Н. Р. Маилян
Лекарство и человек
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
Пояснительная запискаПрограмма данного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы посредством знакомства с основами фармакологии. На его изучение отводится 17 ч, по 1 ч в неделю. Предмет фармакологии – лекарства,
интересны всем и каждому, поскольку приходится
повсеместно сталкиваться с ними в реальной
жизни. Далеко не каждого интересует причина
заболевания, однако всех волнует вопрос о том,
как и чем необходимо лечиться. Современная
медицина не в состоянии обойтись без
лекарственных препаратов, которые с каждым днем
совершенствуются и модернизируются. Вместе с
этим растет объем информации по данному вопросу,
порой не обоснованной, и одна из задач данного
курса – это предостережение учащихся от
самолечения, понимание того, что только
профессионал способен прописать необходимое ле- В процессе реализации программы создаются условия для самостоятельной деятельности, что содействует развитию умений работать с большими объемами информации, выявлять проблемные во-просы, пытаться найти на них ответы. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда, развить свои способности, самоопределиться. Задачи курса:
Формами обучения являются лекции с элементами беседы, дискуссии, проектная деятельность, семинарские занятия, экскурсии, практические работы. При проведении уроков предполагаются де-монстрации фильмов, слайдов, учебных дисков, по-сещение аптек и поликлиник, кафедр Ивановской государственной медицинской академии (ИГМА), встречи с медицинским персоналом школы и поликлиники. Такое многообразие форм является одним из факторов развития компетентностей учащихся. Основной технологией обучения является личност-но-деятельностный подход, а доминирующим методом – метод проектов. Он основан на понимании учеником того, для чего ему необходимы полученные знания и где он их может потом применить. Учитывая возраст учащихся, проекты будут носить, в основном, информационный характер и представляться в форме презентаций PowerPoint. Такие проекты готовят учащихся к профильному обучению и будут иметь продолжение в 10–11-х классах уже в виде исследовательских проектов. Таким образом, данный курс способствует
не только расширению предметных знаний и умений,
но и усиливает практическую и жизненную
направленность, что очень важно при
предпрофильной под- Ожидаемые результаты 1. Данный курс поможет учащимся в выборе будущего профиля и, возможно, профессии. 2. Учащиеся приобретут новые знания по биологии: узнают об истории зарождения и формирования фармакологии, ее значении, новых лекарственных средствах. 3. Ученики овладеют азами методики проектной деятельности, благодаря которой научатся само-стоятельно ставить проблему, находить пути ее решения и получать результаты. В программе распределение времени дано ориентировочно, при желании оно может меняться за счет сокращения или увеличения практической части. Именно с этой целью перечень экскурсий, практических работ и тем мини-проектов сделан достаточно вариативным. Учебно-тематический план
Содержание курсаТема 1. Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина (3 ч)Зарождение фармакологии на стыке биологии и химии. Алхимия и ятрохимия. Фармакогнозия и фармакология. Темы презентаций (на выбор): «Лекарства и яды», «Ядовитые растения», «Использование ядов в Средние века», «Яды и противоядия». Экскурсия в Медицинскую академию. Тема 2. Взаимодействие лекарств с организмом (6 ч)Законы взаимодействия организма и лекарств. Действие лекарств на организм. Почему важна концентрация препарата? Зависит ли доза лекарства от пола, возраста, массы, расы, индивидуальных особенностей? Темы презентаций (на выбор): «История появления шприца», «Способы введения в организм ле-карственных средств», «Пути выведения лекарств из организма». Экскурсия в поликлинику и больницу. Тема 3. Современные лекарственные средства (6 ч)Классификация и номенклатура лекарств. Источники лекарственных средств. Витамины. Гомеопатические средства. Лекарственные растения. Фитотерапия. Лекарственные формы. Рецепт. Темы мини-проектов (на выбор): «Медицина народная и научная», «Зеленая» аптека», «Моя домашняя аптечка», «Подобное лечит подобное», «Ле-чебные свойства лекарственных растений», «Рецепт уполномочен выписать только врач». Экскурсия в аптеку. Практические работы 1. Приготовление настоев и отваров. 2. Определение лекарственных растений. 3. Комплектование домашней аптечки. 4. Правила пользования домашней аптечкой. Итоговое занятие (2 ч)Представление индивидуальных и групповых презентаций, мини-проектов, анализ и рефлексия, оценка и самооценка, выбор двух лучших работ на школьный тур научно-практической конференции. Литература для учителя1. Кривых С.В. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии // Биология. ИД «Первое сентября». 2007, № 17–19. 2. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. – М.: Знание, 1988. 3. Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. – М.: Педагогика, 1991. 4. Живайкина О. Современные лекарственные средства. – М.: Этрол, 2007. 5. Чередниченко И.П. Предпрофильная подготовка. – Волгоград: Учитель, 2007. 6. Сергеев И.С, Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: Аркти, 2007. 7. Электронное издание: «Справочник пациента, или как ставится диагноз». – М.: ИД «Равновесие», 2007. 8. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. – М.: ТЦ СФЕРА, 2003. 9. Электронное издание: «Элективные курсы». – Волгоград: Учитель, 2007. Литература для ученика1. Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. – М.: Просвещение, 1995. 2. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. – М.: Знание, 1988. 3. Учебный диск: «Лекарственные растения». – М.: ИД «Новый Диск», 2004. ПриложениеМетодические рекомендации по содержанию и проведению занятий ЛекцииРекомендуется начинать лекции с проблемных вопросов или ситуаций, возможны дискуссии, активные обсуждения. На занятиях рекомендуется рассмотреть исто-рию зарождения фармакологии, упомянув об Аптекарском приказе, который давал распоряжения о сборе местных лекарственных трав и кореньев, рассказать о первых рецептурных прописях, сигнатурах, назвать имя Парацельса – основоположника ятрохимии, пришедшей на смену алхимии. Акцентировать внимание учащихся на том, что фармакология, появившись как связующее звено между химиками и врачами, приобрела большую значимость для практической медицины. Фармакокинетика как раздел фармакологии изучает процессы, определяющие концентрацию лекарства в организме: всасывание, превращение в продукты другого состава, выделение. Следует выяснить, почему люди с разной массой тела по-разному реагируют на лекарство. Говоря о современных лекарственных средствах, необходимо указать: критерии и принципы классификации лекарст-венных средств; источники получения лекарственных средств (минеральные, растительные, синтетические, бактериальные и др.); формы лекарственных средств (жидкие, мягкие, твердые, ингаляционные); лекарственные растения, гомеопатические средства. При желании можно воспользоваться учебным диском «Лекарственные растения» (ИД «Новый Диск»); правила обращения с лекарствами и условия их хранения. ЭкскурсииВо время экскурсий в ИГМА, поликлинику, аптеку учащиеся узнают о том, как выписывают рецепты, как по рецептам выдаются лекарства, знакомятся с некоторыми историями болезней и узнают, что лекарственные препараты назначаются только после полного обследования больного с учетом особенностей организма, возраста и т.п. Рекомендуется использовать учебный диск «Справочник пациента, или как ставится диагноз» (ИД «Равновесие»), в котором очень доступно излагается, на что следует обратить внимание при приеме выписанных лекарств. Практические занятия1. Приготовление настоев и отваров. 2. Определение лекарственных растений. 3. Комплектование домашней аптечки. 4. Правила пользования домашней аптечкой. Презентации и мини-проектыЗадается определенная тема интересующей учеников проблемы или ученики, прослушав лекции и побывав на экскурсиях, сами предлагают тематику презентаций или мини-проектов. С помощью учителя ставится цель, далее ученики определяют необходимые задачи для достижения цели: выбирают адекватные методы исследования, подбирают необходимую литературу, информацию с использованием ресурсов Интернет, осваивают технику подготовки презентации, при необходимости готовят оборудование для проведения микроисследования и т.д. После того, как цели и задачи установлены, преподаватель проводит в группах консультацию по выполнению проектов, раздает методические пособия, устанавливает сроки и место подведения итогов. Далее ученики выполняют практическую часть и анализируют полученные данные, после чего формулируются выводы и заключения, подтверждающие или опровергающие гипотезу. На последних занятиях ученики выступают с презентациями результатов исследований, где излагают все этапы работы, представляют выводы, подводят итоги проекта.
|