В.И. АБРАМОВ,
учитель биологии,
г. Северодвинск
Интернет-ресурсы на уроках биологии

Одним из достижений современной
цивилизации является создание Всемирной
информационной сети. Она содержит не только
огромное количество разнообразной информации,
но и позволяет быстро передать письменное
сообщение в любой уголок мира и просто напрямую
обмениваться мнениями с другими пользователями.
Учитель, зачастую
ограниченный в возможностях получать новейшую
научную и научно-популярную информацию по своему
предмету из периодических изданий и книг,
ставших для него недоступными из-за высоких цен,
может получить эту информацию из Интернета.
Кроме того, Интернет позволяет найти
разнообразный иллюстративный материал, который
учитель может использовать на уроках,
демонстрируя изображения на экране, а если есть
возможность их распечатать – и при оформлении
кабинета.
Для удобства работы с Интернетом я
создал каталог сайтов, который включает не
только их перечень и адреса, но и главные
страницы, и карты структуры этих сайтов. Это
значительно облегчает дальнейший поиск нужной
информации, т.к. сразу видно, на какой странице в
сети она может находиться. Этот созданный мной
каталог доступен учащимся и, благодаря
красочному оформлению страниц, невольно
привлекает их внимание, стимулирует
познавательную активность и вызывает желание
самим посетить тот или иной сайт. Некоторые
ребята, поработав с каталогом, сами начинают
искать сайты с научно-познавательной
информацией – не только по биологии, но и по
другим предметам, и потом делятся с учителем
своими находками. Интерес к самостоятельной
работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что
учитель, используя на уроках новую научную
информацию, полученную в сети, записывает на
доске адреса соответствующих сайтов.
Самостоятельный поиск информации
имеет смысл поручать в первую очередь
старшеклассникам. На уроках в классах среднего
звена использование материалов, полученных из
Интернета, носит в большей степени
познавательно-развлекательный характер,
позволяет дополнительно заинтересовать
учащихся и расширить их кругозор.
По каждой теме курса биологии у нас
подобран материал из сети, который по мере
изучения темы помещается в специальных
планшетах на стенах кабинета – учащиеся имеют
возможность познакомиться с ним на переменах и
после занятий. На уроках я обращаю внимание своих
учеников на эти планшеты, сообщая, что там они
могут получить дополнительную информацию по тем
или иным вопросам. Но обычно ребята уже и сами
ждут очередного обновления материала. В планшеты
обязательно помещаются распечатки не только
текста, но и иллюстраций: красочные картинки
невольно привлекают внимание школьников, – даже
тех, кто не особенно интересуется биологией.
Информация, полученная из Интернета,
была широко использована нами и при новом
оформлении кабинета биологии.
Однако при пользовании Интернетом в
школе возникает и ряд сложностей.
Во-первых, информация в сети
бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее
достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из
самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то
мере отличить достоверную научную информацию от
безграмотных сенсационных сообщений,
публикуемых в «желтой прессе» и в изобилии
появляющихся в Интернете, – обратить внимание на
название сайта, источник и автора предлагаемого
материала или статьи. Сайты научных организаций
и центров, вузов и других учебных заведений
вызывают больше доверия, чем чисто
информационные, а сайты известных
научно-популярных изданий естественно-научного
направления – больше, чем страницы с новостями и
сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт
является авторским, т.е. создан одним человеком –
обратите внимание на те сведения, которые автор
приводит о себе, вспомните, знакомо ли вам его имя
по другим статьям и публикациям. Наконец,
значительное количество информации,
представленной на страницах Интернета,
посвященных биологии, собрано в той же сети или
скопировано из печатных изданий.
Заслуживающие доверия сайты всегда
указывают источник получения материала, на что
также следует обратить внимание. При наличии
прямых ссылок на сетевые источники – их стоит
проверить. Так, во-первых, можно еще раз убедиться
в том, заслуживает ли материал доверия, а
во-вторых – узнать дополнительные подробности,
опущенные при цитировании, но важные для
проведения урока биологии. Все эти моменты
следует объяснить и ученикам, если вы поручаете
им самим разыскать в сети ту или иную информацию
к уроку или внеклассному мероприятию.
Во-вторых, большая часть действительно
ценной и интересной информации представлена в
сети на английском языке. Проблему с переводом
таких материалов можно в какой-то мере решить,
обратившись за помощью к ученикам старших
классов, лучше других владеющих английским
языком. Для них перевод неадаптированного текста
будет хорошей практикой, а в качестве
дополнительной стимула может служить и оценка по
биологии.
В-третьих, в сети представлено такое
количество информации, что для поисков чего-то
действительно нужного, несмотря на
существование поисковых систем, зачастую
требуется очень много сил и времени. Кроме того,
некоторые сайты, адреса которых были
опубликованы в тех или иных изданиях, могут со
временем изменить свое название или адрес или
просто исчезнуть.
Надеюсь, предлагаемая статья
облегчит работу учителя биологии, пытающегося
разыскать в Интернете полезные материалы. Все
упомянутые ниже сайты регулярно мною посещаются,
и их существование тем самым проверяется1.
Наиболее интересные, на мой взгляд,
сайты по биологии (в первую очередь –
русскоязычные), я разделил на несколько групп.
По страницам периодической печати
Газеты и журналы, как правило, приводят
на своих сайтах только перечень опубликованных
статей. Однако некоторые издания выкладывают в
сети и полные тексты публикаций вместе с
иллюстрациями – если не из последних номеров, то
за прошлые месяцы или годы. Они-то и могут
представлять интерес для учителя. Ниже приведен
перечень показавшихся мне интересными статей по
биологии, размещенных на сайте журнала «Вокруг
света» www.vokrugsveta.ru.
«В семье не без примата» – http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=18
.
(Для упрощения в дальнейшем списке на
газетной полосе общая для всех статей часть
ссылок – http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/
viewarticle?id= – опущена и приведены только номера
самих статей (предыдущий – «18»). Но для их вызова,
конечно, адрес должен быть набран полностью.)
«Оглохший от любви» – 52; «Шутка
природы» – 58; «Обжигающая красота» – 66; «Большое
перемирие» – 107; «Владыки морей юрского периода»
– 108; «Время белой совы» –169; «Отважная охотница»
– 232; «Врожденный феминизм» – 277; «Балтиморская
птица» – 287; «Летучая ящерица или дракон?» – 288;
«Ход слоном» – 302; «Отшельник из джунглей» – 311;
«Израиль. Заповедник Хайбар» – 627; «Эквадор.
Чарльз Дарвин» – 719; «Птицы утренней зари» – 723;
«Мадагаскар. Хамелеоны и Лемуры» – 749; «Усатые
русалки» – 846; «Россия. Зоопарк – 854»; «Россия.
Лоси» – 866; «Финляндия. Оленья ферма» – 885;
«Тайланд. Змеи» – 962; «Танзания. Долина
Серенгети» – 994; «Танзания. Кратер Нгоронгоро» –
998; «Испания. Андалузцы» – 1003; «Таиланд. Слоны» –
1030; «Рожденные не летать» – 1060; «Ровесница
динозавров» – 1108; «Солдаты невидимого фронта» –
1135; «Восполнимые потери» – 1139; «Ядовитые
интеллектуалы» – 1164; «Австралия. Животные» – 1186;
«Эвкалиптовые привереды» – 1243; «Царицы ночи» –
1310; «Ясноглазая жертва» – 1344; «Безжалостные
туши» – 1351; «Закон стаи» – 1416; «Проклятие Афины»
– 1450; «Тортилла и ее родня» – 1522.
Помимо журнала «Вокруг света» я могу
порекомендовать учителям биологии и сайты ряда
других периодических изданий:
Журнал «Друг» – www.droug.ru
.
Журнал «Гео» – www.geoclub.ru
.
Журнал «National Geographic» – www.nationalgeographic.com/index.html
(на англ. языке).
Газета «Мое зверье» – www.zooclub.ru/animals/ .
Журнал «Знание–сила» – www.znanie-sila.ru .
Газета «Биология» – http://bio.1september.ru/
Журнал «Наука и жизнь» http://nauka.relis.ru .
Журнал «Компьютерра» – http://computerra.ru
Очень приятно удивил сайт журнала
«Компьютерра». Если судить только по названию,
трудно представить, что на страницах этого
издания приводится очень новая и интересная
информация по биологии. Вот названия только
нескольких статей: «Ушедший 2002-й – год медицины и
биологии», «Малые РНК», «История клонирования».
Некоторые сайты предлагают
бесплатно подписаться на рассылки новостей. В
присылаемой ими информации обычно можно найти
что-то интересное. Например, в рассылке
<www.subscribe.ru> последнее время были такие
интересные статьи, как: «Наши гениальные органы»,
«Жизнь начинается с черепа», «Визит к единорогу»,
«Мир попугаев», материалы о динозаврах и
медведях. Отмечу интересную и увлекательную
форму, в которой они написаны2.
Общие сайты по биологии
В эту группу я включил русскоязычные
сайты, которые предоставляют разнообразную
информацию по биологии. Вот некоторые из них.
«Научная сеть» – www.nature.ru
– прекрасный помощник для учителя и
учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая
и достоверная научная информация по разным
отраслям науки, в том числе и по основным
разделам биологии: аннотации книжных новинок,
биографии ученых, курсы лекций, научные статьи,
популярные заметки и многое другое.
«Кирилл и Мефодий. Животный мир» – www.zooland.ru – прекрасный сайт,
содержащий обилие интереснейших сведений о
самых разнообразных животных. Информация
изложена кратко, в доступной форме, приведены
фотографии. Сайт постоянно обновляется.
Материалы этого сайта я использовал для
оформления планшетов в кабинете биологии и на
уроках зоологии.
Биологический факультет МГУ им. М.В.
Ломоносова – www.bio.msu.ru .
«Херба» – www.herba.msu.ru
– ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова;
предлагает научную информацию о растениях,
рисунки гербарных листов, цветные фотографии,
изображения из атласов.
«Редкие и исчезающие животные России»
– www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm
– на сайте представлена информация о животных
России, внесенных в Красную книгу3,
а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы –
записи голосов, видеосюжеты.
«БиоДан. Новости биологии» – www.biodan.narod.ru – авторский
сайт, на котором собрана интересная и полезная
для учителя научная информация, но, к сожалению,
только по некоторым разделам биологии: ботанике,
зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт
лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не
снижает его информационного значения.
«Животные» – www.zoomax.ru
.
«Зооклуб. Все о животных» – www.zooclub.ru – здесь находится
обширная информация о содержании в домашних
условиях самых разнообразных животных,
рекомендации по уходу за ними и их лечению. Кроме
того, на этом сайте помещен материал о различных
диких животных.
«Зоолоция» – www.zoospace.narod.ru
– предоставляет материал в основном о
собаках и кошках: рекомендации по их содержанию и
лечению, нормативные документы, информацию о
клубах и питомниках, объявления о продаже и
выставках.
«Поводок» – www.povodok.ru
– один из самых полных сайтов, посвященных
домашним животным.
«Мир животных Брема» – www.povodok.ru/encyclopedia/brem/ .
«Все о кошках, диких и домашних» – www.nata.obninsk.ru/cats/ –
любитель кошек найдет здесь рекомендации и
советы по содержанию, питанию и лечению, каталог
пород, фотографии, рисунки, мировые новости о
кошках и даже сказки и стихи, посвященные кошкам.
«О непобедимой любви к животным» – www.apus.ru – интересная и
разнообразная информация о самых различных
животных. Особенности подбора материала и его
изложения делают этот сайт хорошим помощником
учителю.
«Домашние животные» – www.petslife.narod.ru .
«Лужок» – www.luzhok.ru/
– замечательный сайт, посвященный
декоративным растениям. Содержит описания
комнатных и садовых растений, рекомендации по
разведению и уходу, фотографии и рисунки,
информацию о лекарственных растениях и их
применении, легенды о растениях. Сайт очень
информативен и интересен, красочно оформлен.
«Барракуда. Сайт любителей дайвинга»
– www.barracuda.ru – сайт
содержит информацию для любителей погружений с
аквалангом. Но он будет очень интересен и всем
любителям природы – здесь имеется много
отличных фотографий морских пейзажей и
подводных обитателей, а также их описания.
«Экзотическая зоология» – www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.htm и
«Криптозоология» – www.cryptoz.narod.ru
. Эти сайты посвящены мифическим и мистическим
существам. Говорить о научности размещенных
здесь материалов не приходится, но они интересны
тем, что помогут лучше разобраться, что же
представляют собой существа, в изобилии
населяющие мифы разных народов, а в последние
годы – и страницы некоторых периодических
изданий. Не важно, верите вы в них или нет, но все
загадочное, согласитесь, привлекает...
Сайты о конкретных животных
Русскоязычных сайтов, посвященных
отдельно какой-либо группе животных, мне удалось
обнаружить немного.
«Все о бобрах» – www.bober.ru
– здесь представлена разнообразная
информация об этих симпатичных животных.
«Популярная черепахология» – www.turtle.newmail.ru – хороший
сайт о черепахах.
«Большие кошки» – www.bigcats.ru
.
«Змеи и рептилии» – www.insect.narod.ru/ – здесь
можно найти много хороших фотографий, хотя
текста немного. Этот же сайт содержит разделы,
посвященные другим группам животных.
«Жуки» – www.zin.ru/animalia/coleoptera/rus
–изумительный сайт. На его многочисленных
страницах дается полная и исчерпывающая
информация о жуках. Любой специалист, учитель
биологии и просто любитель природы найдет здесь
интересный и нужный для себя материал.
«Акулы Интернета» – www.turubar.com/sharks – на мой
взгляд лучший из русскоязычных сайтов,
посвященных акулам. Здесь приводятся и подробные
описания видов акул, и информация о случаях
нападения акул на человека, и сведения о значении
акул в природе, об их использовании и
необходимости охраны, и обширная библиография,
множество отличных фотографий.
1 К сожалению,
подобного рода информация действительно быстро
устаревает. При подготовке данной публикации мы
проверили все приведенные в ней ссылки. Однако
это не исключает возможности того, что через
некоторое время часть из них не окажется
«нерабочими». – Прим. ред.
2 Среди заслуживающих
доверия информационных русскоязычных сайтов, на
которых представлена информация по биологии, мы
можем порекомендовать также (ДАТЬ URL SciTechLibrary). – Прим.
ред.
3 Материалы
данного сайта базируются на «Красной книге
РСФСР» издания 1983 г., утратившей свою силу в
качестве нормативного документа. Однако общие
сведения по биологии включенных туда видов
остаются актуальными. – Прим. ред.
|