Т.М. ЛОГИНОВА,
учитель биологии Сенгилеевской СШ № 2,
Ульяновская обл.
Особенности строения клеток эукариот
Тип урока: изучение и первичное закрепление
знаний.
Цели урока
Обучающие: систематизация знаний об
особенностях строения клеток растений, животных
и грибов; формирование умения применять
приобретенные знания при сравнении различных
видов клеток; закрепление навыков работы с
микроскопом.
Воспитывающие: формирование
материалистических взглядов на единство живой
природы; формирование нравственных качеств:
чувства товарищества, дисциплинированности.
Развивающие: развитие аналитического
мышления, речи учащихся, обогащение словарного
запаса; развитие навыков самостоятельной работы
с учебником, с микроскопом.
Оборудование: 11–12 микроскопов,
микропрепараты клеток растений, животных и
грибов, таблицы: «Клетка», «Растительная клетка»,
«Клетка гриба», проектор, слайды.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка усвоения ранее изученного
материала
1. На какие две группы делятся все организмы? (Прокариоты
и эукариоты.)
2. Как по-другому называют клетки прокариот и
эукариот? (Доядерные и ядерные.)
3. Какие организмы относятся к прокариотам? (Бактерии
и археи.)
4. В чем основная особенность строения прокариот?
(Клетки не имеют оформленного ядра.)
III. Усвоение нового материала
Сравнительная характеристика прокариот и
эукариот
К эукариотам относятся разные организмы, но у
их клеток есть общее в строении: ядро, имеющее
мембрану, которая отделяет его от цитоплазмы. В
цитоплазме находятся различные органоиды,
которых намного больше, чем в клетках прокариот.
Появление в ходе эволюции ядра в эукариотической
клетке позволило разнести в пространстве и во
времени процессы транскрипции – синтеза
информационной (матричной) РНК, и трансляции –
синтеза белка на рибосомах. У прокариот синтез
мРНК и синтез белка могут идти одновременно, а у
эукариот – только последовательно.
Задание: заполните таблицу «Сравнительная
характеристика клеток прокариот и эукариот».
Какие выводы можно сделать из анализа данных
этой таблицы? (Клетки эукариот содержат намного
больше органоидов, чем клетки прокариот.
Сходство строения клеток эукариот и прокариот
свидетельствует о единстве живой природы.)
Таблица. Сравнительная характеристика
клеток прокариот и эукариот
Признаки |
Прокариоты |
Эукариоты |
1. Ядерная оболочка |
|
|
2. Плазматическая мембрана |
|
|
3. Митохондрии |
|
|
4. ЭПС |
|
|
5. Рибосомы |
|
|
6. Вакуоли |
|
|
7. Лизосомы |
|
|
8. Клеточная стенка |
|
|
9. Капсула |
|
|
10. Комплекс Гольджи |
|
|
11. Пластиды |
|
|
12. Хромосома |
|
|
13. ДНК |
|
|
14. Органоиды движения |
|
|
Задание: сравните изображенные на
слайде клетки. Какими цифрами обозначены клетки
прокариот, эукариот? В каком направлении шла
эволюция клетки? (Эволюция клетки шла по пути
усложнения ее строения.)
Особенности строения растительной, животной и
грибной клеток
Хотя клетки разных эукариот имеют много общего
в строении и жизнедеятельности (наличие ядра,
сходство химического состава, процессов обмена
веществ и энергии, универсальный генетический
код, сходство процессов деления), клетки
растений, животных и грибов заметно различаются.
Эти различия лежат в основе классификации этих
организмов, т.е. отнесения их к определенному
царству живой природы.
Схема строения эукариотической
клетки: А – животного; Б – растения
Самостоятельная работа в группах: выявление
особенностей строения клеток представителей
различных царств.
Задание для 1-й группы
1. Прочитайте в учебнике «Общая биология» А.О.
Рувинского статью «Сравнительная
характеристика клеток эукариот», начиная со
слов: «Для растительной клетки характерно...».
2. Рассмотрите препарат растительной клетки под
микроскопом и рис. 23 в учебнике.
3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните
первую графу:
№ п/п |
Растения |
Грибы |
Животные |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. Разделитесь на пары. Подготовьте
рассказ об особенностях растительной клетки и
проверьте друг друга.
Задание для 2-й группы
1. Прочитайте в учебнике статью «Сравнительная
характеристика клеток эукариот», начиная со
слов: «В клетках представителей царства
грибов...».
2. Рассмотрите препарат клеток гриба мукора под
микроскопом.
3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните
вторую графу.
№ п/п |
Растения |
Грибы |
Животные |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. Разделитесь на пары. Подготовьте
рассказ об особенностях клеток грибов и
проверьте друг друга.
Задание для 3-й группы
1. Прочитайте в учебнике статью «Сравнительная
характеристика клеток эукариот», начиная со
слов: «В клетках животных отсутствует...».
2. Рассмотрите препарат животной клетки под
микроскопом и рис. 23 в учебнике.
3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните
третью графу.
№ п/п |
Растения |
Грибы |
Животные |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. Разделитесь на пары. Подготовьте
рассказ об особенностях животной клетки и
проверьте друг друга.
Выступления учащихся от групп, заполнение всех
граф таблицы на доске и в тетрадях.
№ п/п |
Растения |
Грибы |
Животные |
1. |
Есть пластиды |
Нет пластид |
Нет пластид |
2. |
Крупная центральная вакуоль |
Центральная вакуоль |
Нет крупных вакуолей |
3. |
Клеточная стенка из целлюлозы |
Клеточная стенка из хитина |
Нет клеточной стенки |
4. |
Центриоли есть только у низших |
Центриоли не у всех |
Центриоли есть у всех |
5. |
Запасное вещество – крахмал |
Запасное вещество – гликоген |
Запасное вещество – гликоген |
6. |
Автотрофы |
Гетеротрофы |
Гетеротрофы |
7. |
Неподвижны |
Неподвижны |
Подвижны |
IV. Закрепление изученного
материала
1. Какие особенности строения сближают грибы с
царством растений? (Наличие клеточной стенки,
неподвижность, наличие центральной вакуоли,
отсутствие центриолей.)
2. Что сближает грибы с царством животных? (Гетеротрофность,
наличие хитина, гликогена, отсутствие пластид.)
3. Выявите черты сходства и различия в строении
растительной и животной клеток. Сделайте выводы.
(Сходство в строении растительной и животной
клеток – плазматическая мембрана, наличие ядра,
митохондрий, рибосом, эндоплазматичес-кой сети,
комплекса Гольджи – указывают на принадлежность
и растительной и животной клеток к эукариотам.
Различия в их строении –
пластиды, центральная вакуоль, клеточная стенка
у растений – указывают на то, что они относятся к
разным царствам. На рисунке органоиды обозначены
цифрами.)
Тесты
Выберите один правильный ответ.
1. У прокариот отсутствуют:
а) митохондрии;
б) хромосомы;
в) рибосомы.
2. Хлоропласты – органоиды, характерные для
клеток:
а) животных;
б) растений и животных;
в) только растений.
3. Целлюлозную клеточную стенку имеют клетки:
а) растений;
б) животных;
в) грибов.
4. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:
а) они живут в почве;
б) не имеют хлорофилла;
в) имеют небольшие размеры.
5. Бактерии и грибы относят:
а) к одному царству живых организмов;
б) к царству растений;
в) к разным царствам живой природы.
6. С животными грибы сближает:
а) строение клеточной стенки и неподвижность;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания.
Выберите несколько правильных ответов из
предложенных.
7. К прокариотам относятся:
а) грибы;
б) бактерии;
в) насекомые;
г) хламидомонада;
д) мхи;
е) животные;
ж) эвглена;
з) синезеленые водоросли.
Домашнее задание. Повторить §6–9: прочитать,
ответить на вопросы, выучить выделенные курсивом
слова, знать их значение, повторить материал по
записям в тетрадях.
|