А.Х. АРСЛАНБАЕВА,
учитель биологии МОУ «Башкирская гимназия»,
с. Мраково, Республика Башкортостан
Первая помощь при растяжении связок,
вывихах суставов, переломах костей
Интегрированный урок в 8-м классе в
форме групповой работы
Цели
урока: дать представление о видах травм
системы опоры и движения, научить различать
по-вреждения суставов, костей, растяжения связок.
Научить оказывать доврачебную помощь.
Оборудование: компьютер и видеопроектор,
экран, диск по разделу «Человек и его здоровье»;
модели скелета кролика, человека, кошки, крысы;
таблицы «Строение костей», «Типы соединения
костей», «Скелет человека», «Повреждения
опорно-двигательного аппарата»; рентгенограммы
вывихов и переломов; шины, бинты, дощечки,
косынки, жгут, лёд; на каждый стол – рисунок
скелета человека, задания в конвертах для работы.
Ход урока
Движение может заменить по своему
действию любое лекарство, но все средства мира не
в состоянии заменить движения.
Тиссо
I. Организационный момент
Для проведения урока класс делится на 4 группы.
Учитель. Каждый живой организм, относящийся
к подтипу Позвоночные, или Черепные, в том числе и
человек, способен к движению. На предыдущем уроке
мы рассмотрели строение скелета человека. А
сегодня для проверки ваших знаний мы проведем
турнир знатоков.
II. Актуализация знаний
1. Продолжите логическую цепочку и ответьте
на вопрос: О чем идет речь?
Обмен веществ, питание, дыхание, выделение,
размножение ... (Цепочка завершается терминами:
раздражимость, рост и развитие, подвижность. Речь
идет о свойствах живых систем.)
2. Из перечисленных систем органов выберите
те, которые обеспечивают подвижность нашего
организма. Обоснуйте свой выбор.
Покровная, дыхательная, кровеносная,
пищеварительная, скелетная, выделительная,
мышечная, нервная, эндокринная, система органов
размножения. (Скелетная, мышечная, нервная.)
3. Определите, каким отделам скелета
соответ-ствуют кости. (Задания раздаются в
конвертах для каждой группы. После завершения
обсуждения, представитель от каждой группы дает
устный ответ.)
1-я группа
Грудина. (Грудная клетка.)
Теменная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Лобная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Малая берцовая кость. (Скелет нижних
конечностей.)
Ребро. (Грудная клетка.)
2-я группа
Шейный позвонок. (Шейный отдел позвоночника.)
Скуловая кость. (Лицевой отдел черепа.)
Затылочная кость. (Мозговой отдел черепа.)
Большая берцовая кость. (Скелет нижних
конечностей.)
Нижнечелюстная кость. (Лицевой отдел черепа.)
3-я группа
Лопатка. (Скелет плечевого пояса.)
Бедренная кость. (Скелет нижних конечностей.)
Пяточная кость. (Скелет нижних конечностей.)
Ключица. (Плечевой пояс.)
Носовая кость. (Лицевой отдел черепа.)
4-я группа
Лучевая кость. (Скелет верхних конечностей.)
Поясничный позвонок. (Позвоночник.)
Фаланги пальцев кисти. (Скелет верхних
конечностей.)
Седалищная кость. (Скелет тазового пояса.)
Нёбная кость. (Лицевой отдел черепа.)
4. От каждой группы к доске выходят по одному
человеку. На представленных скелетах кролика,
кошки, крысы, человека надо показывать кости
скелета, которые называет учитель. Остальные
внимательно смотрят и исправляют ошибки.
Показать кости: грудные позвонки,
нижнечелюст-ная кость, грудина, тазовые кости,
малая берцовая кость, ребро, плечевая кость,
крестцовые позвонки.
О чём говорит наличие в скелете данных животных
одних и тех же костей? (О родственном
происхождении: все они относятся к классу
млекопитающих.)
5. От каждой группы к доске выходят по одному
человеку и по жребию выбирают для себя зада-
ние – показать отдел скелета человека и
составляющие его кости. Учащиеся отвечают по
сюжетам видеофрагментов, идущих на проекционном
экране.
1. Череп
Лицевой отдел: парные – верхнечелюстная,
скуловая, носовая, небная; непарные –
нижнечелюстная, предъязычная.
Мозговой отдел: парные – теменная, височная;
непарные – лобная, затылочная, клиновидная.
2. Позвоночник и грудная клетка
Позвоночник: 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5
поясничных, 5 крестцовых, 4–5 копчиковых; грудная
клетка: 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина.
3. Плечевой пояс и скелет верхних
конечностей
Плечевой пояс: 2 лопатки, 2 ключицы; скелет
верхних конечностей: плечо, предплечье, кисть.
4. Тазовый пояс и скелет нижних конечностей
Тазовый пояс – тазовые кости, соединенные с
крестцовым отделом позвоночника.
Скелет нижних конечностей – бедро, голень,
стопа.
III. Изучение новой темы
Учитель. Несчастные случаи обычно
происходят внезапно. Как же быть, если произошла
травма опорно-двигательной системы? Нужно ли
уметь оказывать первую медицинскую помощь
пострадавшему, как вы считаете?
Учитель предлагает учащимся сформулировать
тему урока, корректирует ее и предлагает
записать в тетради. Затем заостряет внимание на
постановке целей при изучении темы и совместно с
учащимися формулирует их.
1. Изучить виды травм опорно-двигательной
системы и их симптомы.
2. Научиться оказывать первую помощь при травмах.
3. Изучить причины детского травматизма.
Учитель. Прочность костей и суставов
велика, но удар, падение, сдавливание могут
привести к травмам. Есть ли в классе учащиеся, у
которых была травма опорной системы? Какие виды
травм опорной системы вы знаете? (Учащиеся
перечисляют виды травм: растяжение связок,
вывихи суставов, переломы.)
Группам предлагается за 3 мин сформулировать
определения названных терминов, учитель
корректирует их. Затем учащиеся, пользуясь
учебником, заполняют в тетрадях таблицу «Травмы
опорно-двигательной системы», образец которой
записан на доске. Заполнение таблицы
сопровождается комментариями. Перед заполнением
графы «Первая помощь» идет просмотр сюжета из
фильма, затем проводится обсуждение. После
беседы делаются выводы.
Учитель. В нашем районе среди детей
наиболее распространен бытовой, уличный,
школьный травматизм. Травмы происходят из-за
повышенной двигательной активности: вы бегаете,
прыгаете, но при этом толкаетесь, спотыкаетесь,
ставите подножки. Самая главная причина
травматизма – пренебрежение правилами техники
безопасности. Количество травм возрастает в
зимний и летний периоды. Чаще всего ломают руки –
в плечевом суставе и локте. (Учитель знакомит с
советами врача о том, как правильно падать.)
Виды повреждения костей: А –
перелом; Б – вывих; В – растяжение связок
Таблица. Травмы опорно-двигательной
системы
Виды травм |
Растяжение связок |
Вывих суставов |
Перелом |
Повреждения |
Повреждение связок,
соединяющих кости в суставе. Возникают при
неловких движениях, ушибах |
Сильное смещение костей, при
этом суставная головка выходит из суставной
впадины |
Нарушение целостности кости.
Переломы бывают открытые и закрытые, со
смещением или без смещения кости, единичные и
множественные |
Симптомы |
Боль. Отек вокруг сустава
синюшного цвета из-за разрыва кровеносных
сосудов и кровоизлияний |
Боль. Изменение формы сустава.
Может быть разрыв связок, растяжение связок.
Нарушение движений в суставе |
Резкая боль. Сильная
припухлость. Невозможность движений. Нарушение
формы, длины, искривление поврежденной части
тела |
Первая помощь |
1. Приложить к поврежденному
месту пузырь со льдом или холодное, смоченное
водой полотенце для уменьшения отечности.
2. Наложить тугую фиксирующую повязку.
Нельзя греть, дергать, вытягивать поврежденное
место.
Для обезболивания подойдет простой или
комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин,
солпадеин).
3. Обратиться в травмопункт |
1. Полный покой сустава.
Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы
были неподвижны два соседних сустава, для
иммобилизации используют шины, дощечки, косынки.
3. Вправлять сустав может только врач |
Полная неподвижность
поврежденной части путем фиксирования. Шина
должна заходить выше и ниже поврежденного
участка, если это конечности. При переломе ребер
пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и
дышать неглубоко. Грудную клетку туго
забинтовать. При переломе позвоночника
пострадавшего кладут на твердую поверхность и
так транспортируют в больницу. Тело нельзя
сгибать и наклонять. При переломах костей черепа
больного укладывают на носилки животом вниз, под
голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с
углублением или ватно-марлевый круг |
IV. Закрепление нового материала
1. Учебно-тренировочная игра
Учащиеся выполняют задание, используя
подручный материал и шины (металлические
лестничные, фанерные), перевязочный материал.
Задание для 1-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если при
падении была сильно сдавлена грудная клетка.
Свои действия обоснуйте.
Задание для 2-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если
сломана лучевая кость. Свои действия обоснуйте.
Задание для 3-й группы
Окажите первую медицинскую помощь, если
сломано бедро. Свои действия обоснуйте.
Задание для 4-й группы
Окажите первую помощь, если вывихнут
лучезапястный сустав. Свои действия обоснуйте.
Фиксирующие повязки
2. Выберите верные утверждения.
Если вы согласны с утверждением – ставите
цифру 1, если не согласны – 0. (Индивидуальная
работа в тетрадях.)
1. Перелом – это выход суставной головки из
су-ставной впадины. (0.)
2. Вывихи вправляют при оказании первой
медицинской помощи. (0.)
3. Резкая боль, припухлость, невозможность
движений – признаки перелома. (1.)
4. Наложение холода и тугой повязки – это первая
помощь при растяжении связок. (1.)
5. При повреждении позвоночника человека нужно
уложить на спину, под голову положить валик и
отправить его в больницу. (0).
Оценки:
– 5 правильных ответов – «5»;
– 4 правильных ответа – «4»;
– 3 правильных ответа – «3».
3. Разрешить сложившуюся ситуацию.
1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет
по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров,
сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки
ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить
пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как
помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась,
ее случайно толкнул при падении старшеклассник.
Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала.
От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо.
При осмотре оказалось, что девочка не может
пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек
и есть искривление кости. Девочки не знали, что
делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
4. Работа по рентгенограммам.
Учащиеся по группам определяют виды переломов
и вывихов.
V. Итоги урока
Учитель предлагает провести самооценку и
взаимооценку в группе. Затем, комментируя,
выставляет оценки в журнал.
Задание на дом. Выполнить упражнение №
76 «Меры первой помощи» (с. 31 рабочей тетради к
учебнику Сонина Н.И. «Биология. Человек»). Читать
§13 и отвечать на вопросы к нему по учебнику
Цузмер А.М., Петришина О.Л. «Биология: Человек и
его здоровье. 9-й класс».
В домашних условиях потренироваться проводить
подручными средствами иммобилизацию плеча,
ключицы, бедра, голени при переломах.
Литература
1. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я., Соколова
Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены
человека. – М.: Просвещение, 1984.
2. Бруновт Е.П., Маш Р.Д. Методика обучения
анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.:
Просвещение, 1978.
3. Гоголев М.И. Основы медицинских знаний
учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
4. Гусев А.С., Сергеев Ю.П. Анатомия. – М.:
Медицина, 1986.
5. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной
анатомии человека. – М.: Медицина, 1984.
6. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.
Учебно-методическое пособие по биологии. – М.:
Вако, 2005.
|