Внеурочная деятельность по формированию единого экологического пространства

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН  2008

И.А. ШАПОШНИКОВА,
методист по экологии ЮЗОУО ДО г. Москвы

Внеурочная деятельность по формированию единого экологического пространства

Экологическое образование – это не часть
образования, а новый смысл и цель современного
образовательного процесса – уникального средства
сохранения и развития человечества и продолжения
человеческой цивилизации…

Г.Ягодин, Л.Третьякова

В современных условиях важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. При этом основными для учителя экологии становятся следующие задачи.

– Координация практической деятельности школ, клубов по изучению и оценке состояния окружающей среды с соблюдением процесса преемственности.

– Разнообразие форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.

– Воспитание доброты, ответственного отношения к природе и людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Организация школьного экологического объединения, эколого-просветительская деятельность, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни – вот основные направления формирования экологической культуры у школьников.

В этом учебном году все образовательные учреждения Юго-Западного административного округа г. Москвы приступили к преподаванию в 10-х и 11-х классах нового регионального курса «Эколо-гия Москвы и устойчивое развитие». Базовый уровень рассчитан на 34 ч, профильный – на 68 ч. Во многих школах занятия проходят в интеграции с другими предметами (история, география, естествознание). Учителя прошли подготовку для преподавания этого курса. В основном, это учителя биологии и географии, реже – химии, но есть и два учителя физики и два – истории.

Защита проекта по естественнонаучному циклу

Защита проекта по естественнонаучному циклу

Формировать основополагающие экологические понятия можно и в процессе изучения учебных дисциплин, и во внеклассной работе.

К внеурочным формам деятельности относятся кружки, научные общества, клубы, научно-практические конференции, экологические акции, конкурсы и игры, элективные курсы. В экологическую работу в Юго-Западном округе вовлечены Центры дополнительного образования, НИИ лекарственных растений и НИИ природы, Ботанический сад МГУ, Дарвиновский, Палеонтологический и Политехнический музеи, Битцевское лесничество.

В школах Юго-Западного административного округа работают кружки, клубы и музеи экологической направленности. Среди них: клуб «Гармония» ГОУ СОШ № 765, клуб «Экос» ГОУ ЦО № 1071, клуб «Груша» ГОУ СОШ № 192, клуб «Вита» ГОУ СОШ № 1916, «Водородный клуб» школы-интерната № 58, клуб «Ирис» ГОУ СОШ № 2007.

Основные задачи экологических клубов:

Образовательная – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения.

Воспитательная – формирование мотивов, по-требностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Развивающая – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.

Принципы: целенаправленность, связь с жизнью, воспитание в труде, единство педагогических требований; взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов, единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению, систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

В клубной деятельности преобладает исследовательская работа, которая изучает следующие проблемы:

– климат и человек;
– химия и окружающая среда;
– полевая экология;
– лесной мониторинг;
– окружающая среда и человек;
– комплексный мониторинг естественных и ан-тропогенных систем.

Учителя и ученики принимают активное участие в конкурсах различных уровней:

– окружной и городской тур конкурса «Юные таланты Московии»;
– окружной и городской тур конкурса «Отечество»;
– ежегодный городской конкурс исследовательских и реферативных работ школьников Москвы и России «Мы и биосфера»;
– Московский городской экологический фестиваль «Наш дом – планета Земля»;
– Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского;
– открытый окружной эколого-краеведческий фестиваль «Родная земля»;
– городская научно-практическая конференция «Экологическая культура города»;
– окружной конкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей на Юго-Западе».

В рамках фестиваля «Родная земля» традиционно проводится смотр-конкурс исследовательских работ и проектов в области истории, краеведения и экологии.

Стали традицией и ежегодные апрельские встречи, и проведение общественно-молодежных акций: экологические акции – на реке Гвоздянке, в лесу Дубки, гражданско-патриотические – на Аллее Славы у памятного знака в честь 60-летия Победы; торжественные шествия молодежи по улицам Южного Бутова. С 2005 г. фестиваль приобрел окружной статус.

Семь лет живет и развивается Окружной конкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Ярмарки идей на Юго-Западе». Количество его участников растет год от года.

Конкурс проводится в несколько этапов:

– школьный тур – ноябрь-декабрь;
– районный тур – январь-февраль;
– окружной тур – апрель.

В 2006 г. в конкурсе участвовали представители Рязанской области, Карелии, Эстонии, Беларуси, Бразилии. Технологии «Ярмарки идей» получают распространение в Вологодской области (Великий Устюг) и других регионах России, в Латвии (Юрмала). Конкурс становится межрегиональным и международным.

Итоги конкурса подводит Экспертный совет, в состав которого входят преподаватели школ, ведущих вузов Москвы, ученые Российской Академии наук (РАН), Российской Академии образования (РАО), а также студенты вузов и специалисты различных отраслей знаний. Лучшие работы получают дипломы I, II и III степени, которые дают право выпускникам школ поступать в вузы на льготных условиях.

Заключительный этап проходит на трех площадках:

– в зале «Академический» Российской Академии наук представлены проекты учащихся 10–11-х классов;
– в Российском университете дружбы народов (РУДН) – проекты 7–9-х классов;
– в Московском городском дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах – проекты учеников 1–6-х классов.

За последние годы достигнуты значительные успехи в работе школьных музеев. Создаются даже музейные комплексы: в 14 школах округа уже по два и более музеев. Работают 16 музеев экологической направленности, среди них 11 краеведческих и 5 естественнонаучных. На базе экологического музея «Экосистема Битцевского леса» ГОУ СОШ № 864 проводятся экскурсии для учащихся школ округа. Разработана модель классов на открытом воздухе.

В округе работает 6 экспериментальных площадок окружного и городского уровней экологической направленности, одна из которых является ресурсным центром городской экспериментальной площадки второго уровня «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», где идет апробация учебно-методического комплекта «Москва в будущем мире», организация и проведение школьного экологического мониторинга, используются проектные технологии во внеклассной и внеурочной деятельности.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru