Н. А. Трубинская
ЦНС и регуляция функций организма человека
Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для изучения в 10–11-х классах общеобразовательной школы или в классах естественнонаучного профиля и рассчитан на 34 учебных часа: 10 ч – в 10-м и 14 ч – в 11-м классах (1 ч в неделю).
Последовательность разделов и тем программы курса обусловлена логикой развития основных знаний об анатомии и физиологии центральной нервной системы (ЦНС). В курсе представлены сведения о механизмах работы отдельных клеток и формировании на базе этих клеток систем интеграции организма в единое целое. Курс основывается на обязательных учебных предметах и лежит на стыке биологии, химии и физики.
В конце изучения каждого раздела рекомендуется провести зачет или письменную контрольную работу. По завершении изучения курса возможно проведение итоговой конференции.
Цель курса: углубленно изучить строение и функ-ционирование ЦНС и сенсорных систем, механиз-мов управления физиологическими функциями организма человека.
Основные задачи курса:
изучить особенности строения и функции нерв-ной ткани, нервных волокон, нервов, спинного и головного мозга и органов чувств человека;
рассмотреть общие принципы управления процессами жизнедеятельности организма человека и роль ЦНС в регуляции и координации функций;
развивать творческие способности учащихся в процессе проведения самонаблюдений, выполнения лабораторных работ, написания и защиты рефератов;
способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических и медицинских специальностей.
Учебно-тематический план
Темы занятий |
Количество часов |
||
всего |
теория |
лабораторные |
|
Раздел 1. Общая анатомия и физиология ЦНС |
|||
1. Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС. Нервная ткань. Нейроны и их строение |
1 |
1 |
– |
2. Классификация нейронов по выполняемым ими функциям. Нейроглия |
2 |
1 |
1 |
3. Нервные волокна и нервы, их строение и типы |
1 |
1 |
– |
4. Нервные окончания и их типы. Рецепторы. Синапсы |
2 |
2 |
– |
5. Возбудимые ткани и их свойства. Проводимость нервной ткани |
1 |
1 |
|
6. Рефлекс и рефлекторная дуга. Типы рефлекторных дуг. Классификация рефлексов |
2 |
1 |
1 |
7. Процессы управления (регуляции) в живых системах |
1 |
1 |
– |
8. Контрольный урок по разделу 1 (тестирование) |
1 |
1 |
– |
Раздел 2. Частная анатомия и физиология ЦНС |
|||
1. Строение и функции спинного мозга человека |
1 |
1 |
1 |
2. Головной мозг человека. Строение и функции продолговатого мозга, моста и мозжечка |
2 |
1 |
1 |
3. Строение и функции среднего и промежуточного мозга |
2 |
1 |
– |
4. Строение и функции большого (конечного мозга) |
1 |
1 |
– |
5. Контрольный урок по разделу 2 (зачет по разделу) |
1 |
1 |
– |
Раздел 3. Анатомия и физиология периферической нервной системы |
|||
1. Общие сведения о периферической нервной системе. Спинномозговые черепные нервы |
1 |
1 |
– |
2. Особенности строения вегетативной нервной системы |
2 |
2 |
– |
3. Обобщение знаний раздела 3 |
1 |
1 |
– |
Раздел 4. Анатомия и физиология сенсорных систем |
|||
1. Понятия органов чувств и сенсорных систем. Значение зрения. Строение глаза человека. Функции органов |
2 |
1 |
1 |
2. Строение и функции органов слуха и равновесия человека |
2 |
1 |
1 |
3. Строение и функции органов обоняния, вкуса и осязания |
1 |
1 |
– |
4. Контрольный урок по разделу 4 (контрольная работа) |
1 |
1 |
– |
Раздел 5. Эндокринная регуляция физиологических функций |
|||
1. Общая характеристика эндокринной системы |
1 |
1 |
– |
2. Гормоны, их свойства и классификация |
1 |
1 |
– |
3. Основные железы внутренней секреции |
1 |
1 |
– |
4. Заболевания, вызываемые нарушениями деятельности эндокринных желез |
1 |
0,5 |
0,5 |
Итоговая конференция по курсу |
2 |
2 |
– |
Итого: |
34 |
27,5 |
6,5 |
Содержание курса
1. Общая анатомия и физиология ЦНС
Предмет и задачи курса. Нервная ткань. Нейроны и их строение. Тело нейрона. Функции аксонов и дендритов (восприятие раздражения и проведение нервных импульсов к телу нейрона). Классификация нейронов. Нейросекреторные клетки, особенности их строения и значение.
Нейроглия и ее функциональная
значимость. Нервные волокна и нервы. Нервы, их
строение, значение и классификация
(центростремительные, центробежные и смешанные).
Нервные окончания и их деление на группы по
функциональному признаку. Рецепторы, их значение
и классификация по специфичности
воспринимаемого раздражения. Синапсы, их
классификация. Возбуждение и торможение в ЦНС.
Тормозные синапсы. Возбудимые ткани.
Возбудимость – основа жизни. Биоэлектрические
явления при возбуждении клетки. Рефлекс и
рефлекторная дуга. Принципы рефлекторной
деятельности по И.П. Павлову. И.М. Сеченов и
И.П. Павлов – основоположники изучения
физиологии головного мозга в России.
Классификация рефлексов. Процессы управления в
живых системах. Нервная регуляция функций
организма человека и ее характерные черты.
Элементарная рассудочная деятельность.
Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение нервной ткани.
Лабораторная работа № 2. Наблюдение безусловных рефлексов человека и построение рефлекторных дуг.
2. Частная анатомия и физиология ЦНС
Спинной мозг человека. Общие сведения о спинном мозге. Серое и белое вещество. Центральный канал. Образование и значение ликвора. Передние, задние и боковые рога серого вещества. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Сегменты спинного мозга. Три типа проводящих пучков спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга и их значение. Повреждения спинного мозга.
Головной мозг человека. Общие сведения о головном мозге. Строение и функции (рефлекторная и проводниковая) продолговатого мозга. Варолиев мост и его значение. Мозжечок и его строение. Функции мозжечка и их изменения, происходящие при повреждениях мозжечка. Строение и функции среднего мозга. Промежуточный мозг. Лимбическая система как анатомическое эмоциональное кольцо. Функциональное значение лимбической системы. Строение и функции большого (конечного) мозга. Общие сведения о большом мозге (правое и левое полушария, мозолистое тело, передняя, задняя спайки и спайка свода, кора больших полушарий, базальные ядра). Полюса полушарий большого мозга (лобный и затылочный). Деление полушарий на доли (лобная, теменная, височная, затылочная и островковая) и борозды, их разделяющие. Развитие больших полушарий у зародыша и ребенка. Строение коры большого мозга. Электроэнцефалограмма. Функциональные зоны коры (сенсорные, ассоциативные и моторные) и их роль. Локализация функций в коре больших полушарий. Функциональная асимметрия полушарий.
Лабораторная работа № 3. Изучение строения головного мозга человека.
Лабораторная работа № 4. Изучение безусловных рефлексов продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка.
3. Анатомия и физиология периферической нервной системы
Периферическая нервная система и структуры, ее образующие. Закономерности строения периферической нервной системы. Периферические отделы соматической и вегетативной (автономной) нервной системы и их значение. Спинномозговые нервы. Сплетения спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное и крестцовое), их состав и значение. Черепные нервы, их количество (12 пар), деление на двигательные, чувствительные и смешанные.
Особенности автономной (вегетативной) нервной системы. Части вегетативной нервной системы. Значение симпатической нервной системы. Медиаторы окончаний симпатических нервных волокон. Центральный и периферический отделы парасимпатической части вегетативной нервной системы. Двойная иннервация органов и ее значение. Эффекты симпатической и парасимпатической систем в организме человека.
4. Анатомия и физиология сенсорных систем
Органы чувств и сенсорные системы (анализаторы). Шесть видов чувствительности и соответствующие им органы чувств (глаз, ухо, кожа и т.д.). Анализатор и три его анатомических образования (рецептор, афферентное нервное волокно, зона коры). Значение периферической, проводниковой и центральной частей анализатора. Целостность сенсорной системы – необходимое условие ее функционирования. Вклад И.П. Павлова в создание учения об анализаторах.
Значение зрения как важнейшего чувства. Строение глаза человека. Светочувствительный аппарат глаза. Зрительные пигменты и их значение. Восприятие цвета глазом. Дальтонизм, его формы и причины. Бинокулярное зрение, его сущность и преимущества (расширение поля зрения, возможность компенсации повреждения одного глаза за счет другого, снижение эффекта слепого пятна и др.).
Слух и его значение. Строение и функции наружного уха человека. Барабанная перепонка и ее значение. Строение и функции среднего уха. Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) и их значение в проведении и усилении звука. Евстахиева труба и ее значение. Строение и функции внутреннего уха. Волосковые клетки и возникновение нервного импульса на них. Строение и функции органа равновесия.
Строение и функции органа обоняния. Обонятельная область носоглоточного пространства. Обонятельные клетки, механизм действия обонятельных клеток. Строение и функции органа вкуса. Виды вкусовых рецепторов и их локализация в ротовой полости. Возбуждение рецепторов веществами, обладающими вкусом.
Кожная чувствительность. Тактильная чувствительность. Строение и функции механорецепторов, холодовых, тепловых и болевых рецепторов.
Общие свойства анализаторов и их характерис-тика.
Лабораторная работа № 5. Изучение функций зрачка.
Лабораторная работа № 6. Изучение функций и свойств органов слуха человека.
Литература
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. – М., 2002.
2. Журналы «Биология в школе» (2, 6/2004; 5/2005; 2/2006).
3. Биология: Анатомия и физиология
человека //
Мультимедийное учебное пособие, 2003.
4. Николе Дж. и др. От нейрона к мозгу. – М., 2003.
5. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия //Виртуальная школа, 2006.
6. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., МГУ, 1997.