Карина Кочарова ;
Наталья Лысенко
Исследование микробной загрязненности воздуха в помещениях школы
Научно-экспериментальная работа
Экспериментальная часть
Материалы и методы
Приготовление питательных сред
Мясопептонный бульон (МПБ). К мясной воде прибавляют 1% пептона и 0,5% NaCl, кипятят на слабом огне 10–15 мин для растворения веществ, устанавливают нужный рН раствором NaOH с помощью индикаторных бумажек и снова кипятят 30–40 мин до выпадения осадка. Фильтруют, доливают до первоначального объема водой и стерилизуют 20 мин при 120 °С.
Мясопептонный агар (МПА). К готовому бульону добавляют 2% порошка агар-агара. Готовую среду, если нужно, осветляют, фильтруют и стерилизуют 20 мин при 120 °С.
Среда Лурия-Бертани (ЛБ). 1% бакто-триптона, 0,5% дрожжевого экстракта, 1% NaCl, 1,8% бакто-агара растворяют в воде, устанавливают рН 7,0 и стерилизуют 20 мин при 120 °С.
Желточно-солевой агар (ЖСА) – 10% NaCl, 10–20% желточной взвеси, 2% агара.
Перед разливом в чашки Петри агаровые среды расплавляют и остужают до 45–50 °С. Разливают среды в стерильные чашки в асептических условиях.
Отбор проб для определения общей обсемененности воздуха школьных помещений проводился седиментационным способом, основанным на механическом оседании микроорганизмов. Открытые чашки Петри со стерильной плотной питательной средой устанавливали горизонтально и экспонировали 10–20 мин в зависимости от предполагаемого загрязнения воздуха. Затем чашки закрывали, переворачивали вверх дном и выдерживали 24 ч при температуре 25–30 °С.
Определение общей обсемененности. На 2–3-й день культивирования просматривали чашки, фиксируя в журнале характер и интенсивность роста, морфологию колоний. Культуральные свойства определяли, изучая характер роста культуры с помощью лупы и под малым увеличением микроскопа. Величину и форму колоний, форму краев и прозрачность изучали в проходящем свете, рассматривая чашки со стороны дна. В отраженном свете (со стороны крышки) определяли характер поверхности колоний, окраску. Консистенцию определяли прикосновением бактериальной петли.
При идентификации бактерий (4-е
сутки роста колоний) перечисляли их
морфологические признаки: форму, наличие
капсулы, жгутиков, окраску по Граму.
При окраске по Граму на мазок воздействуют двумя
красителями: основным и дополнительным.
Различные микроорганизмы неодинаково относятся
к красителям трифенилметановой группы:
генцианвиолету, метиловому или кристаллическому
фиолетовому. Грамположительные (грам+)
микроорганизмы дают прочное соединение с
указанными красителями и йодом. При этом они не
обесцвечиваются при воздействии на них спиртом,
не изменяют приобретенный фиолетовый цвет.
Грамотрицательные (грам–) микроорганизмы
образуют с основными красителями и йодом легко
разрушающееся под действием спирта соединение. В
результате они обесцвечиваются и затем
окрашиваются фуксином, приобретая красный цвет.
Приготовление мазков, их окраска по
Граму. Исследуемый материал распределяли
тонким слоем по поверхности обезжиренного
предметного стекла. Мазок высушивали на воздухе,
затем предметное стекло с препаратом брали
пинцетом за ребра мазком вверх и проводили 2–3
раза над верхней частью пламени горелки. На
фиксированный мазок наливали основной краситель
и оставляли на 2–3 мин. Во избежание попадания
осадка окрашивание вели через фильтровальную
бумагу. Сливали краску, убирали фильтровальную
бумагу. Мазок заливали на 1–2 мин раствором
Люголя, затем раствор сливали, мазок
прополаскивали в 96% этиловом спирте до
обесцвечивания и промывали стекла в проточной
воде. Затем окрашивали фуксином, снова промывали
в проточной воде и высушивали фильтровальной
бумагой. В результате грам+ бактерии
окрашивались в темно-синий цвет, грам– – в
красный.
Окрашенные по Граму мазки просматривали под
микроскопом, фиксируя морфологию клеток.
Две колонии, подозрительные как стафилококковые,
отвили на скошенный агар для дальнейшего
исследования. Пробирки с посевом поместили в
термостат при 37 °С на 18–20 ч. Затем пересадили
колонии на дифференциальную среду –
желточно-солевой агар, на котором патогенные
стафилококки, например золотистый, способны
выделять фермент лецитиназу.
Результаты исследований
Для окончательной идентификации и дифференциации микроорганизмов должны быть выделены чистые культуры, подобраны дифференциально-диагностические среды, позволяющие отличить один вид от другого по ферментативной активности, должны быть изучены культуральные свойства на жидких и плотных средах (на жидких средах отмечают прозрачность, наличие осадка или пленки), использованы биохимические методы (изучение ферментативных активностей и т.п.), изучено взаимодействие с антисыворотками, а в особо трудных случаях используют методы молекулярно-генетического анализа (изучение ДНК).
Из-за отсутствия возможности проведения таких исследований в условиях школы мы ограничились ориентировочным определением микроорганизмов. Мы установили форму и размеры колоний, их цвет и консистенцию. При микроскопических исследованиях шести визуально различных колоний определили форму микроорганизмов (кокки, бациллы, овоиды и т.п.), подвижность, отношение к окраске по Граму, наличие спор и капсул.
Количественные результаты по обнаружению микроорганизмов в разных школьных помещениях представлены в табл.1.
Таблица 1. Общая загрязненность воздуха
Место забора проб |
Питательная среда |
Бактериальные колонии |
Грибные колонии |
||
количество колоний на чашке |
среди них разных типов |
количество колоний на чашке |
среди них разных типов |
||
Класс биологии |
МПА |
0 |
0 |
4 |
2 |
Столовая |
МПА |
0 |
0 |
4 |
3 |
Туалет |
МПА |
0 |
0 |
1 |
1 |
Коридор (после большой перемены) |
МПА |
2 |
1 |
1 |
1 |
Класс информатики |
МПА |
1 |
1 |
0 |
0 |
Раздевалка |
ЛБ |
48 |
6 |
1 |
1 |
Коридор во время перемены |
ЛБ |
32 |
5 |
1 |
1 |
Всего типов: |
|
|
6 |
|
5 |
Морфологическое описание колоний микроорганизмов и очень приблизительное (учитывая вышесказанное) ориентировочное определение микроорганизмов до разных таксономических групп представлено в табл. 2, З.
Таблица 2. Морфологические свойства идентифицируемых бактерий
Морфология колонии |
Колония № 1 |
Колония № 2 |
Колония № 3 |
Колония № 4 |
Колония № 5 |
Колония № 6 |
Форма |
амебовидная |
округлая |
круглая |
амебовидная |
неправильная |
округлая |
Размер, мм |
5 |
2–4 |
2–4 |
~ 5 |
~ 6 |
2–4 |
Цвет |
грязнобелый |
желтый |
розовый |
белый, в центре розовый |
грязно-серый |
розовый, в центре желтое скопление |
Край |
ровный |
ровный |
ровный |
волнистый | лопастной | ровный |
Блеск |
есть |
есть |
есть |
нет |
нет |
есть |
Поверхность |
гладкая |
гладкая |
гладкая |
морщинистая |
морщинистая |
морщинистая |
Профиль |
выпуклый, конический | выпуклый, слегка конич. |
выпуклый |
плоский |
плоский |
выпуклый |
Рисунок |
равномерный |
равномерный |
равномерный |
с правильными складками |
со складками |
равномерный |
Структура |
однородная |
однородная |
однородная |
неоднородная |
неоднородная |
неоднородная |
Консистенция |
мягкая |
мягкая |
мягкая |
мягкая |
плотная |
мягкая |
Морфология и цитология клеток | ||||||
Форма |
кокки | кокки | кокки | кокки и палочки |
палочки | кокки |
Расположение клеток |
скопления, гроздья |
собраны в гроздья |
скопления |
одиночные, кокки, тетрада |
одиночные |
скопления |
Размер |
довольно крупные |
очень мелкие |
мелкие |
мелкие |
крупные, длинные |
довольно крупные |
Наличие эндоспор |
нет | нет |
нет |
возможно |
нет |
нет |
Окраска по Граму |
грам+ |
грам+ |
грам+ |
грам+ / грам– |
грам– |
грам+ |
Предположительно: |
Staphilococcus |
Micrococcus |
сем. Microсоссасеае |
Sarcina |
филум Вас-teroidetes |
ceм. Microсо-ссасеае |
Таблица 3. Морфологические свойства идентифицируемых грибов
Морфология колонии |
Колония № 1 |
Колония № 2 |
Колония № 3 |
Колония № 4 |
Колония № 5 |
Структура |
морщинистая, плотная |
складчатая, плотная |
воздушная |
плотная |
плотная |
Размер, см |
2,5 |
3 |
3 |
1,4 | 0,5 |
Цвет |
серо-зеленый, по краям белый |
зеленый, по краям белый |
белый |
яркобелый |
желто-зеленый |
Профиль |
плоский |
плоский |
плоский |
выпуклый, ~ 0,3–0,4 см |
выпуклый, 0,4 см |
Край |
лопастной |
лопастной |
ровный |
волнистый |
ровный |
Морфология мицелия | |||||
Септированный |
да |
да |
нет |
нет |
да |
Наличие спорангиев |
нет |
нет |
да |
да |
да |
Форма конидиеносцев |
тип Aspergillus |
тип Penicillium | нет |
нет |
нет |
Предположительно |
Aspergillus |
Penicillium |
Мuсоr |
пор. Mucorales |
кл. Ascomycetes |
Всего колоний: |
5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Выводы: в ходе эксперимента было установлено, что общая загрязненность воздуха в школе не превышает допустимых норм (санитарная норма – не более 50 колоний). Выделенные микроорганизмы лучше росли на среде ЛБ, чем на МПА, хотя последняя считается базовой для посевов микроорганизмов из воздуха. При этом среди бактерий отмечалось явное преобладание грам+ кокковой микрофлоры, наиболее распространенными представителями которой являются члены семейства Micrococcaceae (встречаются повсеместно). Это семейство включает роды Staphilococcus (сапрофиты, патогены, условные патогены) и Micrococcus (в основном сапрофиты), микрококки имеют пигмент от желтого до розового, и именно таких цветов колонии преобладают. В одной из колоний оказалась смешанная культура – палочки и кокки разных цветов, что, возможно, вызвано нарастанием колоний друг на друга. Кокки из этой колонии собраны в группы по 2 и 4, что позволяет предположить их принадлежность к сем. Sarcina, или Streptococcaceae. Еще одна культура с грам– палочками вызвала затруднения при идентификации, т.к. обычные почвенные палочки относятся к классам Bacilli и Clostridium и являются грам+. В филум Bacteroidetes входят грам– палочки, обитающие в почве, воде, на разных растениях, поэтому можно предположить, что наши бактерии из этого филума, но точное их определение затруднительно, хотя скорее всего это сапрофитные формы, занесенные с частицами почвы в раздевалку и коридор, где и были обнаружены.
Патогенной бактериальной микрофлоры не было обнаружено. Пересеянные на дифференциальную среду подозрительные колонии по заключению санитарно-эпидемиологической службы не являются колониями золотистого стафилококка.
При идентификации грибов основным критерием служило строение мицелия и спорангиев, или конидиеносцев. Надо отметить значительное присутствие в воздухе школы спор плесневых грибов, которые являются условно-патогенными и могут вызывать плесневые микозы (аспергиллез, мукороз, пенициллиоз) у людей со слабым иммунитетом. Это предполагает необходимость проветривания классных помещений и более тщательной влажной уборки с применением дезинфицирую-щих средств.
Заключение
Сейчас в развитых странах контролируется микологическое и бактериологическое состояние больниц, жилищ, офисов, общественных зданий, детских учреждений и т.д. Источником самых распространенных опасных плесеней (грибов рода Aspergillus) могут оказаться и сухие цветы или земляная смесь для комнатных растений. Кроме того, количество и состав пыли часто связаны с реконструкцией зданий, работой вентиляционных систем и кондиционеров. В воздухе в местах массовых скоплений людей всегда присутствует некоторое количество патогенных бактерий или их споры. Поэтому наша работа по мониторингу чистоты воздуха в школе очень важна для сохранения здоровья школьников, т.к. своевременное выявление возбудителей и меры по дезинфекции способны предупредить развитие локальных вспышек инфекции.
В перспективе возможны проведение аналогичных проверок микрофлоры воздуха для учета сезонных различий, замеры при отсутствии детей в школе (во время каникул), а также проведение посевов из смывов с различных поверхностей, которые дадут представление о загрязненности предметов, которых дети часто касаются руками (перила, дверные ручки, столы в столовых и т.п.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методические рекомендации. Методы бактериологического исследования условно-патогенных микроорганизмов в клинической микробиологии (утв. Минздравом РСФСР 19.12.1991).
2. Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
3. Шлегель Г. Общая микробиология. – М.: Мир, 1986.
4. Нетрусов А.И. Практикум по микробиологии. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т. – М.: Мир, 1996.
6. Курсанов Л.И., Наумов Н.А., Красильников Н.В. Определитель низших растений. Т. 3. Грибы. – М.: Советская наука, 1954.
Научные руководители:
В.В. КОРЧАГИНА,
Л.В. КОЗАДАЕВА,
Научный консультант:
Е.С. ЗУБКОВА,
Гимназия № 14, г. Одинцово, Моск. обл.