Л. Г. Тыкынаева
Внеурочная исследовательская деятельность учащихся по экологии
Экологическое образование и воспитание осуществляется во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы. Оно включает в себя систему уроков и внеурочных практических занятий. Хорошие результаты дает работа в лаборатории под открытым небом, где ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской деятельности. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников и книг, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества.
Экологическое образование и воспитание в нашей сельской малокомплектной школе направлено на развитие личности каждого ученика; повышение интереса к естественным наукам обучения; расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы; развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, села, улуса.
Внеурочная исследовательская деятельность учащихся – это практикумы на мониторинговых полигонах, экологические экспедиции, мониторинговые экологические исследования. Школьники ориентированы на экологические проблемы той местности, где они живут.
Полевая экология занимает важное место в изучении школьного курса экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчает понимание фактического материала. С теорией и методикой исследования школьники знакомятся на занятиях кружка «Школа молодого исследователя», в котором у нас занимаются ребята 5–7-х классов, а также на уроках экологии. Темы для исследований выбираются самые разные. Например, при изучении тем: «Разнообразие форм кроны деревьев и кустарников», «Особенности внешнего строения коры деревьев и кустарников» наблюдают за деревьями и кустарниками. При изучении темы: «Состав и структура сообщества смешанного леса» проводится практическая работа в лесу.
Класс разбивается на группы под руководством бригадиров, отвечающих за выполнение работы, дисциплину и отчетность. Каждой группе выделяется пробная площадка 10 ? 10 м, на которой изучают видовой состав деревьев, обилие, ярусность, загрязненность. Затем группа составляет отчет. Ребята определяли степень загрязнения воздуха в районе пилорамы, гаража, населенного пункта. В результате выяснили, что на территории населенного пункта воздух чистый. К такому выводу пришли, обнаружив на строениях и деревьях зеленые мхи. Воздух в районе гаража, где много техники, электростанция, загрязнен – зеленых мхов там обнаружили меньше.
На кружковых занятиях ребята проводили анализ снеговой воды в разных биотопах – определяли водородный показатель, общую жесткость, содержание фосфатов, нитритов, нитратов, сульфатов.
Выполняя такие практические задания, учащиеся овладевают системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и обработки полученных данных, учатся делать анализы, обобщения, выводы.
Вот уже несколько лет подряд учащиеся отправляются летом в экспедицию по родному краю. Участники экспедиции разбиваются на группы по 2–3 человека. Каждая группа получает задание, и работает самостоятельно. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность ребят и более эффективно использовать время, особенно когда работы связаны с длительными наблюдениями и статистической обработкой данных. После того как работа выполнена, проводится обсуждение полученных результатов и выводов, сделанных учащимися. Для участников экспедиции составляется программа, которая имеет несколько направлений: гидрологическое; мирмикологическое; почвенное; ботаническое; зоологическое; топографическое; экологическое; здоровый образ жизни.
Одна группа занимается изучением морфометрических данных, температуры, определяет цветность, прозрачность, рН, рассчитывает жесткость воды.
Вторая группа изучает жизнедеятельность муравьев: проводит учет численности муравейников, определяет состав их строительного материала, изучает питание муравьев. На основании учета и измерений оценивает состояние муравейников, определяет плотность поселения муравьев. Результаты работы позволили выявить неблагополучные участки на изучаемой территории и основные причины их появления.
Третья группа занимается изучением и сравнением механического состава почвы в разных биотопах, определяет ее влажность, плотность, кислотность.
Четвертая группа занимается изучением растений: определяет видовой состав, выявляет лекарственные и ядовитые растения, изучает урожайность ягодных растений.
Были проведены следующие мониторинговые исследования.
1. Изучение озер в местности Кытыл, на
острове Черендей, в Дабане.
2. Изучение луговых, ягодных, ядовитых, редких,
лекарственных растений в местности Кытыл, на
острове Черендей, в окрестностях села Дабан.
3. Комплексная экологическая оценка
антропогенных воздействий в окрестностях
животноводческой фермы села Дабан.
4. Изучение смешанного леса, жизненного состояния
леса по сосне.
5. Изучение гидрографических особенностей малых
рек.
6. Изучение влияния антропогенного фактора на
состояние почвы в долине реки Лены.
7. Экология села.
8. Изучение муравьев в разных биотопах.
9. Изучение птиц в разных биотопах местности
острова Черендей.
10. Мониторинг почвы. Изучение почвенного разреза,
определение плотности, влажности, кислотности,
механического состава, биоты в местности Кытыл,
на острове Черендей, на ферме.
11. Мониторинг вермикультивирования. Проведение
опытов с применением биогумуса для выращивания
арбузов разного сорта.
12. Изучение содержания нитратов в овощах.
13. Мониторинг здоровья. Изучение вредных
привычек на примере курения и алкоголизма.
14. Мониторинг пищевых продуктов в детском саду и
школе.
15. Мониторинг продуктивности кур, лошадей.
16. Изучение промыслово-охотничьих ресурсов на
примере белки и соболя.
17. Оценка экологической характеристики лугов по
растительному покрову.
18. Изучение численности птиц различными
методами.
19. Изучение экологии первоцветов на примере
подснежника.
20. Брусника и толокнянка в лесах Дабана.
21. Маршрутный учет глухаря.
22. Использование лесного фонда населением села
Дабан.
23. Изучение видового состава и численности
амфибий.
24. Зимующая орнитофауна в разных биотопах.
25. Оценка естественного возобновление леса на
вырубках.
26. Кормовая активность зимующих птиц села Дабан.
Экспедиционная форма работы способствует знакомству школьников с различными уголками своей малой родины. Большинство учащихся, работая в экспедициях, впервые открывают для себя глубокий и многогранный мир природы, традиционной культуры и быта населения своего края.
Все собранные материалы во время летних экспедиций обрабатываются зимой во время кружковых занятий. По собранным материалам школьники пишут проекты, доклады. Юные экологи ежегодно участвуют в научно-практической конференции «Шаг в будущее». Занимают призовые места. Так, например, в 2002 г. доклад Ивановой Любы, ученицы 10-го класса, «Выявление положительного влияния биогумуса на рост и развитие арбузов» был отмечен дипломом II степени на улусной и республиканской конференциях «Шаг в будущее», она была участником Всероссийской конференции Юных исследователей Окружающей среды в г. Москве. Сафонова Дуся и Сафонова Ирина были отмечены дипломом III степени на улусной конференции «Шаг в будущее», на конференции-семинаре молодых исследователей «Проблемы и перспективы развития северного земледелия и растениеводства в условиях Якутии». Иванова Люба стала лауреатом. На конференции «Потенциал молодежи ХХI веку», посвященной 100-летию М.Ф. Габышева, Тыкынаева Василина отмечена дипломом I степени, Семенова Настя дипломом II степени. В 2005 г. ученица 11-го класса Семенова Настя получила диплом II степени за работу «Изучение численности птиц различными методами и их сравнение», Боякинова Юля и Пшенников Андрей стали дипломантами III степени в средней группе. Со своими проектами учащиеся участвуют не только в конференции «Шаг в будущее», но и в других конференциях, проводимых в улусе. Всего в конференциях участвовало 58 детей.
Ежегодно проводится декада, посвященная Маршу Парков. В проведении этого мероприятия мы участвуем с 1996 г. В рамках декады проводим конкурсы, викторины, КВН, классные часы, научные конференции учащихся, экологические брейн-ринги, уроки-игры. В рамках декады ребята участвуют в разных экологических конкурсах, проводимых экологическим центром, выступают перед родителями, учащимися по вопросам охраны природы, рассказывают о заповедных местах, Красной книге, редких растениях и животных, и т.д.
С 2000 г. наш экологический кружок реорганизован в Клуб друзей WWF – Всемирного Фонда Дикой Природы. Каждый член клуба имеет свою членскую книжку. Ежегодно в Клуб вовлекаются новые члены. Деятельность клуба заключается в проведении акций и мероприятий по сохранению разнообразия экосистем. Ребята участвовали в акциях по очистке дворов школы и детского сада; очистке территории, прилегающей к реке; очистке окраины села от мусора; вместе с экологической комиссией проверяют состояние дворов, проводят рейды.