Е. А. Девочкина
Практикум по анатомии и физиологии человека
Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся средних школ, выбравших медико-биологический профиль обучения, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.
Программа курса рассчитана на 34 ч и составлена как дополнение к основному курсу биологии.
На сегодняшний день отечественной средней школой накоплен достаточный опыт подачи теоретического материала, но практическое применение знаний учащихся – навыки решения биологических задач, постановка и проведение физиологического эксперимента развиты очень слабо. Кроме того, далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных практических работ. Поэтому в программу курса включены такие лабораторные работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к биологии, медицине; развитие мышления, речи посредством решения экспериментальных задач по физиологии и анатомии человека; углубление теоретических знаний; выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.
Задачи:
познакомить учащихся с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека;
сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека.
Основные виды занятий: проблемная лекция; лабораторная работа; практическая работа; урок решения задач.
Формы контроля: рисунок; работа с формулами; работа с таблицами; постановка и описание опыта; ответы на вопросы; аналитическое сравнение полученных данных с нормативными; составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.
Учебно-тематический план
Содержание |
|||
Всего часов |
Лекции |
Практика |
|
1. Организм человека и его строение |
4 |
1 |
3 |
2. Опорно-двигательный аппарат |
5 |
1 |
4 |
3. Кровь и кровообращение |
5 |
2 |
2 |
4. Нервная система |
8 |
2 |
6 |
5. Анализаторы |
6 |
1 |
5 |
6. Высшая нервная деятельность |
5 |
1 |
4 |
Итоговое занятие |
1 |
– |
1 |
Итого: |
34 |
9 |
25 |
Содержание курса
Тема 1. Организм человека и его строение (4 ч)
Лекция 1. Вводное занятие: знакомство с программой курса, перечнем лабораторных, практических работ и с формами контроля.
Лекция 2. Строения организма человека: клетки организма и их многообразие, органы и системы органов; функции органов.
Практическая работа. «Изучение строения животной клетки под микроскопом».
Практическое занятие. «Решение задач».
Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (5 ч)
Лекция. Строение и функции опорно-двигательной системы человека: кости, скелет, мышцы; взаимосвязь строения скелета человека и его мышечной системы.
Практическая работа № 1. «Мышечная сила».
Практическая работа № 2. «Определение наличия плоскостопия».
Практическая работа № 3. «Координация движений».
Практическое занятие. «Решение задач».
Цикл упражнений лечебной физкультуры при плоскостопии
Тема 3. Кровь и кровообращение (5 ч)
Лекция. Строение системы кровообращения человека: сердце и его функции, сосуды, виды сосудов, взаимосвязь строения разных видов сосудов с их функциями.
Практическая работа № 1. «Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения».
Практическая работа № 2. «Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы».
Практическая работа № 3. «Приемы остановки кровотечения».
Приемы остановки кровотечений
Практическое занятие. «Решение задач».
Точки остановки кровотечения
Тема 4. Нервная система (8 ч)
Лекция 1. Строение нервной системы человека: центральная и периферическая нервная система, спинной мозг, соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Лекция 2. Рефлекторный принцип работы нерв-ной системы. Безусловные и условные рефлексы. Отделы головного мозга и их функции.
Практическая работа № 1. «Исследование рефлекторных реакций человека».
Практическая работа № 2. «Исследование состояния вегетативной, или автономной, нервной системы».
Практическая работа № 3. «Средний мозг».
Практическая работа № 4. «Мозжечок».
Практическая работа № 5. «Определение индивидуального профиля асимметрии».
Практическая работа № 6. «Условные зрачковые рефлексы человека на звонок».
Тема 5. Анализаторы (6 ч)
Лекция. Ощущения. Строение и функции анализаторов. Значение анализаторов.
Практическая работа № 1. «Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза».
Практическая работа № 2. «Острота зрения».
Практическая работа № 3. «Цветное зрение».
Практическая работа № 4. «Измерение остроты слуха речью».
Практическая работа № 5. «Температурная адаптация кожных рецепторов».
Тема 6. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Лекция. Высшая нервная деятельность, формы торможения рефлексов, рассудочная деятельность, сон, инстинкт, особенности высшей нервной деятельности человека.
Практическая работа № 1. «Память».
Практическая работа № 2. «Внимание».
Практическая работа № 3. «Восприятие».
Практическая работа № 4. «Определение типа темперамента».
Итоговое занятие (1 ч)
Обобщение материала курса. Решение теста в форме ЕГЭ по теме: «Анатомия и физиология человека».
Литература для учителя
1. Высоцкая М.В. Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека. 10–11-е классы – Волгоград: Учитель, 2008.
2. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии – М.: Просвещение,1990.
3. Жердев А.В., Беркинблит М.Б., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных: экспериментальное учебное пособие. – М.: МИРОС, 1995.
4. Рохлов B.C., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учебное посо-бие. – М.: Академия, 1999.
Литература для ученика
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8-й класс. – М.: Дрофа, 2004.
2. Семенов Э.В. Основы физиологии и анатомии. – М.: Дрофа, 1996.
3. Словарь-справочник к учебнику «Биология. Человек». 9-й класс / Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1999.