Копилка опыта

И. А. Акперова ;
Е. Б. Алцыбеева ;
Е. С. Репницина ;
Н. Г. Шабардина

Чайная презентация

Методическое занятие для учителей

Тему занятия определяем с помощью загадок-подсказок. Если на занятии присутствуют учителя разных предметов, каждой группе можно предложить свою подсказку, а потом выслушать предположения. Возможен и другой путь: участники встречи определяют тему занятия все вместе, разгадывая подсказки-загадки от самой сложной к самой простой. Эти загадки постепенно появляются на экране. На каждом слайде кроме текста имеется и соответствующее изображение.

Толстовская

Лев Николаевич Толстой как-то сказал, что ЭТО «высвобождало в нем возможности, дремавшие в глубине души». О чем говорил писатель?

Съедобная

ЭТО может сочетаться с маслом, салом, солью, перцем. К нему можно добавлять имбирь, корицу, кардамон, жасмин, фрукты, молоко, сливки…

Статистическая

В потреблении ЭТОГО лидируют парагвайцы – 9,7 кг в год на человека. Далее следуют ирландцы и англичане – по 3 кг, за ними – китайцы и жители Гонконга (по 1 кг в год на человека); последние в списке первых – россияне, потребляющие в год по 600 г ЭТОГО.

Буддийская

Как-то раз буддийский монах Бодхидхарма уснул во время молитвы. После пробуждения, разгневанный на себя, он отсек себе веки, чтобы глаза больше не могли закрываться. А из век, брошенных на землю, выросло растение, напиток из которого до сих пор помогает монахам не спать во время молитв.

Загадочная

В детстве был живым, зеленым,
А потом он стал томленым,
Был сначала зубчатым –
Стал крученым, трубчатым.
Он зеленый, желтый, красный.
Чаще – черный! Всяк – прекрасный!

Разновидности сортов чая

Разновидности сортов чая

Медицинская

ОН в морозы согревает,
В полдень жаркий – освежает.
Если хворь с кем приключится,
ЭТИМ можно полечиться –
ОН спасает от болезней,
Многих снадобий полезней.
ОН сонливость переборет,
ОН с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
ОН – здоровью лучший друг!

Иноязычная

Латинское название ЭТОГО – Thea sinensis. А более привычное нашему уху название происходит от северокитайского «тцай-йе», что означает «молодые листочки».

Онегинская

Смеркалось, на столе, блистая,
Шипел вечерний …,
Китайский … нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По … темною струею
Уже душистый … бежал.

Сопутствующие загадки

  • Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

  • На поле родился, на заводе варился, во рту растворился.

  • Стоит толстячок, подбоченивши бочок. Руками не тронь! Вода в нем – огонь!

Таким образом мы не только определяем тему занятия, но и настраиваем участников встречи на последующее восприятие информации: устанавливаем ассоциативные связи, создаем определенный эмоциональный настрой, представляем визуальный ряд, который поможет в дальнейшей работе.

После определения темы сформируем информационный запрос. Гостям предлагается в течение 1 мин записать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ в ходе занятия. Цель этого приема – вызвать у каждого личностный интерес к теме.

Затем следует проверка чайной эрудиции (и тренировка внимания): ведущий по одному разу читает суждения, слушатели записывают, верным или неверным является каждое из них. В эти высказывания заложены противоречия между нашими житейскими представлениями о чае и той информацией, которую предстоит получить в дальнейшем. Правильные ответы на этом этапе не озвучиваются, чтобы сохранился интерес к тем вопросам, которые вызвали удивление и заставили сомневаться в своих знаниях. Итак...

Верите ли вы, что…

  • и черный, и зеленый чай получают из одного сырья;

  • чай известен человечеству более 5 тыс. лет;

  • мелколистовой чай по качеству выше, чем крупнолистовой;

  • в некоторых странах в пищу используют чайные листья, оставшиеся после заварки, приправляя их чесноком;

  • чай бывает не только черным, но и белым;

  • гранулированный чай получают из отходов чайного производства;

  • чай, в котором типсов больше, чем флешей, вкуснее;

  • ксантины чая действуют на мозг эффективнее, чем кофеин;

  • при голодании чай замедляет потерю массы тела;

  • чай в больших количествах вреден людям с больным сердцем и тем, кто страдает бессонницей.

Интрига создана – гостям хочется узнать, насколько они правы, и мы переходим к следующему этапу – работе с текстом (см. Приложение). Сначала мы предлагаем коллегам прочитать часть текста до первого разделяющего знака (?) и посмотреть на него «учительским» взглядом: назвать приемы, с помощью которых можно проработать этот фрагмент.

В первой части текста множество недоговоренностей. Внимательно читая этот текст еще раз, педагоги формулируют уточняющие и расширяющие вопросы и предлагают свои варианты ответов. Применение подобного приема на уроках стимулирует поисковую активность учеников и желание выйти за рамки текста.

На примере следующей части мы показываем, каким образом можно свертывать информацию в форме опорного конспекта, параллельно демон-стрируем иллюстративный материал и некоторые приемы работы с интерактивной доской. Мы показываем коллегам, как можно нарисовать на доске опорный конспект и сделать подписи к рисункам разными способами, сопоставить рисунок и фотографию, увеличить или уменьшить объект.

Сбор чая

Сбор чая

С технологией производства чая знакомимся с помощью рисунков и фотографий. Слушатели определяют названия этапов, находят соответствующие иллюстрации, располагают их в правильной последовательности, убирая лишнее и определяя, каких изображений не хватает. Одновременно демонстрируются приемы работы с интерактивной доской (использование затемнения экрана, разных способов выделения, перемещение надписей и рисунков, изменение цвета экрана).

Следующие 4 абзаца направлены на отработку умения классифицировать. Работу предваряет небольшой комментарий по поводу того, что такое классификация. При составлении классификационных схем возрастает доля самостоятельности участников встречи: первая схема (классификация по степени ферментации) составляется общими усилиями, при составлении второй схемы (классификация по сортам) вносятся дополнения и исправляются ошибки, которые «случайно» оказываются на доске, а третью схему (по степени измельчения) участники составляют самостоятельно, опираясь на текст.

Следующие два абзаца до второго разделяющего знака позволяют организовать совместный поиск приемов, которые можно использовать при проработке подобного текста с учениками.

Третья часть текста посвящена чайной химии. Сначала гостям предлагается ознакомиться с текстом и придумать ему название . Безусловно, неспециалистам на первый взгляд текст покажется непростым, поэтому далее мы все вместе начинаем разбираться в премудростях чайной химии.

Систематизировать информацию о действии чая на организм удобнее всего с помощью таблицы. Во время этого занятия мы показываем, каким образом можно работать с таблицами в программе PowerPoint. Сначала на экране появляется сетка таблицы, затем в первом столбце открываются названия веществ, перечисленные в том порядке, как они называются. Далее из текста выделяется влияние этих веществ на организм, а затем записи систематизируются, «перепрыгивая» в нужные ячейки таблицы.

После этого дорисовывается еще один столбец таблицы, и на примере одного-двух веществ анализируются последствия и устанавливаются причинно-следственные связи. Например, кофеин повышает умственную активность, прогоняет сон.

Первые два столбца таблицы после заполнения выглядят на экране следующим образом:

Вещества в составе чая

Действие на организм

Танин

связывает 90Sr

Катехины

капилляроукрепляющее, антимикробное, антиоксидантное

Ксантины

действуют на кору головного мозга

Кофеин

возбуждает ЦНС, усиливает сердечную деятельность, обмен веществ, усиливает кровообращение в мелких сосудах

Витамин Р

усвоение О2 клетками

Витамин С

противовоспалительное

Фторсодержащие

предотвращает кариес

После работы с таблицей можно предложить следующие вопросы:

  • Какие свойства чая лежат в основе легенды о его происхождении?

  • Почему в Средней Азии отдают предпочтение зеленому чаю?

  • Почему чай используют при заболевании глаз?

При ответах мы выстраиваем на экране логические цепочки, показывая коллегам возможности триггера – маленькой хитрости в настройках анимации, позволяющей открывать звенья цепочки в любой последовательности.

Далее мы предлагаем, опираясь на текст, подобрать аргументы для доказательства тезиса: «Чай – профессиональный напиток педагогов».

Обсуждая этот тезис, мы вновь возвращаемся к таблице и показываем один из способов выделения текста на слайде – изменение цвета.

Наши встречи убеждают коллег в том, что компьютер значительно облегчает деятельность учителя на уроке, делая ее более современной и эффективной.

После проработки текста предлагаем участникам встречи вернуться к тем суждениям о чае, которые звучали в начале занятия (эти предложения появляются на экране), и проверить, насколько точными были ответы.

В заключение мы знакомим наших гостей с одной из форм внеклассной работы с информацией. Во время предметных декад ученики часто готовят различные информационные проекты, бюллетени, газеты, пишут информационные справки, и обычно возникает проблема стимулирования читательского интереса к этой информации.

Несколько лет назад мы начали проводить аукционы знаний по вопросам, составленным на основе информации, с которой могли ознакомиться все желающие. В этом случае все участники оказываются в равных условиях и ученики 5–6-х классов могут легко состязаться со старшеклассниками. Мы пробовали подобные игры в индивидуальном, парном и групповом формате, играли с ребятами по материалам, размещенным на стендах кабинетов биологии и химии, и по материалам информационных проектов, подготовленных учениками к предметной декаде. Любая подобная игра проходит азартно и динамично, она не требует больших усилий при подготовке и очень хорошо активизирует интерес учеников к чтению и осмыслению дополнительной информации.

Гостям «методических посиделок» мы предлагаем чайный аукцион (и, конечно, не запрещаем им подглядывать в тексты). Категории вопросов и их стоимость появляются на экране, затем по гиперссылкам мы выходим на слайды с вопросами, а в методических комментариях поясняем коллегам преимущества использования гиперссылок в учебных презентациях.

Участники аукциона выбирают категорию и стоимость вопроса. В случае правильного ответа они получают аукционные денежки (в нашем случае это разноцветные «чайчики»), при неправильном ответе платят штраф.

После аукциона «чайчики» обмениваются на пакетики настоящего чая.

По материалам нашего занятия мы предлагаем следующие вопросы для аукциона (в скобках указана стоимость в «чайчиках»).

Чайная история

1. Откуда взялось выражение «чайком побаловаться»? (4)

2. Какой чай более древний: индийский или китайский? (1)

3. В каком веке чай впервые попал в Россию? (2)

4. Кто из русских царей первым попробовал чай? (3)

5. Какой вклад в историю русского чая внес Алтын-Хан? (3)

6. Какой чай – цейлонский или индийский – первым попал в Россию? (5)

7. Как называли чай в Южном Китае? А в Северном? (3+3)

8. Почему долгое время Китай был единственным производителем чая? (3)

9. Сколько веков чаю? (3)

10. Какой чай – индийский или китайский – предпочитают англичане? Почему? (1+4)

11. Почему раньше в России чай пили только богачи? (3)

12. Какую часть тела Бодхидхармы можно назвать «чайной»? (3)

Чайная ботаника

1. Чай – это дерево или кустарник? (1)

2. Требователен ли чай к условиям выращивания? (1)

3. Как называются верхушки побегов чайного листа? (3)

4. Как называются чайные почки? (3)

5. Какого цвета типсы? (3)

6. Что ценнее – типсы или флеши? (2)

7. Какие органы у мяты и жасмина используют для приготовления чая? (1+2)

8. Какое растение добавляют к чаю жители Бирмы? (3)

9. Какие растения используют в качестве добавок к чаю? (4)

10. Сбрасывает ли чайный куст листья на зиму? (2)

Чайное производство

1. Скрученными или раскрученными должны быть листья в пачке чая? (1)

2. Зачем при приготовлении зеленого чая сырье обрабатывают паром? (5)

3. Назовите факторы, влияющие на качество чая. (до 5)

4. Почему при производстве черного чая окраска листьев заметно меняется? (до 5)

5. Назовите этапы чайного производства. (4)

6. Можно ли найти в пачке чая высшего сорта типсы? А флеши? (2+1)

7. Есть ли типсы в чае первого сорта? А флеши? (1+2)

8. Какой чай лучше: мелколистовой или крупнолистовой? Почему? (1+3)

Чайный стол

1. Какие пряности и

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru