И.А. ШАПОШНИКОВА,
методист по экологии ЮЗОУО ДО г. Москвы
Внеурочная деятельность по
формированию единого экологического
пространства
Экологическое образование – это не
часть
образования, а новый смысл и цель современного
образовательного процесса – уникального
средства
сохранения и развития человечества и
продолжения
человеческой цивилизации…
Г.Ягодин, Л.Третьякова
В современных условиях важна экологизация всей
системы образования и воспитания подрастающего
поколения. При этом основными для учителя
экологии становятся следующие задачи.
– Координация практической деятельности школ,
клубов по изучению и оценке состояния окружающей
среды с соблюдением процесса преемственности.
– Разнообразие форм работы с детьми с
привлечением их к исследовательской
деятельности, к прогнозированию последствий
вмешательства человека в природу.
– Воспитание доброты, ответственного
отношения к природе и людям, которые живут рядом,
к потомкам, которым нужно оставить Землю
пригодной для полноценной жизни.
Организация школьного экологического
объединения, эколого-просветительская
деятельность, исследовательская работа и
формирование здорового образа жизни – вот
основные направления формирования
экологической культуры у школьников.
В этом учебном году все образовательные
учреждения Юго-Западного административного
округа г. Москвы приступили к преподаванию в 10-х и
11-х классах нового регионального курса
«Эколо-гия Москвы и устойчивое развитие».
Базовый уровень рассчитан на 34 ч, профильный – на
68 ч. Во многих школах занятия проходят в
интеграции с другими предметами (история,
география, естествознание). Учителя прошли
подготовку для преподавания этого курса. В
основном, это учителя биологии и географии, реже
– химии, но есть и два учителя физики и два –
истории.
Защита проекта по естественнонаучному
циклу
Формировать основополагающие экологические
понятия можно и в процессе изучения учебных
дисциплин, и во внеклассной работе.
К внеурочным формам деятельности относятся
кружки, научные общества, клубы,
научно-практические конференции, экологические
акции, конкурсы и игры, элективные курсы. В
экологическую работу в Юго-Западном округе
вовлечены Центры дополнительного образования,
НИИ лекарственных растений и НИИ природы,
Ботанический сад МГУ, Дарвиновский,
Палеонтологический и Политехнический музеи,
Битцевское лесничество.
В школах Юго-Западного административного
округа работают кружки, клубы и музеи
экологической направленности. Среди них: клуб
«Гармония» ГОУ СОШ № 765, клуб «Экос» ГОУ ЦО № 1071,
клуб «Груша» ГОУ СОШ № 192, клуб «Вита» ГОУ СОШ №
1916, «Водородный клуб» школы-интерната № 58, клуб
«Ирис» ГОУ СОШ № 2007.
Основные задачи экологических клубов:
Образовательная – формирование системы
знаний об экологических проблемах современности
и путях их разрешения.
Воспитательная – формирование мотивов,
по-требностей и привычек экологически
целесообразного поведения, здорового образа
жизни.
Развивающая – развитие системы
интеллектуальных и практических умений по
изучению, оценке состояния и улучшению
окружающей среды своей местности.
Принципы: целенаправленность, связь с
жизнью, воспитание в труде, единство
педагогических требований; взаимосвязь
глобального, регионального и краеведческого
подходов, единство интеллектуального,
эмоционального восприятия окружающей среды и
практической деятельности по ее улучшению,
систематичности, непрерывности и
междисциплинарности в содержании и организации
экологического образования и воспитания.
В клубной деятельности преобладает
исследовательская работа, которая изучает
следующие проблемы:
– климат и человек;
– химия и окружающая среда;
– полевая экология;
– лесной мониторинг;
– окружающая среда и человек;
– комплексный мониторинг естественных и
ан-тропогенных систем.
Учителя и ученики принимают активное участие в
конкурсах различных уровней:
– окружной и городской тур конкурса «Юные
таланты Московии»;
– окружной и городской тур конкурса «Отечество»;
– ежегодный городской конкурс
исследовательских и реферативных работ
школьников Москвы и России «Мы и биосфера»;
– Московский городской экологический фестиваль
«Наш дом – планета Земля»;
– Всероссийские юношеские чтения им. В.И.
Вернадского;
– открытый окружной эколого-краеведческий
фестиваль «Родная земля»;
– городская научно-практическая конференция
«Экологическая культура города»;
– окружной конкурс проектных и
учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей на
Юго-Западе».
В рамках фестиваля «Родная земля» традиционно
проводится смотр-конкурс исследовательских
работ и проектов в области истории, краеведения и
экологии.
Стали традицией и ежегодные апрельские
встречи, и проведение общественно-молодежных
акций: экологические акции – на реке Гвоздянке, в
лесу Дубки, гражданско-патриотические – на Аллее
Славы у памятного знака в честь 60-летия Победы;
торжественные шествия молодежи по улицам Южного
Бутова. С 2005 г. фестиваль приобрел окружной
статус.
Семь лет живет и развивается Окружной конкурс
проектных и учебно-исследовательских работ
«Ярмарки идей на Юго-Западе». Количество его
участников растет год от года.
Конкурс проводится в несколько этапов:
– школьный тур – ноябрь-декабрь;
– районный тур – январь-февраль;
– окружной тур – апрель.
В 2006 г. в конкурсе участвовали представители
Рязанской области, Карелии, Эстонии, Беларуси,
Бразилии. Технологии «Ярмарки идей» получают
распространение в Вологодской области (Великий
Устюг) и других регионах России, в Латвии (Юрмала).
Конкурс становится межрегиональным и
международным.
Итоги конкурса подводит Экспертный совет, в
состав которого входят преподаватели школ,
ведущих вузов Москвы, ученые Российской Академии
наук (РАН), Российской Академии образования (РАО),
а также студенты вузов и специалисты различных
отраслей знаний. Лучшие работы получают дипломы
I, II и III степени, которые дают право выпускникам
школ поступать в вузы на льготных условиях.
Заключительный этап проходит на трех
площадках:
– в зале «Академический» Российской Академии
наук представлены проекты учащихся 10–11-х
классов;
– в Российском университете дружбы народов
(РУДН) – проекты 7–9-х классов;
– в Московском городском дворце детского и
юношеского творчества на Воробьевых горах –
проекты учеников 1–6-х классов.
За последние годы достигнуты значительные
успехи в работе школьных музеев. Создаются даже
музейные комплексы: в 14 школах округа уже по два и
более музеев. Работают 16 музеев экологической
направленности, среди них 11 краеведческих и 5
естественнонаучных. На базе экологического
музея «Экосистема Битцевского леса» ГОУ СОШ № 864
проводятся экскурсии для учащихся школ округа.
Разработана модель классов на открытом воздухе.
В округе работает 6 экспериментальных площадок
окружного и городского уровней экологической
направленности, одна из которых является
ресурсным центром городской экспериментальной
площадки второго уровня «Экологическое
образование в интересах устойчивого развития»,
где идет апробация учебно-методического
комплекта «Москва в будущем мире», организация и
проведение школьного экологического
мониторинга, используются проектные технологии
во внеклассной и внеурочной деятельности.
|