Г.И. ЛЕРНЕР
Продолжение. См. № 6, 7, 8, 9/2008
Зоология
Рабочая тетрадь для 7-го класса
Тема: «Класс Млекопитающие»
Основные термины и понятия
Альвеолы легких
Артерии
Вены
Диафрагма
Звери
Клыки
Книжка
Кора больших полушарий
Ластоногие
Линька
Матка
Молоточек
Наковальня
Насекомоядные
Непарнокопытные
Нервная система
Обмен веществ
Парнокопытные
Первозвери
Плацента
Плацентарные
Приматы
Резцы
Рубец
Рукокрылые
Сетка
Стремечко
Сычуг
Теплокровность
Млекопитающие – наиболее
высокоорганизованный класс позвоночных
животных. У них прекрасно развит головной мозг, а
значит и органы чувств. У млекопитающих
постоянная температура тела, детеныши
развиваются в матке матери. Тело покрыто
волосяным покровом. Размеры и внешний вид
млекопитающих разнообразны и во многом зависят
от условий обитания и образа жизни.
Часть А
А1. Из предложенных ниже понятий
выберите то, которое находится в таких же
отношениях с третьим понятием, как первые два
между собой.
Пресмыкающиеся : яйцекладущие =
настоящие звери : __________
1) икрометание;
2) яйцеживорождение;
3) живорождение;
4) гермафодитизм.
|
А2. Вам даны пять слов. Четыре из
них объединены общим признаком. Пятое слово к ним
не подходит. Найдите его:
1) рога;
2) волосы;
3) когти;
4) хитин;
5) ногти.
|
А3. Основным способом защиты от
перегрева у млекопитающих является:
1) шерсть;
2) голая кожа;
3) роговые образования на теле;
4) испарение.
|
А4. Вибриссы – это:
1) шерсть;
2) подшерсток;
3) усы;
4) нервные окончания на подушечках пальцев.
|
А5. К млекопитающим степей
относится:
1) бурундук;
2) соболь;
3) лось;
4) тушканчик.
|
А6. Число позвонков в шейном отделе
позвоночника:
1) одинаково у жирафа и слона;
2) у жирафа больше, чем у слона;
3) у жирафа изменяется вместе с ростом животного;
4) у жирафа и слона изменяется вместе с ростом.
|
А7. Отдел головного мозга, наиболее
развитый у млекопитающих:
1) продолговатый мозг;
2) мозжечок;
3) передний мозг;
4) средний мозг.
|
А8. Самый изменяющийся отдел в
скелете млекопитающих разных видов – это:
1) череп;
2) хвостовой;
3) шейный;
4) грудной.
|
А9. Еж свертывается в клубок
благодаря мускулатуре:
1) мимической;
2) подкожной;
3) глубокой туловищной;
4) конечностей.
|
А10. К голени относится кость:
1) лучевая;
2) бедренная;
3) большая берцовая;
4) локтевая.
|
А11. Какой из органов НЕ расположен
в брюшной полости?
1) Легкие;
2) печень;
3) желудок;
4) кишечник;
5) почки.
|
А12. Диафрагма – это:
1) складка кожи;
2) наружный покров легких;
3) мышечно-сухожильная преграда между грудной и
брюшной полостями;
4) отверстие между грудной и брюшной полостями.
|
А13. Ферменты слюны расщепляют:
1) белки;
2) жиры;
3) углеводы;
4) все указанные вещества.
|
А14. Кровь из левого желудочка у
птиц поступает в:
1) левое предсердие;
2) правый желудочек;
3) аорту;
4) легочные артерии.
|
А15. Большой круг кровообращения
начинается в:
1) правом предсердии;
2) левом предсердии;
3) правом желудочке;
4) левом желудочке.
|
А16. Кровь из правого желудочка
поступает в:
1) легкие;
2) правое предсердие;
3) левый желудочек;
4) органы туловища.
|
А17. Оплодотворенная яйцеклетка
называется:
1) гамета;
2) зигота;
3) сперматозоид;
4) плод.
|
А18. Развитие эмбриона происходит
в:
1) матке;
2) плаценте;
3) яйцеводах;
4) пуповине.
|
А19. Эмбрион млекопитающих
получает питание для своего развития через
систему:
1) пищеварения;
2) кровообращения;
3) дыхания;
4) выделения.
|
А20. Насекомоядных легко узнать по:
1) характеру их пищи;
2) мордочке-хоботку;
3) наличию игл вместо шерсти;
4) плавательным перепонкам на ногах.
|
А21. Особенность скелета,
помогающая волку охотиться, – это:
1) отсутствие лопаток;
2) незамкнутая грудная клетка;
3) увеличение мозгового отдела черепа;
4) отсутствие ключиц.
|
А22. Общим для выдры, выхухоли и
бобра является:
1) полуводный образ жизни;
2) принадлежность к одному отряду;
3) внешний вид;
4) места обитания.
|
А23. У лошадей лучше всего развиты
пальцы:
1) третий и четвертый;
2) все;
3) третий;
4) первый и второй.
|
А24. К нежвачным животным
относится:
1) кабан;
2) олень;
3) корова;
4) баран.
|
А25. К основным распространителям
инфекционных заболеваний относится:
1) домовая мышь;
2) лисица;
3) ондатра;
4) корова.
|
А26. Наиболее редким из
перечисленных видов животных является:
1) северный олень;
2) ирбис;
3) белка;
4) соболь.
|
А27. У южных видов животных ушные
раковины обычно больше, чем у их северных
родственников. Это, скорее всего, связано с тем,
что:
1) в степях и пустынях необходим хороший
слух;
2) в этих районах жарко, и уши помогают
регулировать температуру тела;
3) положение ушных раковин является сигналом для
других животных. |
А28. Ехидны:
1) насиживают яйца;
2) вынашивают яйца в сумке;
3) рождают живых детенышей и помещают их в сумку
для донашивания;
4) рождают живых детенышей и вскармливают их
молоком. |
Часть В
В1. Выберите правильные
утверждения:
А) теплокровность характерна не только
для млекопитающих;
Б) у всех млекопитающих одна пара млечных желез;
В) никто, кроме млекопитающих животных, не
вскармливает своих детенышей молоком;
Г) скелеты пресмыкающихся и млекопитающих имеют
общее происхождение, что является признаком
родства этих классов;
Д) наиболее высокоорганизованные млекопитающие
животные – плацентарные;
Е) у всех млекопитающих хорошо развито зрение. |
В2. Заполните таблицу «Сравнение
первозверей с пресмыкающимися», поставив знак
«+» или «–» там, где это необходимо, или записав
нужные данные.
Признак |
Пресмыкающиеся |
Первозвери (утконос и ехидна) |
Наличие роговых покровов |
|
|
Наличие шерсти |
|
|
Наличие вороньей кости и клоаки |
|
|
Температура тела |
|
|
Откладывание, насиживание или
вынашивание яиц |
|
|
Вскармливание детенышей |
|
|
|
В3. Выберите правильные
утверждения:
А) к плацентарным млекопитающим
относятся утконос, ехидна и кенгуру;
Б) кенгуру относится к низшим зверям;
В) у утконоса органом осязания является клюв;
Г) первозвери вскармливают детенышей молоком;
Д) развитие плода начинается только после
откладки яиц;
Е) исполинский кенгуру рождает детеныша размером
в 3 см;
Ж) ехидна – водное, а утконос – сухопутное
животное;
З) первозвери населяют только Южную Америку;
И) сумчатые обитают в Австралии, на Тасмании и в
Южной Америке;
К) опоссум относится к сумчатым животным. |
Часть С
С1. Проанализируйте данные таблицы
и ответьте на поставленный вопрос.
Животные |
Масса тела, в граммах |
Частота пульса, в минуту |
Крот |
25 |
600 |
Собака |
40 000 |
120 |
Буйвол |
600 000 |
43 |
Что можно сказать об уровне
обмена веществ у перечисленных животных на
основании данных таблицы?
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ . |
С2. Какая связь существует между
обменом веществ и коровьим молоком?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ . |
С3. Какова роль ферментов в
пищеварении?
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________ . |
С4. Чем объясняются
микроскопические размеры яйцеклеток
млекопитающих по сравнению с размерами этих
клеток у изученных ранее классов животных?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
С5. Что общего имеют зародыши рыб и
млекопитающих?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
С6. Какую роль играют животные в
круговороте веществ?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
С7. Какие факторы мешают
неограниченному размножению видов?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ . |
Тема: «Класс Эволюция
органического мира»
Основные термины и понятия
Борьба за существование
Вид
Дарвинизм
Естественный отбор
Изменчивость
Наследственность
Популяция
Приспособленность
Эволюционное учение Чарлза Дарвина и его
по-следователей объясняет причины возникновения
биологического разнообразия на Земле, механизмы
возникновения приспособлений организмов к
окружающей среде. В основе эволюционной теории
лежит учение о естественном отборе – факторах
природы, которые сохраняют наиболее
приспособленные организмы и отсеивают менее
приспособленные к условиям жизни существа.
Важными понятиями в теории эволюции являются
изменчивость и наследственность, т.е.
способность организмов изменяться под влиянием
различных факторов и передавать некоторые из
изменений по наследству.
Обучающая часть
Часть А
А1. Эволюционная теория признает,
что организмы:
Ответы
1) не изменяются
2) приобретают только полезные изменения
3) приобретают только наследственные
4) приобретают полезные и вредные, наследственные
и ненаследственные изменения |
Объяснения
Нет, эволюционная теория утверждает, что
организмы изменяются под влиянием условий среды.
Нет, не все появившиеся изменения полезны.
Нет, не все изменения наследуются. Есть и
изменения ненаследственные изменения.
Да, изменения могут быть разными – вредными,
полезными и безразличными, т.е. никак не
влияющими на организм. Те из них, которые
затронули генетический аппарат, – наследуются,
остальные – нет. |
|
А2. Какое из представлений об
эволюции ошибочно?
Ответы
1) наследуются все признаки,
приобретенные в течение жизни
2) наследуются и полезные, и вредные, и
безразличные признаки
3) естественным отбором сохраняются
полезные в определенных условиях признаки
4) образование новых видов связано с
различными условиями среды, в которых оказались
предки этих видов |
Объяснения
Это утверждение ошибочно, потому что
наследуются признаки, которые ………....………
……………………………………………..................... .
Это утверждение не ошибочно, потому что
………………………………………………………....... .
Это утверждение не ошибочно, потому что
……………………………………………………....……….
......................................................................... .
Это утверждение не ошибочно, потому что
...........................................................................
......................................................................... . |
|
А3. Теория Дарвина подтверждает
точку зрения, что все организмы:
Ответы
1) неизменны и созданы высшими силами
2) сначала были созданы, а затем эволюционировали
естественным путем
3) эволюционировали естественным путем
4) были всегда в том состоянии, в котором
находятся сейчас |
Объяснения
Нет, теория Дарвина признает
...........................
…………………………………………..................... .
……………………………………………....................
.........................................................................
.........................................................................
.
Нет, теория Дарвина считает, что виды
............
………………...................................…………… . |
|
А4. Приспособления вида к условиям
окружающей среды:
Ответы
1) возникают сразу в результате
ненаследственных изменений
2) возникают постепенно в результате
наследственных изменений и под влиянием
окружающих условий среды.
3) созданы высшими силами
4) возникают в результате стремления
животного приспособиться к окружающей среде. |
Объяснения
……, ненаследственные изменения не
могут
……………………………....................................... .
…………………………………….................………......
...........................................................................
......................................................................... .
………………………………………………............… .
Нет, так как животное не может
.........................
………………………………………......................... . |
|
Часть В
В этой части мы обсудим несколько
наиболее сложных заданий с выбором ответа.
В1. Выберите правильные
утверждения:
А) все полезные изменения организмов
обязательно передаются по наследству;
Б) выживание и плодовитость животных не зависят
от условий внешней среды;
В) белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от
хищников;
Г) численность хищников зависит от численности
растительноядных животных;
Д) различия в размерах между щенками одного
помета определяются изменчивостью организмов и
условиями, в которых они росли;
Е) между особями одного вида нет конкуренции за
пищу и условия существования;
Ж) в природе выживают и оставляют потомство, как
правило, наиболее приспособленные особи. |
Утверждение А
Это утверждение неверно, т.к. вовсе не
все изменения передаются по наследству. Так,
например, умение играть на пианино по наследству
не передается. Способности к музыке могут
передаться, а могут и не передаться по
наследству, ведь не все дети музыкантов –
музыканты. Для того, чтобы изменения
наследовались, они должны затронуть половые
клетки.
Утверждение Б
Это неверное утверждение. Выживание и
плодовитость зависят от условий среды. Такими
условиями могут быть: наличие хищников, запасы
пищи и воды, открытость территории и многие
другие. Подумайте над тем, какие условия и как
влияют на плодовитость и выживание потомства.
Утверждение В
Подумайте над тем, всегда ли заяц-беляк
незаметен, и решите, правильно или нет это
утверждение.
Утверждения Г, Д, Ж – правильные.
Докажите это.
Утверждение Е – неверно. Докажите
это.
Продолжение следует
|