образе жизни и местах обитания разных рыб.

C2. Чем можно объяснить, что в США, Западной Европе, Центральной России численность лягушек и жаб резко сократилась?

Решая такие задачи, необходимо искать какое-то противоречие между особенностями этих территорий и жизнью лягушек. Таким противоречием может быть ситуация, связанная с поеданием лягушек населением. Однако ни в США, ни в России, ни в Европе основная часть населения лягушками не питается. Это деликатес, и едят его не часто. Значит надо искать что-то еще. Обратите внимание, что названы развитые страны. Значит, в них хорошо развита сеть автомобильных дорог. Можно предположить, что лягушки гибнут под колесами автомобилей. Это и будет правильным ответом.

С3. Какая может существовать связь между борьбой с насекомыми и существованием жаб и лягушек? Грозит ли им полное вымирание?

Решая эту задачу, подумайте о роли изменчивости и наследственности в жизни организма.

Тема: «Надкласс Рыбы»

Основные термины и понятия темы

  • Акулы

  • Боковая линия

  • Внутреннее ухо

  • Двоякодышащие

  • Двухкамерное сердце

  • Ребра

  • Жабры

  • Карпообразные

  • Кистеперые

  • Костистые

  • Обмен веществ

  • Один круг кровообращения

  • Осетровые

  • Парные плавники

  • Плавательный пузырь

  • Позвонки

  • Позвоночник

  • Сельдеобразные

  • Скаты

  • Хорда

  • Хрящевые

  • Челюсти

Рыбы – надкласс водных животных (около 20 тыс. видов), включающий в себя два класса – хрящевых и костных рыб. Класс костных рыб разделен на два подкласса – лопастоперых (двоякодышащие и кистеперые) и лучеперых. Живут в пресных и соленых водах. Основными особенностями рыб являются обтекаемая форма тела, костный или хрящевой скелет, органы передвижения – плавники, большое разнообразие форм. Имеют огромное значение в круговороте веществ в биосфере, являются объектами промысла. Раздельнополы. Плодовитость различна – от нескольких детенышей у акул до нескольких миллионов икринок у трески или белуги.

Задания тематического контроля построены по образцу заданий ЕГЭ.

Часть А

А1. Из перечисленных рыб к пресноводным относится:

1) треска;
2) пикша;
3) форель;
4) скат.

 

А2. Чешуя карася – это образование:

1) эктодермы;
2) энтодермы;
3) мезодермы;
4) мезоглеи.

 

А3. Направление течения и давление воды рыбы определяют:

1) органами зрения и слуха;
2) осязательными клетками;
3) органами боковой линии;
4) всей поверхностью кожи.

 

А4. Количество отделов головного мозга рыб равно:

1) четырем;
2) трем;
3) пяти;
4) шести.

 

А5. Центральную нервную систему рыб образуют такие отделы мозга, как:

1) головной и спинной мозг;
2) средний и продолговатый мозг;
3) передний мозг и мозжечок;
4) мозжечок и спинной мозг.

 

А6. К условным рефлексам рыб относится:

1) строительство гнезда;
2) реакция на вкус пищи;
3) брачные игры;
4) бегство от приближающегося известного хищника.

 

А7. Важным систематическим отличием щуки от черноморской акулы катрана является:

1) хищничество;
2) количество отделов головного мозга;
3) костный скелет;
4) количество зубов.

 

А8. У рыб кровь становится артериальной в:

1) сердце;
2) брюшной аорте;
3) жаберных артериях;
4) спинной аорте.

 

А9. Окончательное окисление органических веществ происходит у рыб в:

1) кишечнике;
2) печени;
3) жабрах;
4) клетках тела.

 

А10. Множество рыб, поселенных в аквариум:

1) не влияют на температуру воды;
2) могут незначительно охлаждать воду;
3) незначительно нагревают воду;
4) значительно изменяют температуру воды.

 

А11. Какой из признаков, имеющийся у рыб, НЕ свидетельствует о более высоком уровне их организации по сравнению с ланцетником?

1) двухкамерное сердце;
2) головной мозг;
3) замкнутая кровеносная система;
4) почки.

 

А12. Продукты обмена веществ у рыб удаляются наружу через:

1) кровь;
2) межклеточную жидкость;
3) почки;
4) мочевой пузырь.

 

А13. К одному классу относятся:

1) окунь и скат;
2) треска и акула;
3) рыба-пила и скат манта;
4) стерлядь и хвостокол.

 

А14*. Неоцерадот, протоптерус, лепидоспорен (по учебнику В.Константинова) – это представители рыб:

1) хрящевых;
2) костнохрящевых;
3) кистеперых;
4) двоякодышащих.

 

А15. Латимерия считается близким родственником предков:

1) хрящевых рыб;
2) двоякодышащих рыб;
3) древних амфибий;
4) всех рыб и амфибий.

 

А16. Желчь вырабатывается:

1) поджелудочной железой;
2) желудком;
3) печенью;
4) тонким кишечником.

 

А17. Всасывание питательных веществ происходит в:

1) желудке;
2) тонком кишечнике;
3) задней кишке;
4) глотке.

 

А18. В сердце рыб течет кровь, насыщенная в основном:

1) углекислым газом;
2) кислородом;
3) двумя указанными газами;
4) азотом.

 

А19. Окончательными продуктами распада питательных веществ в обмене веществ хрящевых рыб являются:

1) белки, жиры, углеводы;
2) вода и соли;
3) вода, углекислый газ и мочевина;
4) углекислый газ и кислород.

 

А20. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:

1) нет пищи;
2) есть запасы жира;
3) кишечник сжат созревшей икрой;
4) много конкурентов за пищу.

Часть В

В1. Выберите правильные утверждения:

А) рыбы видят близко расположенные предметы;
Б) у акул хорошо развиты органы обоняния;
В) переход головного отдела в туловищный у рыб хорошо заметен;
Г) в органах боковой линии есть нервные окончания;
Д) у некоторых рыб хорда сохраняется всю жизнь;
Е) нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки;
Ж) спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале;
З) рыбы не способны к образованию условных рефлексов;

 

В2. Выберите правильные утверждения:

А) рыбы – раздельнополые животные;
Б) половые железы рыб – непарные семенники и яичники;
В) среди рыб встречаются живородящие виды;
Г) плодовитость рыб связана с высокой смертностью икринок и мальков;
Д) трехиглая колюшка заботится о своем потомстве;
Е) оплодотворение у рыб всегда внутреннее;
Ж) самцы и самки рыб внешне не отличаются друг от друга;
З) акулы и скаты – яйцеживородящие рыбы.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru