ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Л.Н. ФЕДЧЕНКОВА,
учитель биологии, г. Смоленск

Продолжение. См. № 6, 7, 8, 9/2008

Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии

Программа Н.И. Сонина

Лабораторная работа № 6. Строение корневых систем

Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); живые комнатные растения (пеларгония зональная, хлорофитум, бегония); таблица «Органы растения», рисунки учебника на с. 38.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. На с. 38 прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. Зарисуйте в тетради схему стержневой корневой системы. Обозначьте главный и боковые корни. Подумайте, какой корень называется главным.

6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни. Подумайте, какие корни называются придаточными.

7. Заполните схему.

Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.

Виды корневых систем растений

Виды корневых систем растений

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Совокупность корней растения называется … системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .

3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .

5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются … .

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от …

10. Из зародышевого корешка развивается … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Впервые корень появился у:

а) покрытосеменных;
б) мхов;
в) плауновидных;
г) водорослей.

2. Корневая система растений – это:

а) главный и боковые корни;
б) главный и придаточные корни;
в) придаточные и боковые корни;
г) совокупность всех корней одного растения.

3. Придаточные корни развиваются на:

а) главном корне;
б) стебле;
в) боковых корнях;
г) воздушных корнях.

4. Функциями корня являются:

а) закрепление в почве;
б) поглощение воды и минеральных солей;
в) размножение;
г) всё перечисленное.

5. Верхушка корня покрыта:

а) корневыми волосками;
б) кожицей;
в) корневым чехликом;
г) кутикулой.

6. Сразу под корневым чехликом начинается зона:

а) деления;
б) всасывания;
в) проведения;
г) роста.

7. Корневой волосок – это:

а) вырост наружной клетки корня;
б) боковой корень;
в) вырост клеток стебля;
г) придаточный корень.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. С помощью корня растение закрепляется в почве.

2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.

3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.

4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.

5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.

6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.

7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.

8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.

9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.

10. Растения со слабым стеблем поднимаются вверх с помощью корней-прицепок.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Минеральные вещества + ? ––> корень.
  • Главный корень + ? ––> стержневая корневая система.
  • Придаточные корни + ? ––> мочковатая корневая система.
  • Корневой чехлик > зона делящихся клеток ––> ? ––> зона всасывания ––> ? .

Лабораторная работа № 7. Строение почек

Цель: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна), кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики); гербарные экземпляры растений; лезвия, лупы; таблицы: «Строение почки», «Развитие побега из почки»; рисунки учебника на с. 38–39.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите и зарисуйте расположение почек на них.

2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?

3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. С помощью рисунка на с. 39 найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

4. Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника на с. 39.

5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Составьте схему.

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Почка – это … … .

2. От неблагоприятных условий почку защищают … … .

3. Конус нарастания – это … ткань.

4. Вегетативная почка состоит из зачаточных …, …, …, … и … .

5. Из вегетативной почки вырастает … .

6. Генеративная почка состоит из …, …, …, … и … .

7. Из генеративной почки вырастает … .

8. Верхушечная почка находится на … … .

9. Пазушные почки располагаются в … ... .

10. В результате деления и роста клеток … … побег растет.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Почка – это:

а) конус нарастания;
б) зачаточный побег;
в) стебель с листьями и почками;
г) стебель с зачаточными листьями.

2. Супротивное расположение почек имеют:

а) сирень;
б) тополь;
в) рябина;
в) смородина.

3. Почечные чешуи пропитаны смолой у:

а) тополя;
б) клёна;
в) смородины;
г) крыжовника.

4. Если на зачаточном стебельке располагаются зачаточные листья и зачаточные цветки, то это:

а) вегетативная почка;
б) генеративная почка.

5. Зачаточный побег – это зачаточные:

а) стебелек, листья и почки;
б) стебелек;
в) листья;
г) почки.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. Почка – это зачаточный побег.

2. Из вегетативной почки появляются цветки.

3. Почки покрыты почечными чешуями.

4. Почечные чешуи защищают почку от неблагоприятных условий.

5. Из генеративной почки развиваются листья.

6. Вегетативная почка состоит из почечных чешуй, зачаточных стебелька, листьев и почек.

7. С наступлением тепла почки набухают, лопаются, и появляются молодые листья или бутоны цветов.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Почечные чешуи + зачаточный стебелек + ? + зачаточные листочки ––> ?

  • ? + зачаточный стебелек + ? + зачаточные листочки ––> ?

  • Стебель + почки + листья ––> ?

Лабораторная работа № 8. Расположение почек на стебле. Простые и сложные листья

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, многообразием листьев, с особенностями их внешнего строения, типами жилкования.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна) и кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики), комнатные растения или гербарные экземпляры растений с простыми и сложными листьями (берёза, вяз, клён, липа, рябина, шиповник, акация); таблицы: «Простые и сложные листья», «Развитие побега из почки», «Листорасположение»; рисунки учебника на с. 38–39.

Инструктивная карточка

Класс разделить на 2 группы по желанию. Первая группа рассматривает побеги тополя, берёзы, сирени, смородины, малины, вторая – побеги бузины, рябины, клёна, крыжовника, ежевики.

1. Рассмотрите предложенные вам побеги деревьев и кустарников. Найдите верхушечную почку и боковые (пазушные) почки. Используя таблицу, найдите пазуху листа и узел. Строение побега зарисуйте в тетрадь и обозначьте виды почек.

2. По таблице «Листорасположение» ознакомьтесь с расположение листьев на стебле. Найдите в пазухах листа боковые почки и определите их расположение. Данные занесите в таблицу в тетради.

3. Рассмотрите гербарные листы. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете? Обратите внимание на форму и край листовой пластины, наличие или отсутствие черешка (черешковые или сидячие). Данные занесите в таблицу.

4. Отберите сложные листья. На основании какого признака вы это делаете? Обратите внимание на форму и край листовой пластинки. Данные занесите в таблицу в тетради.

5. По таблице ознакомьтесь с жилкованием листьев. Определите тип жилкования предложенных вам листьев. Данные занесите в таблицу в тетради.

Таблица. Простые и сложные листья, типы жилкования и листорасположение

Название растения

Листья простые и сложные

Жилкование

Листорасположение

1.

     

2.

     

3.

     

4.

     

5.

     

6. Сделайте вывод о расположении почек на стебле и многообразии листьев.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru