С.Ю. ПОНОМАРЕВ,
учитель химии и экологии ГОУ СОШ № 192,
г. Москва
Экологический эксперимент
Обобщение опыта работы лицейских
классов
Особенностью преподавания предмета «Экология»
является единство процессов обучения,
экологического воспитания и экспериментальной
работы.
Экологическое обучение построено на основе
курса «Экология и устойчивое развитие» и
включает в себя:
факультативный курс «Экология
животных и растений», 5–6-е классы;
интегрированный курс «ОБЖ и экология»,
7–8-е классы;
факультативный курс в 9-х классах;
обязательный курс экологии во всех
10–11-х классах.
Поскольку экология ставит задачи и формулирует
проблемы, изучение и решение которых невозможно
без ряда естественных наук, то экологическое
обучение является средством формирования
мотивации к изучению биологии, химии, физики,
математики.
Наблюдения за состоянием и изменением
окружающей среды воспитывают бережное и
внимательное отношение к живой природе,
формируют биоцентрическую позицию.
Экологические исследования включают в себя
экспериментальную работу в школе в урочное время
на практикумах по биологии и химии, в неурочное –
на кружках и факультативах, проведение школьного
экологического мониторинга и экологические
экспедиции.
Выездные экологические мероприятия в школе
можно разделить на традиционные, проводимые
каждый год (они включены в образовательную
программу школы) и разовые, эпизодические,
выезды. К ежегодным относятся летняя
эколого-ботаническая практика в Окском
государственном биосферном заповеднике для
8-классников, эколого-химическая практика в дер.
Фенёво Невельского района Псковской области для
учащихся 10-х классов и Соловецкая экспедиция.
Разовые экспедиции – это выезды на
Звенигородскую биологическую станцию МГУ,
проведение зимних учетов водоплавающих,
посещение заповедников «Журавлиная родина»,
«Брянский лес» и Астраханского заповедника с
целью проведения гидрохимических исследований и
наблюдения полного солнечного затмения.
Важной составной частью экологических
исследований является химическая
экспериментальная работа, включающая
гидрохимические исследования на территории
школы и прилегающих к ней районов г. Москвы с
использованием полевых комплектов реагентов и
приборов для изучения состава природных вод.
В ходе этой работы школьники учатся проводить
измерения в полевых условиях, осваивают методики
обработки результатов измерений и наблюдений,
приобретают навыки коллективного творчества.
Они лучше понимают учебный материал по химии, в
частности химические процессы, протекающие в
окружающей среде.
Многолетние исследования в дер. Фенёво
позволяют проследить уникальный процесс
изменения состояния природных водных объектов
окрестностей: на этих территориях, с некогда
активной сельскохозяйственной деятельностью,
теперь происходит уменьшение антропогенного
воздействия.
В исследованиях используется метод
коллективной обработки результатов наблюдений.
Результаты исследований размещены в Интернете
на сайте www.fenevo.narod.ru. На этом же сайте размещаются
результаты измерений, которые становятся
доступны всем желающим. Так, при обработке
результатов измерений формируется
Интернет-ресурс.
Участие в экспериментальной экологической
работе, экологических экспедициях позволяет
воспитывать личность с выраженной гражданской
позицией, понимающую важность прекращения
хищнического, варварского отношения к природе и
осознающую политическую и экономическую
необходимость сохранения окружающей среды.
|